Рефераты. Реструктуризация предприятия на примере НК НПЗ p> В структуре экспорта нефтепродуктов также намечаются изменения (рис.
5). Из стран Ближнего Востока намечается в перспективе увеличение доли бензинов, реактивного и дизельного топлива и заметное снижение доли мазута.
Отмечаемые тенденции являются откликом на намечаемый в перспективе рост потребления моторных топлив в Азиатско-Тихоокеанском регионе (основном регионе импорта) и подтверждают направление на углубление переработки в странах Ближнего Востока с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов за счет тяжелых остатков. Нефтеперерабатывающая промышленность региона является экспортно ориентированной. Это видно по масштабам производства, потребления и экспорта нефтепродуктов (табл. 6).

Важнейшей проблемой для нефтепереработки региона, продиктованной соображениями экологии, является улучшение качества нефтепродуктов.
Актуальнейшее значение имеет переход на выпуск неэтилированного бензина. До сравнительно недавнего времени практически весь бензин в странах Ближнего
Востока выпускался в виде этилированного бензина.

[pic]

Рис. 5 График структуры экспорта нефтепродуктов из региона

Ближнего Востока (%).

Таблица 6.

Производство, потребление и экспорт нефтепродуктов в странах Ближнего Востока, млн. т.

|Страна |Производство |Потребление |Экспорт |
| |1995г. |2005г. |1995г. |2005г. |1995г. |2005г. |
|Саудовская Аравия | 75,8 | 102,5| 47,7 | 57,7 | 28,1 | 44,8 |
|Кувейт |32,0 | |5,6 |6,0 |26,4 |37,3 |
|Бахрейн |12,4 |43,3 |1,7 |1,9 |10,7 |10,6 |
|ОАЭ |9,7 |12,5 |7,9 |8,0 |1,7 |10,2 |
|Катар |2,6 |19,7 |0,8 |1,0 |1,8 |3,2 |
|Оман |3,8 |4,2 |2,1 |2,6 |1,7 |1,5 |
| | |4,.2 | | | | |
|Итого | 136,3| 186,4| 65,8 | 77,2 | 70,4 | 107,6 |

Хотя со временем степень содержания тетраэтилсвинца (ТЭС) в автобензине, выпускаемом НПЗ ближневосточных стран, снижалась, но отставание от требований времени было заметным. Стремление улучшить экологическую ситуацию вынуждает принимать меры по модернизации НПЗ, и мне кажется, что опыт НПЗ Саудовской Аравии должны использовать и другие страны.

Канада.

Канадский нефтяной комплекс, на мой взгляд, тесно связан с американским. Значительная часть добываемой в Канаде нефти экспортируется в
США. Данные о канадском балансе нефти приведены в табл. 7.

Таблица 7.

Баланс добычи, потребления и экспорта нефти в Канаде (млн. т)[1]
|Показатель | 1986 г. | 1995 г. | 2005 г. |
|Добыча | 78,7 | 98,3 | 117,7 |
|Внутреннее потребление |68,2 |75,9 |80,3 |
|Возможности для экспорта |10,5 |22,4 |37,4 |
|Реэкспорт |13,2 |29,7 |29,5 |
|Итого чистый экспорт |23,7 |52,1 |66,9 |

В 1995 и 1996 гг. Канада экспортировала 11,3 и 17,6 млн. т. нефтепродуктов, а ввозила, соответственно, 6,7 и 6,8 млн. т. Я отмечу, что, экспортируя нефтепродукты, в первую очередь, автобензин, соответствующий американским стандартам, Канада ввозит из США так называемые “чистые” автомобили, т.е. автомобили, снабженные устройствами, уменьшающие вредные выбросы в окружающую среду.

Нефтеперерабатывающая промышленность Канады за последнее время активизировалась: мощности снижались, объемы переработки стабилизировались
(рис.6).

Технологическая структура нефтеперерабатывающей промышленности Канады в последние годы изменилась незначительно. Наблюдается некоторое увеличение средней мощности канадских НПЗ, а также значительный рост мощностей по производству масел и битума (табл.8).

Таблица 8.

