Рефераты. Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

С точки зрения эволюции политики предприятий в области охраны окружающей среды можно выделить следующие ее фазы, табл. 3.

С точки зрения влияния предпринимательской деятельности на состояние окружающей среды можно выделить три сценария:

1. Общая тенденция к увеличению воздействия на состояние окружающей среды и, соответственно, к увеличению экологического риска. Такое увеличение негативного воздействия может быть равномерным или носить скачкообразный характер, что связанно с осуществлением отдельных природоохранных мер или возникновением аварийных ситуаций.

При этом предприятия практически не заинтересованы не только в декларировании, но и в оценке фактического негативного воздействия на окружающую среду своей деятельности.

Таблица 3 - Этапы и фазы развития экологически ориентированной предпринимательской политики

п./п.

Период

Содержание этапа

1.

1970

Усиление этических и моральных требований предпринимателя в отношении окружающей среды

2.

1980

Изменение уровня экологической сознательности в предпринимательской деятельности

3.

1980/85

Оборонительная реакция на возрастание экологических требований

4.

1985

Открытая, наступательная политика в области охраны окружающей среды и разработка предупредительных мер

5.

1990/95

Согласие с применением инструментов экономической и экологической ответственности

6.

2000

Изменение принципов потребления ресурсов, интегрированная экологическая политика и переход к экологически устойчивому развитию


2. С точки зрения воздействия предприятия на окружающую среду складывается общая тенденция к стабилизации. -Это связано с проведением ряда природоохранных мероприятий, а также с соблюдением установленных норм и правил, высоким уровнем производственной и технологической дисциплины и экологического контроля.

3. При третьем сценарии складывается общая тенденция к последовательному снижению негативного воздействия на окружающую среду, что связано с внедрением основных принципов системы экологического управления и, соответственно, ведет к снижению экологического риска.

Хартией предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития, определены принципы природоохранной политики Рыночная экономика, движимая активной предпринимательской инициативой, с помощью разумно вводимых ограничений и регулируемых экономических рычагов, выступает как источник обеспечения управленческими, техническими и финансовыми ресурсами деятельности по оздоровлению окружающей среды.

Как отмечается в данном документе, в целях выработки перспективной экономической политики, позволяющей адекватно реагировать на растущие требования по защите окружающей среды, предприятиям, в том числе - малому и среднему бизнесу, целесообразно руководствоваться следующими принципами и положениями:

• рассматривать экологизацию в числе высших корпоративных приоритетов предприятия;

• разработку корпоративной политики, программ и практики экологизации всех направлений деятельности предприятия необходимо организовывать с учетом интересов потребителей, общественности, требований рынка, включающих и экологические требования;

• экологическое обоснование принятия управленческих решений на всех иерархических уровнях;

• продукты и услуги должны соответствовать требованиям экологической безопасности, минимальной энерго -, ресурса- и материалоемкости, а также поддаваться утилизации и др.

Одним из наиболее характерных проявлений последовательного улучшения является минимизация воздействия хозяйственной и иной деятельности предпринимателя на состояние окружающей среды. В рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН и Программы ООН по окружающей среде для стран с переходной экономикой отмечается, что следует всячески содействовать саморегулированию в промышленном секторе, например, путем заключения добровольных соглашений между природоохранными органами и промышленными организациями, такими, как торговые палаты и ассоциации производителей.

Примером такого подхода является подписание в 1998-1999 гг. Общественного договора о сохранении живой природы, цель которого вовлечь в активное и реальное участие в сохранении окружающей среды все заинтересованные слои общества. Данный общественный договор является частью Национальной стратеги сохранения биоразнообразия России, основными задачами которой является формирование категорий экономической ценности живой природы и биологического разнообразия как национального достояния, формирование системы партнерства в деятельности по сохранению живой природы, активизация работы с отечественным бизнесом и товаропроизводителями. Участники данного общественного договора (предприниматели, товаропроизводители, органы власти, организации, граждане) берут на себя обязательства создавать, поддерживать и защищать правила, по которым должна протекать жизнь в сфере производства и потребления, материальных благ с учетом сохранения живой природы России.

С целью расширения участия российских предпринимателей в реализации национальной стратегии устойчивого развития в 1994 г. между Минприроды России (впоследствии - Госкомэкологии России) и Торгово-промышленной палатой России было заключено соглашение о сотрудничестве. Программа такого сотрудничества предусматривает ряд направлений: а) отработка в ряде регионов базовых моделей экологически ориентированного предпринимательства, так называемых чистых производств», объединяющих усилия местных природоохранных органов, торгово-промышленных палат, предпринимательских структур и местных администраций; б) привлечение к экологическому предпринимательству отечественных и зарубежных инвестиций; в) создание совместных центров информации и консультационно-исследовательской работы [80].

