Сертификация систем качества, систем управления окружающей средой и технологических процессов накопления, перемещения, переработки, утилизации, хранения, захоронения отходов. Она осуществляется путем проведения анализа отходов, оценки содержания в них нормируемых загрязняющих веществ, степени их воздействия на окружающую среду.
Экологические требования к технологическим процессам. Процессу проверки здесь подлежат сырье и других материалы и веществ, используемых в технологическом процессе (соблюдение экологических требований к ним, а также при их транспортировке и хранении). Кроме того, осуществляются испытания технологического процесса (выявление источников воздействия на окружающую среду и оценка их воздействия на окружающую среду), а также проверка выпускаемой продукции на предмет ее воздействия на окружающую среду.
Производство товаров, работ и оказание услуг природоохранного назначения (например, производство экологически чистой продукции).
Схемы экологической сертификации осуществляется путем экологического аудирования и анализа технической документации, обеспечивающей качество проводимых работ и услуг, путем оценки их воздействия на окружающую среду.
Основными этапами проведения сертификации по экологическим требованиям, являются:
а) предварительный анализ и оценка представленной заявителем документации;
б) проверка и оценка состояния объекта сертификации на предприятии;
в) определение соответствия систем качества требованиям нормативных документов;
г) принятие решения о сертификации, регистрации и выдаче сертификата соответствия;
д) инспекционный контроль сертифицированной системы качества. На каждом из этих этапов может проводиться экологическое аудирование. В процессе подготовки к сертификации может также осуществляться процедура экологического консалтинга.
В качестве одного из первых примеров применения экологической маркировки продукции на основе ее экологической сертификации можно привести знак «Свободно от хлора» по ГССТ Р 51150-98 с целью подтверждения соответствия продукции требованиям отсутствия в ней искусственных хлорорганических соединений, в том числе диоксидов. Данным знаком могут маркироваться таите виды продукции, тары и упаковки, как продукция лесного хозяйства и лесозаготовок; древесина, целлюлоза, бумага, картон, фибра и изделия из них; полимерные изделия (волокна, нити, мастики, эмали, грунтовки, удобрения); товары народного потребления, игры, игрушки.
Данный стандарт, однако, не распространяется на продовольственную и фармацевтическую продукцию и комбикорма.
Таким образом, в данном случае наличие объективной маркировки продукции на основе процедуры ее экологической сертификации подтверждает отсутствие загрязнения окружающей среды хлорорганическими соединениями в процессе изготовления, обработки, хранения, переработки и утилизации определенной группы продукции.
Использование экологической маркировки продукции в России является одним из перспективных направлений развития форм. подтверждения соответствия определенным критериям ее экологичности. В настоящее время такая система находится в стадии формирования.
В настоящее время общепринятыми в мировой практике являются процедуры сертификации продукции как деятельности по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным соответствующими правовыми и нормативно-методическими документами. В широком смысле экологическая сертификация - разновидность сертификации качества продукции и технологий. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий это один из реальных инструментов и рычагов экологизации промышленного,
сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю.
С точки зрения производителей, - это средство расширения рынка и укрепления позиций в конкурентной борьбе, один из тех факторов, которые могут оказать позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-производителей, на улучшение имиджа предприятия и компании в целом. С точки зрения потребителя, - это подтверждение того, что продукт или технология в том или ином смысле экологичны.
В целом, если продукция изготовлена из экологически благоприятного сырья, либо из вторичных материалов, либо с использованием малоотходной или ресурс- и энергосберегающей технологии, либо сама является в том или ином смысле экологически чистой и безопасной, то предприятия-изготовители и торгующие фирмы стараются использовать это обстоятельство в маркетинговых, в том числе в рекламных целях.
В мировой практике проводится два основных вида экологической сертификации: а) экологическая сертификация продукции и б) экологическая сертификация способа ее производства. Второй вид экосертификации осуществим в том случае, если, например, проводится реконструкция производства, либо вводится в действие новое предприятие и при этом внедряются экологически чистые (ресурсо-, энергосберегающие) технологии. В целом любые технологии, внедрение которых в качестве основной цели преследует ресурсо- и энергосбережение, могут рассматриваться в качестве одного из видов экологически ориентированных технологий.
При этом понятие "экологическая сертификация" распространяется на технологические процессы, а также на сырье и готовую продукцию, обладающую определенными преимуществами в отношении экологической чистоты и производимую с использованием ресурсосберегающих и безотходных технологий, по сравнению с аналогичной продукцией. Товары, подтвердившие свое соответствие установленным критериям экологической чистоты в результате проведенных испытаний, может маркироваться специальным знаком.
