Рефераты. Реструктуризация предприятия на примере НК НПЗ

Реструктуризация предприятия на примере НК НПЗ

Министерство общего и профессионального образования РФ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра менеджмента

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему:

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

(НА ПРИМЕРЕ НК “НПЗ”).

Дипломник Назарова Инна Николаевна

Подпись (Ф.И.О.)

Научный руководитель Макаренко Олег Георгиевич

Подпись (Ф.И.О.)

Рецензент

Подпись (Ф.И.О.)

Консультант Булгакова Ирина Николаевна

Подпись (Ф.И.О.)

Допустить к защите ГЭК

Научный руководитель

_________________ ____ ___________1999г

Самара 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.7

1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 7

1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 21

1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29

ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43

2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях

рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 43

2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа”
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 52

2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 70

3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 70

3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 77

3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 90

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 100

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 104

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 106

ВВЕДЕНИЕ.

Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.

Однако отставание теоретических и методологических разработок ряда основополагающих проблем негативно влияет на поступательное движение и развитие общественных социально-экономических отношений.

В условиях спада производства, который сложился в настоящее время у нас в России, когда около половины предприятий убыточны или балансируют на грани безубыточности, стоит проблема улучшения финансово-экономического состояния предприятий и регионов при остром дефиците финансов.

Несколько лет назад в качестве одной из мер решения этой проблемы возник вариант реформирования и реструктуризации предприятий, но только к концу 1997 г. появился практический реальный опыт реформирования и реструктуризации предприятий.

При этом я хотела бы отметить, что реструктуризация предприятия – это не только разделение предприятия на самостоятельно хозяйствующие субъекты или выделение таких от предприятия (как многие ошибочно считают), но и изменение внутренней структуры предприятия и его системы управления, а также комплекс работ по активизации внутреннего потенциала.

Итак, основные цели реструктуризации: повышение способности к адаптации предприятия в новых условиях хозяйствования; снижение издержек – как условие повышения конкурентоспособности предприятия; поиск дополнительной загрузки основных фондов и людей; повышение инициативы и личной заинтересованности в росте эффективности,
“спасении” производства.

Эти проблемы и явились предметом исследования. Объектом исследования выступило промышленное предприятие коммерческого типа – Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод, который является предприятием вертикально- интегрированной компании “ЮКОС”.

Почему я именно выбрала эту тему? Она, как мне кажется, наиболее сейчас актуальна. Я живу в г. Новокуйбышевске Самарской области и меня беспокоит то, что здесь в настоящее время происходит. Хотя это явление можно наблюдать практически во всех городах России: крупные промышленные предприятия работают лишь наполовину, заработную плату выплачивают работникам с значительными задержками, что существенно понижает уровень жизни населения, сокращение персонала, а значит у молодых специалистов нет возможности устроиться на работу. Я приведу в пример “Самаранефтегаз” – нефтедобывающее предприятие, для которого настали трудные времена. Поэтому здесь также не обойтись без реформирования и реструктуризации.

В 1997г. добыча нефти по ОАО “Самаранефтегаз” составила 8 млн. 160 тыс. т., а в 1998г. всего 7 млн. 238 тыс. т. Существенная часть фонда скважин нерентабельна. Речь идет о 15-20 % от всех действующих сегодня скважин. Следствием нерентабельности стала слишком высокая себестоимость добычи. Именно поэтому сегодня с новой силой заговорили о том, чтобы привести численность работающих в соответствие с реальными объемами производства, о реорганизации производств и необходимости освободиться от убыточных предприятий и месторождений. Сделать это можно несколькими способами, в том числе за счет консервации, которая требует немало средств, хотя их ни у кого сегодня нет. Можно предполагать, что в процессе реорганизации и выделения подразделений АО выживут далеко не все.

На Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе дела обстоят немного лучше. Конечно, понятно, что сейчас в стране кризис, но нам надо научиться работать и жить в новых условиях.

Таким образом главное сейчас- это ускорить процесс совершенствования структур управления на предприятиях, усилить их стратегическую ориентацию, информационную обеспеченность и адаптированность к рыночным отношениям.

Проблемы нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий
Самарской области широко освещены в журналах: “Дело”, “Нефть и капитал”,
“Нефть, газ и бизнес”, “Нефть России”, следующими авторами: Сеглиной А.,
Силантьевым В., Телегиной Е.А., Громовым И. и др.

