|Преимущества |Недостатки | |1. Борется с конкурентами своей |1.Стремление к монополизму и | |объединенностью,консолидацией; |усилению контроля над | | |предприятиями; | |2.Использование увеличения размеров |2.Искусственное поддержание | |производства и сбыта; |нерентабельных предприятий за | | |счет рентабельных; | |3.Достижение высокой эффективности в |3.Невозможность четкого | |международном движении капитала; |отслеживания перераспределения | | |фондов между своими | | |предприятиями; | | |4.Потребность в большом | | |количестве | | |высококвалифицированных | | |менеджеров. |
Банки, как основные стратегические партнеры нефтяных компаний, выделяют им целевые кредиты, обслуживают их счета и т.д. В свою очередь, нефтяные компании являются привлекательными для банков клиентами со значительными финансовыми оборотами. Кроме того, для банков, безусловно представляет интерес возможность укрепления отношений с крупными клиентами в условиях грядущих серьезных переделов банковских рынков. Также в настоящее время уже очевидно, например, что иностранные инвесторы охотнее вкладывают капиталы в вертикально-интегрированные компании, в финансово- промышленные группы, а не в отдельные предприятия.
Однако интеграция банковского и промышленного капиталов в реформированной российской экономике - сложный длительный многоуровневый (многосложный) процесс. Вместе с тем очевидно и возвращаясь к здравому смыслу в экономическом развитии, пропустив вперед промышленно-развитые страны, вынуждена их догонять. Мы снова вынуждены форсировать развитие событий во многих сферах нашей экономической жизни - в том числе и в области формирования компаний с вертикально-интегрированной структурой.
Образование вертикально-интегрированных компаний является важным фактором подъема российской промышленности. Именно объединение предприятий с такой структурой будет способствовать возрождению российской экономики.
В этом параграфе я проанализировала и использовала следующие документы: o Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2096 “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации”
(Приложение). o Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 508
“О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства Российской
Федерации”. o Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 707
“Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра финансово- промышленных групп Российской Федерации”. Свидетельство о внесении в
Реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации (Приложение).
2.3 ПУТИ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ
КОМПАНИИ “ЮКОС”.
Сегодня ситуация в мире и в России складывается далеко не в пользу нефтяных компаний. Кризис в нефтеперерабатывающем комплексе характеризуется крайне неблагоприятными воздействиями внешней среды: сокращением спроса на внутреннем рынке, глубокими структурными изменениями спроса на нефтепродукты, разрывом хозяйственных связей со странами СНГ, что является значительным сдерживающим фактором в торговле нефтепродуктами.
Добавим к этому рост тарифов естественных монополий в области транспортировки продукции и энергообеспечения НПЗ, значительное падение цен на внешнем рынке. К тому же, нельзя не учесть ужесточение экологических требований к производству и выпускаемой продукции, характерное для последнего времени, а также “вымывание” инвестиционных ресурсов из страны и полное отсутствие условий для привлечения иностранных инвесторов... И один из самых болезненных факторов - утяжеление налоговой нагрузки на реальный сектор производства. Картина удручающая, но не до такой степени, чтобы опускать руки. Подобный системный кризис требует и системных мер по его преодолению. Это следующие меры: 1) сокращение издержек на переработку нефти; 2) улучшение ассортимента выпускаемой продукции с целью удовлетворения потребностей рынка; 3) оптимизация схем сбыта нефтепродуктов и поставок материалов и реагентов; 4) обязательное совершенствование организационных структур НПЗ; 5) технологическая кооперация нефтеперерабатывающих предприятий; 6) развитие производства с опорой на движущие силы; 7) отлаженное взаимодействие со сбытовыми подразделениями компании; 8) ориентация на дальнейшее развитие производства с учетом перспективных потребностей рынка и взаимодействие с потенциальными инвесторами.
На мой взгляд, одно из главных направлений для нефтеперерабатывающих предприятий НК “ЮКОС” - это сокращение издержек производства. Самое существенное звено в программе снижения издержек - сокращение энергозатрат за счет максимального использования собственных энергоисточников и отказа от использования покупных энергоресурсов.
Так, на самом мощном заводе компании - Новокуйбышевском НПЗ - в 1997 году начат поэтапный ввод собственного энергоблока мощностью 180 тонн пара в час, что позволило снизить себестоимость пара. А ввод мощностей по выработке собственной электроэнергии позволит обеспечить завод электроэнергией по 8,3 коп. за квт/ч при тарифе “Самараэнерго” 28 коп. за квт/ч.