Начиная с 1995 г. в годовом докладе Торгово-промышленной палаты России имеется специальный раздел «Экологически ориентированное предпринимательство как цивилизованный бизнес». Совместная рабочая группа экспертов ТПП России, Госкомэкологии России и предпринимателей подготовили предложения проекты программ по внедрению принципов экологически ориентированного управления предприятиями, охватывающие все организационные, технологические стороны обычного предприятия и жизненного цикла продукции: от оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экоаудита до маркетинга и сбыта.

Основные требования перехода к модели устойчивого развития в России на ближайший период состоят в следующем: оживление экономического развития с приданием ему нового качества, обеспечивающего сохранение природно-ресурсного потенциала, удовлетворение основных потребностей населения в трудоустройстве, продуктах питания, чистой воде и энергии.

Таким образом переход России к модели устойчивого развития требует такой экологической ориентации, достигаемой путем повсеместного и постоянного учета экологического фактора при принятии управленческих решений. Показателями, определяющими степень экологизации хозяйственной деятельности, может служить система показателей природо- и ресурсоемкости экономики, характеризующих уровень потребления того или иного вида природных ресурсов на единицу конечного потребления.

С этой целью представляется целесообразным усиление положения о том, что экологические цели являются неотъемлемыми слагаемыми экономических целей. Более того, они становятся приоритетными и их роль неуклонно возрастает. Первоочередным шагом в этом направлении должно стать создание институциональных основ экологизации экономики как главного загрязнителя окружающей среды и как основного источника средств для экологизации производственной и непроизводственной (потребительской) сфер.


1.2 Развитие принципов экологической этики и предпринимательская деятельность


Решение многих экологических проблем невозможно без изменения механизма экономического развития, который в современных условиях противоречит потребностям защиты окружающей среды. На стыке экономики природопользования, права, этики и торговли в настоящее время формируется новое направление научной и практической деятельности - экологическая этика. Речь идет о формировании таких отношений в сфере бизнеса, включая торговлю, которые бы отвечали долговременным интересам экологически устойчивого развития и способствовали усилению ответственности производителей и потребителей за состояние окружающей среды. В данном случае можно говорить о развитии основных принципов деловой хартии устойчивого развития торгово-промышленной палаты относительно экологических аспектов этики предпринимательской деятельности.

Как видно из данной схемы, в настоящее время экологическая политика базируется на принципах этики, когда в центре интересов находится человек (антропоцентрическая этика). Гармонизация экологических и экономических интересов в будущем предполагает переход предпринимательской деятельности на принципы экоцентрической этики, когда во главе угла будет находится качество окружающей природной среды и состояние отдельных экосистем в целом.

С этой точки зрения к основным принципам экологической этики относятся:

1. признание корпоративной ответственности за экологические последствия деятельности в сфере бизнеса, что предполагает создание эффективной системы экологического менеджмента;

2. мотивация персонала с учетом экологических факторов и повышение его квалификации и уровня его экологического сознания;

3. предварительная оценка влияния хозяйственной и иной деятельности (проектов, инвестиций) на окружающую среду, что предполагает использование таких процедур, как экологическая экспертиза, экологический аудит и ОВОС.

Очевидно, человечество должно стремиться к разумному ограничению своих потребностей и свободы выбора, ибо сохранение существующего положения может привести к нарушению сложившегося в природе равновесия. В этой связи представляется целесообразным выдвинуть на передний план моральные факторы экологического поведения на рынке.

На рис. 4 показана система взаимодействия между экономикой природопользования, экологической этикой и предпринимательской этикой.

Таким образом, ключевой проблемой становится определение ответственности за состояние эколого-экономических систем в цепочке «государство - общественность - субъект производственно-хозяйственной деятельности - человек».

Если в 1970-80-е годы развитие экологически ориентированной предпринимательской политики осуществлялось главным образом через формирование этически-моральных требований и усиление правовой и экономической ответственности за состояние окружающей среды, в том числе - путем изменения сознательности, то в настоящее время основной акцент делается на изменение потребительской политики, потребительского рынка с учетом экологической составляющей. Данный принцип находит отражение в разработке, производстве и поставке на рынок продуктов, товаров (работ и услуг), которые при их использовании, хранении и переработке ведут к снижению отрицательного воздействия на окружающую среду и экономии воды, энергии, первичных природных ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.