Важнейшей проблемой для нефтепереработки региона, продиктованной соображениями экологии, является улучшение качества нефтепродуктов. Актуальнейшее значение имеет переход на выпуск неэтилированного бензина. До сравнительно недавнего времени практически весь бензин в странах Ближнего Востока выпускался в виде этилированного бензина.
[pic]
Рис. 5 График структуры экспорта нефтепродуктов из региона
Ближнего Востока (%).
Таблица 6.
Производство, потребление и экспорт нефтепродуктов в странах Ближнего Востока, млн. т.
|Страна |Производство |Потребление |Экспорт | | |1995г. |2005г. |1995г. |2005г. |1995г. |2005г. | |Саудовская Аравия | 75,8 | 102,5| 47,7 | 57,7 | 28,1 | 44,8 | |Кувейт |32,0 | |5,6 |6,0 |26,4 |37,3 | |Бахрейн |12,4 |43,3 |1,7 |1,9 |10,7 |10,6 | |ОАЭ |9,7 |12,5 |7,9 |8,0 |1,7 |10,2 | |Катар |2,6 |19,7 |0,8 |1,0 |1,8 |3,2 | |Оман |3,8 |4,2 |2,1 |2,6 |1,7 |1,5 | | | |4,.2 | | | | | |Итого | 136,3| 186,4| 65,8 | 77,2 | 70,4 | 107,6 |
Хотя со временем степень содержания тетраэтилсвинца (ТЭС) в автобензине, выпускаемом НПЗ ближневосточных стран, снижалась, но отставание от требований времени было заметным. Стремление улучшить экологическую ситуацию вынуждает принимать меры по модернизации НПЗ, и мне кажется, что опыт НПЗ Саудовской Аравии должны использовать и другие страны.
Канада.
Канадский нефтяной комплекс, на мой взгляд, тесно связан с американским. Значительная часть добываемой в Канаде нефти экспортируется в США. Данные о канадском балансе нефти приведены в табл. 7.
Таблица 7.
Баланс добычи, потребления и экспорта нефти в Канаде (млн. т)[1] |Показатель | 1986 г. | 1995 г. | 2005 г. | |Добыча | 78,7 | 98,3 | 117,7 | |Внутреннее потребление |68,2 |75,9 |80,3 | |Возможности для экспорта |10,5 |22,4 |37,4 | |Реэкспорт |13,2 |29,7 |29,5 | |Итого чистый экспорт |23,7 |52,1 |66,9 |
В 1995 и 1996 гг. Канада экспортировала 11,3 и 17,6 млн. т. нефтепродуктов, а ввозила, соответственно, 6,7 и 6,8 млн. т. Я отмечу, что, экспортируя нефтепродукты, в первую очередь, автобензин, соответствующий американским стандартам, Канада ввозит из США так называемые “чистые” автомобили, т.е. автомобили, снабженные устройствами, уменьшающие вредные выбросы в окружающую среду.
Нефтеперерабатывающая промышленность Канады за последнее время активизировалась: мощности снижались, объемы переработки стабилизировались (рис.6).
Технологическая структура нефтеперерабатывающей промышленности Канады в последние годы изменилась незначительно. Наблюдается некоторое увеличение средней мощности канадских НПЗ, а также значительный рост мощностей по производству масел и битума (табл.8).
Таблица 8.
Изменение мощностей технологических процессов переработки нефти в
Канаде в 1994-1997 гг. |Процесс |Мощность на 01.01, млн. т/год | | | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |Прямая перегонка | 94,0 | 95,4 | 92,4 | 92,6 | |Число НПЗ (единиц) |25 |25 |23 |22 | |Средняя мощность НПЗ |3,8 |3,8 |4,0 |4,2 | |Каталитический крекинг |19,6 |20,0 |19,0 |19,3 | |Каталитический риформинг |18,0 |18,2 |17,4 |17,4 | |Каталитический гидрокрекинг |10,5 |10,9 |10,8 |10,9 | |Каталитическая гидроочистка |3,2 |1,4 |1,4 |1,9 | |Каталитическая гидрообработка |37,0 |40,1 |38,0 |38,4 | |Производство масел |0,9 |0,9 |0,8 |2,1 | |Производство битума |6,3 |4,4 |4,4 |7,0 |
Структура потребления нефтепродуктов в Канаде отличается от американской за счет большего удельного веса дизельных и котельных топлив.