На Куйбышевском НПЗ продолжается строительство второй очереди энергоблока взамен существующего. На Ачинском НПЗ в стадии подготовки - проект строительства электропроизводящих мощностей на действующем энергоблоке.
Ведется работа по проекту модернизации технологических печей на НПЗ самарской группы, что позволит повысить КПД печей в среднем на 20% и даст экономию свыше 200 тысяч тонн условного топлива. Этот проект прошел экспертизу Минтопэнерго РФ и МИТИ (Япония). Финансирование его предусматривается за счет долгосрочных заемных ресурсов с льготным режимом.
В целом по компании только приведение норм энергопотребления к западным стандартам даст экономию на уровне 80 млн. долларов в год.
Крупнейшая международная компания “Schlumberger”, с которой в марте 1998г. НК “ЮКОС” заключила стратегический альянс, приступила к проведению технического аудита сервисных подразделений нефтедобывающих дочек “ЮКОСа”. Специалисты “Schlumberger” уже вернулись из АО “Юганскнефтегаз”. Сейчас они работают в АО “Томскнефть”. Предположительно летом 1999г. аудит будет проведен в сервисах АО “Самаранефтегаз”.
Аудит проводится по трем основным направлениям: . оценка кадрового состава подразделений; . оценка основных фондов подразделений; . оценка эффективности привлечения компании “Schlumberger” для внешнего обслуживания на разных месторождениях.
По результатам кадрового аудита специалисты НК “ЮКОС” и Компании “Schlumberger” разработают специальную программу переподготовки работников сервисных подразделений, рассчитанную на пять лет. В регионах будут созданы специальные центры повышения квалификации. А уже в августе 1999г. руководители сервисных предприятий отправятся на обучение в образовательный центр “Schlumberger” в Париже. Целью первого семинара, рассчитанного на неделю, является обучение технологиям управления независимыми сервисными компаниями и способам их производственной деятельности.
По мнению вице-президента Компании В.Казакова, “широкомасштабная программа переподготовки позволит повысить квалификацию работников и внедрить передовые зарубежные технологии на российский рынок. Таким образом, “ЮКОС” внесет свой вклад в развитие высокотехнологичного национального рынка сервисных услуг”.
В результате оценки основных производственных фондов будет определен объем инвестиций в технологии и оборудование сервисных подразделений, необходимый для обеспечения их конкурентоспособности.
Кроме того, в рамках стратегического сотрудничества уже сегодня достигнута договоренность о стажировке двухсот специалистов НК “ЮКОС” на объектах, обслуживаемых компанией “Schlumberger”.
В ближайшее будущее НК “ЮКОС” планирует создать на базе трех НПЗ - единый производственный комплекс. Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский НПЗ будут объединены в единую производственную цепочку. Производственные мощности всех трех НПЗ будут модернизированы согласно последним разработкам и изобретениям в этой области.
Какая же ситуация наблюдается на НК “НПЗ”? На ОАО “Новокуйбышевском НПЗ” в период с 1996 по ноябрь 1998 год наблюдается тенденция снижения доли проведения взаимозачетов в общем объеме реализации: в 1996г - 50, 0 от объема реализации; в 1997г - 27,7% от объема реализации; в 1998г - 10, 2% от объема реализации; одновременно активизируется вексельное обращение: в 1997г - реализация по векселям составила 25,8 % от объема реализации; в 1998г - реализация по векселям составила 38,9 % от объема реализации; и непосредственно денежное обращение: в 1997г - 46,5 % от объема реализации; в 1998г - 50,9 % от объема реализации;
Оплата векселями в 1998 году по сравнению с 1997 годом увеличилась в 3,5 раза. Увеличение доли денежных потоков в общем объеме реализации является положительным фактором работы промышленного предприятия НК “НПЗ”. Фактическую оплату плана капитальных вложений можно проследить по таблице 12.
Дебиторская задолженность завода увеличилась по сравнению с предыдущими периодами. Несмотря на увеличение задолженности по кредитам на 61,7% (по сравнению с 1997г) кредиторская задолженность в целом за 1997- 1998г понизилась.