Первая глава дипломной работы посвящена исследованию и анализу проблем реформирования и реструктуризации предприятий в общем. Я раскрываю эту главу на примере развития структурных подразделений нефтяной компании
“ЮКОС” – одним из предприятий которой является Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод. В этой главе я дала общую характеристику НК
“НПЗ”. Здесь также рассмотрела зарубежный опыт развития нефтеперерабатывающей промышленности, при этом я сравнила работу зарубежных предприятий с нашими, отметила на что Запад больше уделяет внимания.

Во второй главе оценивается роль факторов, определяющих конкурентоспособность в условиях рынка. Так один из таких факторов – это снижение издержек, а это как я уже говорила, является одним из направлений реструктуризации. Я также рассмотрела организационно-правовые аспекты формирования вертикально-интегрированных структур в условиях реформирования экономики России, проанализировала пути развития сервисных подразделений нефтяной компании “ЮКОС”.

В третьей главе разработаны методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий. Рассмотрено развитие маркетинга на НК “НПЗ” и пути совершенствования структуры управления на предприятии.

В заключении содержатся выводы и основные результаты исследований.

Таким образом, я еще раз хочу отметить, что главное направление реструктуризации – формирование структур управления, отвечающих требованиям рынка, реальное повышение роли человека, финансовых, научно-технических и технологических факторов в производстве и управлении.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ И

РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
1.1 АНАЛИЗ Проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС”.

Нефтяная компания “ЮКОС” является одной из крупнейших в России вертикально-интегрированных компаний по объему доказанных нефтяных запасов.
Она входит в тройку лидеров российских производителей, переработчиков и продавцов нефти и нефтепродуктов. Основа мощи компании - богатейшая сырьевая база, которой владеет “ЮКОС”, огромные производственные мощности, наличие перспективных технологических разработок добычи и переработки нефти, опытный управленческий и технический персонал. Ежегодно “ЮКОС” обеспечивает 12% добычи всей российской нефти и 10% ее переработки

ОАО “ЮКОС” было сформировано в апреле 1993 года. В 1995 году компания выиграла девять тендоров, в нее вошли самарские предприятия нефтедобычи и нефтепереработки, получила компания и лицензию на разведку и разработку новых нефтеносных районов в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Впоследствии за счет приобретения Восточной Нефтяной компании в декабре 1997 года в состав нефтяной компании вошли еще одно нефтедобывающее предприятие, нефтеперерабатывающий комплекс, научно-исследовательский институт и целый ряд сбытовых организаций.

Итак, в ее состав входят 3 нефтедобывающих предприятия, 5 нефтеперерабатывающих заводов и 12 компаний по сбыту продукции, около 1000 бензозаправочных станций, расположенных в Центральной России (см. Рис.1).
Для эффективного функционирования на рынке нефти и нефтепродуктов в России необходимо соединение усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии производственных затрат и применение новых технологий. Этим задачам отвечало создание вертикально-интегрированной компании “ЮКОС”. В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция означает деятельность во всем цикле углеводородов - от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки углеводородов до реализации продукции конечным потребителям. В ведущей энергетической компании “ЮКОС” все это сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационным процессом.

|Нефтяная компания “ЮКОС” |
| | | | | |
|ДОБЫЧА | |ПЕРЕРАБОТКА | |СБЫТ |
| | | | | |
|Юганскнефтегаз | |Куйбышевский НПЗ | |Белгороднефтепродукт |
|Самаранефтегаз | |Новокуйбышевский НПЗ | |Брянскнефтепродукт |
|Томскнефть | |Сызранский НПЗ | |Воронежнефтепродукт |
| | |Ачинский НПЗ | |Липецкнефтепродукт |
| | |Куйбышевнефтеоргсинте| |Новосибирскнефтепроду|
| | |з | |кт |
| | | | |Ульяновскнефтепродукт|
| | | | |Пензанефтепродукт |
| | | | |Самаранефтепродукт |
| | | | |Тамбовнефтепродукт |
| | | | |Томскнефтепродукт |
| | | | |Орелнефтепродукт |
| | | | |Хакаснефтепродукт |

Рис.1 Структура Нефтяной Компании “ЮКОС”.

“ЮКОС” стала одной из первых в России полностью приватизированных компаний. Впрочем, такой махиной надо было научиться еще и управлять. Что и попыталось сделать руководство компании, приняв целый ряд управленческих решений. К числу первых относится появление в составе советов директоров юридических лиц - аффилированных компаний, преимущественно ЗАО, которые представляют интересы компании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.