Рефераты. Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

("Используются ли в достаточной мере возможности повторного использования сырья и материалов, экономии энергии") и т.д. Указанные чек-листы активно используются в процессе управления персоналом, в том числе как один из критериев по подбору кадров специалистов. Особое место за рубежом уделяется вопросам мотивации сотрудников в вопросах охраны окружающей среды и выработки соответствующих рекомендаций. Как показывают экспертные оценки, охрана окружающей среды существенно влияет на цели предпринимательства, в частности, экологическая мотивация сотрудников на 75% усиливает результаты предпринимательской деятельности. Вопросы управления персоналом непосредственно связаны с экологической переподготовкой и повышением квалификации специалистов на всех уровнях управления. При этом повышение профессионального образования в данной сфере в странах ЕС определяется следующими критериями. Повышение квалификации в области охраны окружающей среды, как:

а) необходимость соответствия требованиям профессиональной деятельности и занимаемой должности на предприятии, фирме или рабочем месте (например, деятельность по очистке отходящих газов);

б) предпосылка для дальнейшего профессионального роста на предприятии, фирме (например, мастер по вопросам нейтрализации или переработки вредных отходов) или повышения своей компетенции;

в) новая профессиональная ориентация с учетом условия рынка рабочей силы, спроса и предложения на нем (провидение обучения в качестве экологического советника для фирм и населения).

По оценкам Немецкого агентства по вопросам окружающей среды (Umweltbundesamt) в сфере экологической профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в настоящее время сложились следующие области профессиональных экологических интересов по степени их приоритетности для обучающихся: 1) переработка отходов; 2) экологическое право; 3) водное хозяйство/очистка стоков; 4) охрана атмосферы; 5) охрана почв; 6) борьба с шумом; 7) энергосбережение; 8) охрана дикой природы (уход за ландшафтом); 9) вопросы охраны окружающей среды на предприятии; 10) региональное экологическое планирование (экологические программы); 11) экологическая экспертиза; 12) борьба с химическим загрязнением окружающей среды; 13) охрана окружающей среды в транспортном секторе; 14) экологическая политика;15) экологические аспекты сельскохозяйственного производства; 16) международные аспекты охраны окружающей среды; 17) охрана биологических видов - биотопов (сохранение биоразнообразия); 18) экологическое образование; 19) экологическое консультирование (советники).

Что касается вопросов практической мотивации сотрудников в области охраны окружающей среды, различаются как моральные, так и материальные стимулы для работников. Так, Bayer AG практикует для своих экологически мотивированных сотрудников сочетание моральных стимулов и денежного поощрения, создание "зеленого" бюро, "здорового" рабочего места с использованием соответствующей техники и приборов, безвредных для окружающей среды: калькуляторов на солнечной энергии, копировальной техники с озоновыми фильтрами, энерго- и водосберегающей техники, устройствами подавления шума, использование бумаги, произведенной из вторичного сырья, двухстороннее копирование с целью сокращения расхода бумаги, применение экологически благоприятной мелели для офиса, безвредных для окружающей среды лаков и красок и т.д.

Значительное место в зарубежной теории экономики природопользования уделено охране окружающей среды как фактору затрат, подробно анализируется состав и направления затрат на охрану окружающей среды на предприятии. Практический интерес представляет включение в данный перечень так называемых дополнительных, косвенных затрат. Сюда относятся расходы по изменению экологического имиджа предпринимателя (например, рекламные кампании), расходы по компенсации вреда здоровью населения в результате тех или иных воздействий на состояние окружающей среды, затраты на компенсацию потерь работникам (упущенной выгоды) в результате неполной загрузки оборудования, снижения объемов производства по экологическим соображениям, а также затраты напроведение анализа экологического риска и управление риском и др. При этом классификация составляющих экологического риска увязывается с соответствующими экологическими издержками с целью разработки адекватной стратегии по его предупреждению.

Как элемент экологического менеджмента рассматривается внедрение стратегии "снижения потенциала затрат" на основе принципа предупреждения, основанного на использовании интегрированных природоохранных технологий.

В качестве финансовой поддержки осуществления данного направления экоменеджмента предлагаются кредитные программы различного уровня, например, по демонстрационным проектам экологической направленности, улучшению мотивации сотрудников ("Моя фирма активна в сфере охраны окружающей среды") и формированию положительного имиджа у клиентов и общественности, а также созданию новых продуктов с улучшенными экологическими параметрами.

Практический интерес представляет зарубежный опыт экологического менеджмента, связанный с развитием экологического бизнеса, когда природоохранная деятельность может приносить дополнительный доход. Так, к примеру, немецкий рынок экологических товаров и услуг представляют сегодня более 4000 предпринимателей с годовым оборотом 26 млрд. немецких марок.

В этой связи важную роль играет экологическая сознательность населения как фактор, влияющий на поведение покупателя на рынке.