По сравнению с 1996 годом в анализируемом периоде значительно сократились расчеты, производимые в СКВ. В 1997-1998гг. заводом совместно с Компанией “ЮКОС” проведена большая работа в части реконструкции технологии производств и вводу новых производственных мощностей, что позволило значительно снизить затраты на переработку нефти и улучшить технико- экономические показатели завода.
Финансовое состояние предприятия в значительной мере обуславливается его производственной деятельностью, отрицательное влияние на которую оказало снижение объема переработки нефти. Так по рис.11 можно проследить работу НК “НПЗ”, в каких годах было снижение, а в каких был рост переработки сырой нефти.
Для оздоровления финансового состояния предприятия в 1999г. планируется увеличить долю денежных взаиморасчетов с поставщиками товаров (работ и услуг), понизить кредиторскую задолженность, в том числе перед банками; планируется также стабилизировать полное и своевременное погашение текущих налоговых платежей как в Федеральный, так и в местные бюджеты; своевременно осуществлять перечисления в Пенсионный фонд РФ, в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд занятости и в Фонд социального страхования.
Юридическим отделом завода совместно с финансовым отделом ведется работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
Вышеуказанные мероприятия в какой-то мере позволят стабилизировать финансовое положение ОАО НК “НПЗ”, а также своевременно погашать задолженность перед работниками завода по зарплате.
Таблица 12.
Фактическая оплата плана капитальных вложений.
| |1996 |1997 |1998 |ИТОГО |в т.ч. | | | |год |год |год |оплачено|импорт | | | | | | | | |Отечеств.| |э/блок 1 |0,00 |18 |0,00 |18 |9 |8 752,76 | | | |419,76 | |419,76 |667,00 | | |э/блок 2 |80 |119 |24 |223 |9 |214 | | |380,00 |003,06 |605,28 |988,34 |000,00 |988,34 | |э/блок 3 |0,00 |15 |0,00 |15 | |15 719,99| | | |719,99 | |719,99 | | | |35-6 |2 |15 |17 |35 |5 |29 589,69| | |290,00 |225,39 |756,33 |271,72 |682,03 | | |35-8 |0,00 |18 |11 |30 |11 |18 540,87| | | |517,92 |707,87 |225,79 |684,92 | | |35-11/300 |0,00 |53 |367,66 |53 |24 |29 417,03| | | |502,29 | |869,95 |452,92 | | |АВТ-8/9 |0,00 |15 |15 |31 |12 |19 015,70| | | |865,19 |520,01 |385,20 |369,50 | | |Буферная база |1 |10 |7 |19 |6 |13 399,27| | |950,00 |464,42 |575,45 |989,87 |590,60 | | |Товарно-сырьевая |0,00 |18 |22 |40 |5 |34 687,77| |база | |268,65 |276,92 |545,57 |857,80 | | |Конденсаточистка |130,00 |7 111,74|20 0 |27 | |27 296,05| | | | | |296,05 | | | |Эстакада НП |0,00 | |400,00 |400,00 | |400,00 | |Экология | | |131,89 |131,89 | |131,89 | |Секции200/300/400/|25 |26 |650,60 |53 | |53 061,31| |700 |470,00 |940,71 | |061,31 | | | |Каталитический |0,00 |0,00 |608,69 |608,68 | |608,68 | |крекинг | | | | | | | |Факельное |0,00 |4 945,95|19 |24 | |24 817,74| |хозяйство | | |871,79 |817,74 | | | |Насосная откачка |0,00 |0,00 |13 |13 | |13 051,74| |стоков | | |051,74 |051,74 | | | |Экологич. | | | | | | | |обследование |0,00 |0,00 |73,89 |73,89 | |73,89 | |Водозабора | | | | | | | |Оборудование на | | | | | | | |Замену изношенного| |7 014,56|11 |18 | |18 015,90| | | | |001,34 |015,90 | | | |Оборуд. Не | | | | | | | |входящее |17 |11 |18 |47 | |47 748,19| |в сметы строек |500,00 |990,13 |258,06 |748,19 | | | |Жилой дом |1 |2 665,63|2 |6 705,30| |6 705,30 | | |750,00 | |289,67 | | | | |Прочее |18 |1 097,42|0,00 |19 | |19 757,42| | |660,00 | | |757,42 | | | |ИТОГО |148130,|346 |186201,|681 |85 |595 | | |00 |752,81 |49 |084,30 |304,77 |779,53 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14