По расчетам экспертов, спрос на нефтепродукты в Канаде на период до 2010 г. будет расти на 1,3% в год. Однако имеются мнения, что темп роста потребителя нефтепродуктов не превысит 0,4% в год до 2000 года. [pic]
Рис. 6 График Показатели развития нефтеперерабатывающей промышленности Канады. Среди новостроек и новых проектов в Канадской нефтеперерабатывающей промышленности следует отметить: установку гидрокрекинга мощностью 0,5 млн. т/год на заводе в Ньюфаундленде и установку гидродепарафинизации на заводе PetroCanada Lubricants в Миссисауга, провинция Онтарио. Канадский и американский нефтяные комплексы тесно связаны между собой. Когда американское агенство по защите окружающей среды провозгласило требование к качеству моторных топлив, многие канадские нефтяные фирмы стали искать пути удовлетворения этих требований. Поэтому часть канадских НПЗ выпускает реформулированный бензин, иначе говоря, эти заводы действуют в русле стратегии, разработанной их более могущественным соседом по континенту.
На мероприятия по улучшению качества моторных топлив и другую природоохранную деятельность нефтепереработки Канады затратили, по оценкам экспертов, от 1до 3 млрд. долл.
Столь значительные капиталовложения были израсходованы, несмотря на то, что, во-первых, состояние окружающей среды в Канаде, особенно в урбанизированных районах, не столь драматично, как в США; во-вторых, дополнительные затраты на природоохранные мероприятия для канадских нефтепереработчиков более чувствительны, так как они имеют менее совершенную и гибкую переработку, чем в США; в-третьих, канадские нефтепереработчики испытывают постоянный ценовой пресс конкурентов из США.
Тем не менее, в Канаде разработали и реализовали собственную схему производства реформулированного бензина. Автобензин получают смешением прогидрированных фракций прямогонного бензина, катализата платформинга и бутана. Такой бензин соответствует стандартам канадского рынка.
На НПЗ фирмы NARL в состав технологической схемы ввели установку гидрирования катализата риформинга мощностью 0,375 млн. т/год и стали добавлять в бензин покупной МТБЭ.
В результате указанных мероприятий выпуск автобензина увеличился, улучшились его экологические характеристики. Автобензин является реформулированным, отвечает американским стандартам и может продаваться на американском рынке.
Оксигенаты канадские производители могут как производить, так и экспортировать в США.
Япония.
Японская нефтеперерабатывающая промышленность по объему перерабатываемой нефти занимает третье место в мире после США и России, а по техническому уровню входит в число наиболее развитых отраслей этого профиля.
В период 1993-1996 гг. в нефтеперерабатывающей промышленности Японии наблюдается небольшой, но устойчивый рост мощностей по прямой перегонке нефти, каталитическому крекингу, риформингу и т.д.
В Японии постоянно функционируют 40 НПЗ. За последние 4 года число НПЗ уменьшилось всего на одну единицу. Средняя мощность японских НПЗ относительно невысока, порядка 6 млн. т/год, что уступает средней мощности российских НПЗ, но близко к уровню средней мощности американских и западноевропейских НПЗ.
Японская нефтеперерабатывающая промышленность, несмотря на свои масштабы и достаточно разветвленную технологическую структуру, не в состоянии полностью удовлетворить собственные потребности в ряде нефтепродуктов, что вызывает необходимость, помимо импорта нефти, ввозить дополнительно значительные объемы топлив, нефтехимического сырья и сжиженных газов.
Таблица 9.