В зарубежной, прежде всего немецкой научной мысли в сфере экономики природопользования делается попытка сформулировать с научной точки зрения экономические и правовые основы и предпосылки развития экологического менеджмента, ключевые направления и стратегия его развития в системе мер поддержки экологического предпринимательства

и формирования в перспективе соответствующей инфраструктуры. Данные исследования показывают пути практической реализации экологического менеджмента и его стратегию на рынке, шансы предприятий по усилению своего потенциале и экономических позиции в случае эффективного использования экологического маркетинга и менеджмента, а также методы и инструменты эколого-экономической оценки природоохранных мероприятий.

Отметим, к примеру, что в 1996 г. мебельная фирма "Вилькхан" стала лауреатом крупнейшей в Европе Германской премии за охрану окружающей среды. Данное предприятие доказало, что в долгосрочном плане "экологический аудит" снижает себестоимость продукции и обеспечивает рынки сбыта.

Отсутствие в России до настоящего времени утвержденных правовых и нормативных материалов, регулирующих отношения в сфере экологического бизнеса и экологического менеджмента, сдерживает его развитие и практическое применение, а также препятствует проведению согласованных международных процедур в данной области.

По опыту практической деятельности по организации бизнеса в мини-пекарнях в Смоленской области можно утверждать, что экологические факторы, в том числе: качество поставляемого сырья, степень использования пищевых добавок, наличие системы управления отходами, энерго- и водосбережения, схемы экологического менеджмента способствует усилению конкурентоспособности фирмы и увеличению объема продаж.

1. В настоящее время малый бизнес в рыночной экономике все в большей мере определят темпы экономического роста и структуру валового национального продукта. Это предопределяет необходимость анализа данного сегмента рынка, как с точки зрения воздействия малых предприятий на состояние окружающей среды и использования природных ресурсов, так и с учетом внедрения в экономике малого бизнеса принципов экологического управления.

2. До последнего времени развитие систем экологического управления в основном было ориентировано на производственный сектор экономики. На основе анализа имеющегося отечественного и зарубежного опыта обосновывается необходимость рассмотрения в качестве субъекта эколого-экономических отношений малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, а также мини пекарни.

3. Разработка эколого-экогомического баланса и оценка взаимоотношений малого предприятия и окружающей среды предлагается осуществлять по всему жизненному циклу производства хлеба - от производства зерна, подготовки муки и других компонентов, использования сырья, воды, энергии - до расчета платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и за размещение отходов.

4. Для осуществления комплексного анализа работы малого предприятия с учетом требований охраны окружающей среды предлагается разработка показателей, которые отражают основные технико-экономические и экологические параметры деятельности фирмы, принимая во внимание специфику торгового предприятия и мини пекарни.

5. На основе анализа и обобщения имеющегося опыта определены экономические выгоды предприятия, которые могут быть получены за счет внедрения системы экологического управления, в том числе - за счет улучшения маркетинга, стабилизации производства и роста конкурентоспособности фирмы, сокращения внутренних затрат и экономии первичных ресурсов, энергии, а также совмещения затрат на охрану окружающей среды с экономической выгодой.

6. В результате анализа влияния экологических факторов на экономику малого бизнеса установлено, что деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и должна рассматриваться как важная экономическая задача.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1 Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий


Разработка национальной программы по внедрению экологически безопасных методов производства и экологически благоприятных продуктов с введением соответствующей ответственности товаропроизводителя и обеспечением контроля качеством продукции на протяжении всего его жизненного цикла.

Создание устойчивой структуры потребления, которая по количеству, качеству и структуре распределения благ обеспечит удовлетворение потребностей населения в пределах допустимой интенсивности использования природных ресурсов.

Принимаемые на стадии спроса жизненного цикла потребительских товаров и услуг меры по уменьшению ущерба окружающей среде дополняют действие традиционных мер по ограничению загрязнения окружающей среды, предпринимаемых на стадии предложения.

Одним из важных инструментов, направленных на обеспечение экологической безопасности производства и потребления пищевых продуктов, является экологическая маркировка продукции.

Экологические заявления производителей через использование специальной маркировки призвано информировать потребителей о благоприятных с точки зрения сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов свойствах продукта. Такой подход в значительной мере влияет на готовность населения платить за экологически благоприятные товары и услуги, мотивирует потребителей к покупке тех или других, в том числе - пищевых продуктов с улучшенными экологическими свойствами. Так, по опросам проведенным Агентством по охране окружающей среды Германии в 1993 г., 79,1% населения купили бы экологически благоприятные продукты при их сравнении с другими продуктами на потребительском рынке, для остальных 20,9% покупателей этот фактор не имел решающего значения.

Представляют теоретический и практический интерес данные зарубежных исследований и опросов о готовности населения платить за улучшенные экологические параметры и свойства продуктов, в том числе - пищевых. Данные обследования были выполнены в ЕС в 1997 г. в связи с оценкой влияния тары и упаковки продукции на окружающую среду, табл. 19.


Таблица 15 - Готовность населения Европейского Союза платить за экологически благоприятные продукты (1997 г.), в %

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.