Изменение мощностей технологических процессов переработки нефти в

Канаде в 1994-1997 гг.
|Процесс |Мощность на 01.01, млн. т/год |
| | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
|Прямая перегонка | 94,0 | 95,4 | 92,4 | 92,6 |
|Число НПЗ (единиц) |25 |25 |23 |22 |
|Средняя мощность НПЗ |3,8 |3,8 |4,0 |4,2 |
|Каталитический крекинг |19,6 |20,0 |19,0 |19,3 |
|Каталитический риформинг |18,0 |18,2 |17,4 |17,4 |
|Каталитический гидрокрекинг |10,5 |10,9 |10,8 |10,9 |
|Каталитическая гидроочистка |3,2 |1,4 |1,4 |1,9 |
|Каталитическая гидрообработка |37,0 |40,1 |38,0 |38,4 |
|Производство масел |0,9 |0,9 |0,8 |2,1 |
|Производство битума |6,3 |4,4 |4,4 |7,0 |

Структура потребления нефтепродуктов в Канаде отличается от американской за счет большего удельного веса дизельных и котельных топлив.

По расчетам экспертов, спрос на нефтепродукты в Канаде на период до
2010 г. будет расти на 1,3% в год. Однако имеются мнения, что темп роста потребителя нефтепродуктов не превысит 0,4% в год до 2000 года.
[pic]

Рис. 6 График Показатели развития нефтеперерабатывающей промышленности Канады.
Среди новостроек и новых проектов в Канадской нефтеперерабатывающей промышленности следует отметить: установку гидрокрекинга мощностью 0,5 млн. т/год на заводе в Ньюфаундленде и установку гидродепарафинизации на заводе
PetroCanada Lubricants в Миссисауга, провинция Онтарио. Канадский и американский нефтяные комплексы тесно связаны между собой. Когда американское агенство по защите окружающей среды провозгласило требование к качеству моторных топлив, многие канадские нефтяные фирмы стали искать пути удовлетворения этих требований. Поэтому часть канадских НПЗ выпускает реформулированный бензин, иначе говоря, эти заводы действуют в русле стратегии, разработанной их более могущественным соседом по континенту.

На мероприятия по улучшению качества моторных топлив и другую природоохранную деятельность нефтепереработки Канады затратили, по оценкам экспертов, от 1до 3 млрд. долл.

Столь значительные капиталовложения были израсходованы, несмотря на то, что, во-первых, состояние окружающей среды в Канаде, особенно в урбанизированных районах, не столь драматично, как в США; во-вторых, дополнительные затраты на природоохранные мероприятия для канадских нефтепереработчиков более чувствительны, так как они имеют менее совершенную и гибкую переработку, чем в США; в-третьих, канадские нефтепереработчики испытывают постоянный ценовой пресс конкурентов из США.

Тем не менее, в Канаде разработали и реализовали собственную схему производства реформулированного бензина. Автобензин получают смешением прогидрированных фракций прямогонного бензина, катализата платформинга и бутана. Такой бензин соответствует стандартам канадского рынка.

На НПЗ фирмы NARL в состав технологической схемы ввели установку гидрирования катализата риформинга мощностью 0,375 млн. т/год и стали добавлять в бензин покупной МТБЭ.

В результате указанных мероприятий выпуск автобензина увеличился, улучшились его экологические характеристики. Автобензин является реформулированным, отвечает американским стандартам и может продаваться на американском рынке.

Оксигенаты канадские производители могут как производить, так и экспортировать в США.

Япония.

Японская нефтеперерабатывающая промышленность по объему перерабатываемой нефти занимает третье место в мире после США и России, а по техническому уровню входит в число наиболее развитых отраслей этого профиля.

В период 1993-1996 гг. в нефтеперерабатывающей промышленности Японии наблюдается небольшой, но устойчивый рост мощностей по прямой перегонке нефти, каталитическому крекингу, риформингу и т.д.

В Японии постоянно функционируют 40 НПЗ. За последние 4 года число
НПЗ уменьшилось всего на одну единицу. Средняя мощность японских НПЗ относительно невысока, порядка 6 млн. т/год, что уступает средней мощности российских НПЗ, но близко к уровню средней мощности американских и западноевропейских НПЗ.