Баланс производства и продаж нефтепродуктов в Японии.
|Показатель |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 | |Сжиженные газы, млн. т/год | | | | | | |Производство |4,7 |4,5 |4,5 |4,9 |4,8 | |Продажа |20,0 |19,7 |19,5 |19,0 |20,0 | |Разница |-15,3 |-15,2 |-14,8 |-15 |-15,2 | |Автобензин, млн. кл/год | | | | | | |Производство |46,5 | |50,2 |51,4 | | |Продажа |47,2 |48,6 |50,4 |51,6 |52,2 | |Разница |- 0,7 |48,3 |+0,2 |+0,2 |52,2 | | | |+0,3 | | |0 |
В течение последних лет цены на автобензин на японском рынке снижались. Если в 1994 финансовом году они составляли 122 иены/л (около 1 долл./л), то к маю 1997г. снизились до 102 иены/л, а в перспективе ожидается снижение цены автобензина до 90 иен/л. В целом японская нефтеперерабатывающая промышленность уменьшила суммарную валовую прибыль с 221 млрд. иен в 1994г. до 68 млрд. иен в 1996г., а рентабельность снизилась с 1,94 до 0,55%.
Японские нефтепромышленники энергично проводят реструктуризацию, сокращают численность обслуживающего и административного персонала, создают совместные предприятия, объединяют производственные, сбытовые, научно- исследовательские подразделения, осуществляют диверсификацию производства. Существует практика обмена продукцией. Так фирма Идемицу Косан, выпускающая автобензин с содержанием бензола 1%, обменивается продукцией с фирмой Ниппон Ойл, у которой содержание бензола в автобензине составляет 3% об. В результате удается добиться содержания бензола в автобензине на уровне новых жестких стандартов. Такова картина развития японской нефтепереработки на современном этапе.
Основные факторы, под влиянием которых будет проходить развитие японской нефтепереработки в перспективе: o динамика и структура спроса на нефтепродукты, сжиженные газы, нефтехимическое сырье; соотношения спроса и предложения, ограничения по поставкам нефти, ее качество, o требования по охране окружающей среды; o общенациональная политика энергоснабжения; o необходимость придания технологическим схемам и установок по переработке нефти гибкости, возможности оперативно откликаться на изменения конъюнктуры на энергетическом рынке; o достижение безопасности, простоты управления, комфортности управления на
НПЗ, повышение прибыльности производства и сбыта.
Еще одной важной тенденцией развития нефтепереработки Японии является качество поступаемой в страну нефти. В период до 2010 г. ожидается рост поставок из ближневосточных стран нефти с повышенным содержанием серы. Повышение содержания серы в нефти сопровождается увеличением плотности нефти, а более плотная и сернистая нефть создает массу трудностей при ее переработке и облагораживании остатков.
Истинно японский взгляд на проблему развития нефтеперерабатывающей промышленности в свете более жестких требований по охране окружающей среды заключается в разработке проекта НПЗ ХХI века (REF-21) – проекта, вобравшего в себя научно-технические достижения в области технологии нефтепереработки и охраны среды, а также воплощающего идеи интеграции переработки нефти, производства электроэнергии, выпуска нефтехимической продукции.
НПЗ ХХI века рассчитан на переработку 7,5 млн. т/год высокосернистой тяжелой нефти из ближневосточного региона. Завод предполагает 4 схемы работы: 1) гибкую, позволяющую оперативно откликаться на колебания спроса; 2) с максимальным производством автобензина; 3) с генерированием электроэнергии; 4) НПЗ с развитием ряда нефтехимических производств.
В традиционную схему НПЗ для завода ХХI века добавлена биокаталитическая установка обессеривания сырья, позволяющая удалять свыше 30% серы в сырье, а также включен усовершенствованный процесс каталитического крекинга флюид (ККФ) – его особенностью является возможность получения обычного бензина.
Главным достижением нового НПЗ REF-ХХI является его эколого- экономическое преимущество по сравнению с действующими заводами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14