Организационная культура — не единственный элемент, способствующий повышению эффективности производственной деятельности. Возможны ситуации, когда предприятие обладает высокоэффективной корпоративной культурой и в то же время терпит поражение на рынке, или же фирма с низкой организационной культурой демонстрирует высокую эффективность. Однако в достижении долгосрочной эффективности предприятия определяющим фактором является только лишь сильная организационная культура.
Чтобы оценить влияние организационной культуры предприятия на эффективность его производственной деятельности, необходимо диагностировать состояние её структурных элементов, характеризующих реальные возможности формирования культурного пространства — определённого порядка осуществления производственной деятельности предприятия, способствующего повышению целеустремленности социальной системы и тем самым повышению эффективности функционирования. Исследования влияния организационной культуры на эффективность производства в основном сводятся к качественным методам анализа.
В основе методики лежит понимание организационной культуры как «системы духовных и материальных элементов, взаимодействующих между собой и присущих только данному предприятию, в формировании которых существенную роль играет культура внутренних субъектов и факторы внешней среды и на основе которой формируется системный подход к управлению всеми факторами производства путем создания целостной стратегии функционирования и развития предприятия и непосредственной её реализации в процессе осуществления производственной деятельности.
Такое определение организационной культуры позволяет акцентировать внимание на двух важнейших аспектах — на составляющих культуру элементах и степени их влияния на функционирование предприятия.
В структуре организационной культуры выделяются 18 элементов (рис.1.13) наиболее полно определяющих её силу. Этот набор лежит в основе дальнейшей количественной оценки организационной культуры и определения её влияния на эффективность производственной деятельности предприятия.
Рис.1.13.Структурные элементы организационной культуры предприятия
Для расчёта абсолютного влияния (в баллах) одного элемента организационной культуры на другой оцениваются парные линейные регрессии. Математически задача сводится к нахождению аналитического выражения, наилучшим образом описывающего связь одного элемента организационной культуры с другим в виде:
у = а+bх,
где у — результативный признак, х — факторный признак. Коэффициент h показывает, на сколько баллов изменяется результативный признак при увеличении факторного признака на балл.
Например, для элемента 1 «ясность целей и ориентация на их достижение» факторными признаками являются элемент 2 - «сфокусированность производственной деятельности», элемент 8 - «участие работников в принятии решений» и элемент 13 - «управление системой ценностей». Матрица парных коэффициентов корреляций позволила также ответить, какие элементы в большей степени определяют организационную культуру предприятия.
В основе роста всех элементов лежат два независимых признака: элемент 12 — «ориентация на потребителя» и элемент 6 — «ориентация на персонал». Это доказывает важность данных элементов организационной культуры при её формировании. Другим независимым элементом является элемент 4 — «уровень формальности». Уровень формальности определяется такими элементами, как стиль управления, ориентация на потребителя, на персонал, однако » данном исследовании достоверной статистической взаимосвязи выявлено не было.
Далее для того чтобы отобрать факторные признаки и справиться с проблемой мультиколл и неарности, был проведен статический анализ с помощью метода пошаговой регрессии. В результате было получено уравнение вида
где С — организационная культура предприятия, — константа, — коэффициенты регрессии, — элементы, определяющие организационную культуру «факторные признаки.
Уравнение зависимости культуры от факторных признаков приняло следующий вид:
Таким образом, существует высокая сила связи между выбранными факторными признаками и организационной культурой предприятия, поскольку множественный коэффициент корреляции r = 0.98. При этом 96.5% изменения организационной культуры предприятия обусловлено изменением ведущих факторов: элемента 1 — «ясность целей и ориентация на их достижение», элемента 14 — «способность предприятия реагировать на изменения» и элемента 18 — «технический уровень производства.
При проверке значимости уравнения на основе многомерного аналога критерия Фишера, в частности при сравнении расчётного значения Fрасч =82,9 и критического значения Fкрит=3.86 для уровня значимости 0,05, было установлено, что уравнение значимо и связь признается существенной. При оценке значимости коэффициентов регрессии на основе критерия Стьюлента (Госсета) было установлено, что все они значимы на уровне 0,05 и даже на уровне 0,02. Поскольку теоретическое и эмпирическое значения организационной культуры предприятий очень близки (рис.1.14), данное уравнение можно использовать для осуществления прогнозов.
Рис.1.14. Теоретические и эмпирические значения показателя организационной культуры
Глава 2. Проектирование организационной структуры управления
ЗАО «Энергокабель»
2.1. Общая характеристика ЗАО «Энергокабель»
Характеристика организации представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Основные показатели деятельности ЗАО «Энергокабель»
№ п/п
Показатель
Обозна чение
Значение
Единица измерения
1
Численность промышленно-производственного персонала
Рпп
1479
чел.
2
Общая численность рабочих
Ро
1149
3
Численность производственных рабочих
Рп
1034
4
Стоимость основных производственных фондов
Ф
127.2
млн..руб.
5
Коэффициент укомплектованности рабочих мест
Ку
1,43
-
6
Суммарный грузооборот
Гс
млн.т.
7
Протяженность заводских железнодорожных путей
Zжп
км.
8
Число транспортных средств на балансе предприятия
Чтс
234
шт.
9
Годовое потребление электроэнергии
Гэ
млн. кВт.
10
Коэффициент сложности деталей
0,58
11
Объем выпуска сварных конструкций
Vск
тыс. т.
/год
12
Количество поставщиков и потребителей
П
468
13
Количество технологических норм или операций в основном производстве
Т
684
14
Количество наименований, типоразмеров, артикулов, полуфабрикатов, материалов, покупных изделий и выпускаемой продукции
М
343
15
Количество наименований оригинальных деталей
А
280
16
Количество предприятий кроме базового
17
Количество цехов основного производства в головном предприятии
18
Тип производства
С
19
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19