Японская нефтеперерабатывающая промышленность, несмотря на свои масштабы и достаточно разветвленную технологическую структуру, не в состоянии полностью удовлетворить собственные потребности в ряде нефтепродуктов, что вызывает необходимость, помимо импорта нефти, ввозить дополнительно значительные объемы топлив, нефтехимического сырья и сжиженных газов.

Таблица 9.

Баланс производства и продаж нефтепродуктов в Японии.

|Показатель |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |
|Сжиженные газы, млн. т/год | | | | | |
|Производство |4,7 |4,5 |4,5 |4,9 |4,8 |
|Продажа |20,0 |19,7 |19,5 |19,0 |20,0 |
|Разница |-15,3 |-15,2 |-14,8 |-15 |-15,2 |
|Автобензин, млн. кл/год | | | | | |
|Производство |46,5 | |50,2 |51,4 | |
|Продажа |47,2 |48,6 |50,4 |51,6 |52,2 |
|Разница |- 0,7 |48,3 |+0,2 |+0,2 |52,2 |
| | |+0,3 | | |0 |

В течение последних лет цены на автобензин на японском рынке снижались. Если в 1994 финансовом году они составляли 122 иены/л (около 1 долл./л), то к маю 1997г. снизились до 102 иены/л, а в перспективе ожидается снижение цены автобензина до 90 иен/л. В целом японская нефтеперерабатывающая промышленность уменьшила суммарную валовую прибыль с
221 млрд. иен в 1994г. до 68 млрд. иен в 1996г., а рентабельность снизилась с 1,94 до 0,55%.

Японские нефтепромышленники энергично проводят реструктуризацию, сокращают численность обслуживающего и административного персонала, создают совместные предприятия, объединяют производственные, сбытовые, научно- исследовательские подразделения, осуществляют диверсификацию производства.
Существует практика обмена продукцией. Так фирма Идемицу Косан, выпускающая автобензин с содержанием бензола 1%, обменивается продукцией с фирмой
Ниппон Ойл, у которой содержание бензола в автобензине составляет 3% об. В результате удается добиться содержания бензола в автобензине на уровне новых жестких стандартов. Такова картина развития японской нефтепереработки на современном этапе.

Основные факторы, под влиянием которых будет проходить развитие японской нефтепереработки в перспективе: o динамика и структура спроса на нефтепродукты, сжиженные газы, нефтехимическое сырье; соотношения спроса и предложения, ограничения по поставкам нефти, ее качество, o требования по охране окружающей среды; o общенациональная политика энергоснабжения; o необходимость придания технологическим схемам и установок по переработке нефти гибкости, возможности оперативно откликаться на изменения конъюнктуры на энергетическом рынке; o достижение безопасности, простоты управления, комфортности управления на

НПЗ, повышение прибыльности производства и сбыта.

Еще одной важной тенденцией развития нефтепереработки Японии является качество поступаемой в страну нефти. В период до 2010 г. ожидается рост поставок из ближневосточных стран нефти с повышенным содержанием серы.
Повышение содержания серы в нефти сопровождается увеличением плотности нефти, а более плотная и сернистая нефть создает массу трудностей при ее переработке и облагораживании остатков.

Истинно японский взгляд на проблему развития нефтеперерабатывающей промышленности в свете более жестких требований по охране окружающей среды заключается в разработке проекта НПЗ ХХI века (REF-21) – проекта, вобравшего в себя научно-технические достижения в области технологии нефтепереработки и охраны среды, а также воплощающего идеи интеграции переработки нефти, производства электроэнергии, выпуска нефтехимической продукции.

НПЗ ХХI века рассчитан на переработку 7,5 млн. т/год высокосернистой тяжелой нефти из ближневосточного региона. Завод предполагает 4 схемы работы:
1) гибкую, позволяющую оперативно откликаться на колебания спроса;
2) с максимальным производством автобензина;
3) с генерированием электроэнергии;
4) НПЗ с развитием ряда нефтехимических производств.

В традиционную схему НПЗ для завода ХХI века добавлена биокаталитическая установка обессеривания сырья, позволяющая удалять свыше
30% серы в сырье, а также включен усовершенствованный процесс каталитического крекинга флюид (ККФ) – его особенностью является возможность получения обычного бензина.

Главным достижением нового НПЗ REF-ХХI является его эколого- экономическое преимущество по сравнению с действующими заводами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.