Мировая практика и российское законодательство разделяют два вида сертификации - обязательную и добровольную. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации определены Законом РФ "О сертификации продукции" (1993 г.). В соответствии с данным законом сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Обязательная сертификация продукции в России начала реализовываться прежде всего в пищевой отрасли, связанной, в первую очередь, с безопасностью для жизни и здоровья человека. Так, на продукты питания в настоящее время выдаются сертификат соответствия и гигиеническое свидетельство. Однако, выдача названных сертификатов на готовый продукт не всегда означает безопасность его для человека и окружающей среды, поскольку на потребителя и окружающую среду могут оказывать вредные воздействия такие факторы, как тара, упаковка и др. Обязательной сертификации подлежат товары (работы и услуги), на которые законом установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и сохранения окружающей среды.
Основными задачами системы экологической сертификации являются:
• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояние окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;
• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;
• защита потребителей от приобретения товаров (услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества, или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;
• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.
Очевидно, что экологическая сертификация призвана сделать потребителя и производителя равными партнерами, поскольку в условиях рынка именно она упорядочит и сделает цивилизованными их взаимоотношения. В рыночных условиях она, прежде всего, нужна тому, кто не имеет возможности напрямую воздействовать на изготовителя и, по существу, беззащитен перед ним, т.е. потребителю.
В настоящее время широкое распространение за рубежом получила сертификация систем управления качеством продукции на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000 и ISO 14000. В России также начаты работы по сертификации таких систем, ряд отечественных предприятий получил сертификаты соответствия. В 1999 г. такой сертификат получило предприятие «Топливные системы», г. С.Петербург. В 2000 г. сертификат системы управления окружающей средой на основе стандарта ISO серии 14001 получило ЗАО "Вологодский подшипниковый завод". Данная работа проводилась в сотрудничестве с Немецким обществом по сертификации систем качества - DQS.
Наличие такого сертификата является определенным гарантом устойчивости выпуска предприятиями продукции, отвечающей стандартам, в том числе - по экологическим требованиям, стимулирует привлечение инвестиций, а также способствует формированию у предприятия, фирмы благоприятного экологического имиджа. Так, к примеру, Госстандарт России в 1998 г. утвердил программу добровольной сертификации систем качества малых пекарен в г. Москве, получившую название "Моспек". Объявленная программа сертификации носит добровольный характер. Наличие сертификата "Моспек" подтверждает, что в пекарне созданы условия для выпуска качественной продукции (технологическое обеспечение, санитарно-гигиенические стандарты и экологическая безопасность),
Для информирования населения и потребителей хлебобулочных изделий в магазины направляются специальные информационные листки, которые содержат данные о химических показателях, радиационной безопасности продукции, ее энергетической ценности, потребляемом сырье для ее производства и др. В перспективе предполагается выпускать специальные экологические заявления для информирования потребителей, поставщиков сырья, природоохранные органы и население о деятельности 000 «Волбо» по внедрению системы экологического менеджмента.
В рамках комплекса стандартов ISO серии 14000 разрабатываются также стандарты по экологической маркировке продукции, призванные создать единую нормативную базу в этой области, способствующую преодолению торговых барьеров.
Компании, внедряющие международные стандарты ISO серии 14001 в результате повышения эффективности производственных процессов получают значительную экономию затрат. Это принуждает компании концентрировать усилия на таких объектах управления, как обращение с отходами, энергозатраты и сырьевые материалы.
В настоящее время в России реализуется национальная программа поддержки отечественного товаропроизводителя, в рамках которой все более актуальным направлением является формирование рынка экологически чистой (безопасной) продукции.
С этой целью Международным экологическим фондом. Национальным фондом защиты потребителей совместно с рядом заинтересованных министерств, ведомств и организаций проводятся Международные выставки «Экологически безопасная продукция». Одновременно, для пропаганды и продвижения как на внутренний, так и на внешний рынок экологически чистой и безопасной продукции, проводится конкурс предприятий -производителей и поставщиков такой продукции.
Предприятия и организации и выпускаемая ими продукция, победившие в конкурсе, вносятся в реестр производителей и поставщиков экологически безопасной продукции. Этим предприятиям предоставляется право использования специальной экологической маркировки при выпуске данной продукции.
В Приложениях 4, 5 представлен составленный автором Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной продукции, отвечающей экологическим требованиям, а также Реестр и характеристика продукции, работ и услуг некоторых участников национальных выставок «Экологически безопасная продукция» (производители и поставщики экологически благоприятной продукции, работ и услуг). Очевидно, что экологический имидж товара отвечает не только запросам потребителей, но и интересам производителей, поскольку значительно повышает конкурентоспособность товара и предприятия, а также положительно сказывается на деловой репутации товаропроизводителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17