Примечания:
* Начиная с 1 февраля 2002 г. Gucci Group использует евро в качестве валюты финансовой отчетности, финансовая отчетность после 1998 г. переведена в евро-эквивалент, согласно среднегодовым курсам евро / доллар США.
** Sergio Rossi, Boucheron, Bedat & Co.
*** Sergio Rossi, Boucheron, Bottega Veneta, Bedat & Co., Stella McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga.
**** В международной бухгалтерской практике отрицательные значения принято приводить в круглых скобках.
Источник: [Gucci Group. Annual, 2002, p. 52; Gucci Group. Financial, 2003, p. 4].
На позиции брэнда в иерархической структуре группы также влияет и объем выручки по категориям фэшн-продуктов (табл. 10).
Так, к категориям фэшн-продуктов, наиболее интенсивно в 2002 г. генерировавшим выручку, в Gucci Group относятся изделия из кожи (32,4%), парфюмерия (15,7%), одежда (12,8%) и обувь (11,5%). Подобный подход к продуктовому миксу получил даже неофициальное название «принцип Gucci»: когда изделия из кожи и обувь в совокупности занимают более 40% ассортиментного ряда брэнда, на втором месте находится парфюмерия (около 15%) и только потом идет одежда (менее 15%). Такая ситуация помогает компаниям в фэшн-бизнесе избежать неопределенности, связанной со спросом на фэшн-продукты, и заложить определенные гарантии высокого уровня продаж.
В Gucci Group также четко были обозначены позиции, к которым стремятся брэнды, для группы в целом философия позиционирования была сформулирована следующим образом: «Выдающиеся брэнды и продукты», при этом для мягких товаров (soft goods), куда входит одежда, обувь, сумки, текстильные аксессуары, желаемыми позициями являются «ведущие позиции в индустрии»; для твердых товаров (hard goods), куда включены ювелирные изделия и часы, — «развитие этих видов бизнеса» [Gucci Group. Management, 2002, p. 8].
Для каждого брэнда, входящего в марочный портфель Gucci Group, четко описывались цели, к достижению которых в 2002 г. должна стремиться команда, управляющая брэндом. В первую очередь были определены финансовые цели брэндов: для брэнда Gucci — ожидаемая операционная прибыль на уровне 30%, а для брэнда Yves Saint Laurent получение прибыли планировалось только в 2004 г. [Gucci Group, 2002, p. 7].
Таблица 10. Выручка Gucci Group по категориям фэшн-продуктов, 2000–2002 гг.
Фэшн-продукт
2000 г.
2001 г.
2002 г.
млн евро
%
Изделия из кожи
750,9
30,5
871,7
34,0
824,6
32,4
Обувь
266,9
10,8
278,1
293,6
11,5
Одежда
302,1
12,3
317,9
12,4
325,0
12,8
Парфюмерия
427,8
17,4
391,7
15,3
398,7
15,7
Косметика
141,7
5,8
146,1
5,7
160,2
6,3
Часы
264,8
10,7
259,8
10,1
220,7
8,7
Ювелирные изделия
86,0
3,5
110,3
4,3
126,7
5,0
Другое
141,5
113,0
4,4
130,6
5,1
Роялти
79,6
3,2
76,5
3,0
64,2
2,5
Всего
2461,3
100,0
2565,1
2544,3
Источник: [Gucci Group. Annual, 2002, p. 52].
Во вторую очередь определялись цели, формирующие имидж брэндов. Так, например, для основного брэнда Gucci одна из целей в отношении брэнд-имиджа была сформулирована в отличной от остальных дизайнерских брэндов плоскости: «Поддерживать эксклюзивность брэнда, одновременно генерируя рост брэнда за счет дифференциации продукта при помощи техник «Сделанный по меркам» (Made-to-measure), «Сделанный на заказ» (Made-to-order) и «Ограниченный тираж» (Limited edition)» [Gucci Group. Management, 2002, p. 18].
Таблица 11. Цели брэнда Gucci, 2002 г.
Цели
Брэнд-имидж
Поддерживать Gucci в качестве символа современной моды и выдающегося качества
Поддерживать эксклюзивность брэнда, одновременно генерируя рост брэнда за счет дифференциации продукта при помощи техник «Сделанный по меркам», «Сделанный на заказ» и «Ограниченный тираж»
Усиление глобального присутствия с фокусом внимания на локального потребителя
Сумки
Поддерживать лидерство в индустрии
Удерживать существующую долю рынка
Эксклюзивность: выпуск линий «Ограниченного тиража» и продуктов из редких, драгоценных сортов кожи
Дорожные сумки и чемоданы
Капитализация сильной репутации Gucci как производителя изделий из кожи
Представление продуктов из этой категории во всех магазинах Gucci, имеющих полный ассортиментный ряд
Прет-а-порте
Дальнейшее развитие брэнд-имиджа и прибыльность
Представление большей вариативности продуктов при помощи техник «Сделанный по меркам», «Сделанный на заказ»
Использование недостаточно разработанного потенциала
Представление продуктов высшего качества и удобств, расширение стилей
Капитализация новых прототипов, запускаемых в производство
Запуск коллекции подписных вещей «Икона» (Icon)
Развитие управляемой напрямую сети ювелирных магазинов
Источник: [Gucci Group. Management, 2002, p. 18–19].
Техника «Сделанный по меркам» впервые была предложена постоянным клиентам Gucci в 2002 г., когда определенные модели одежды и обуви могли быть изготовлены по индивидуальным меркам заказчика. Техника «Сделанный на заказ» в 2002 г. распространилась только на сумки Gucci, когда клиентам было предложено 8 базовых моделей сумок, которые могли быть изготовлены в определенных, выбранных самими клиентами, цветовых комбинациях. Причем марочное имя Gucci не указывалось на внешней стороне сумки, так как клиентам хотелось большей индивидуальности, а не принадлежности к «клубу покупателей Gucci». Подобный подход Gucci, в котором адаптируются техники, применяемые в категории от кутюр, с одной стороны (индивидуальные мерки), и вовлечение клиента в процесс создания модного продукта, с другой, кардинальным образом отличается от традиционных стратегий растяжения брэнда, применяемых в фэшн-бизнесе. Цели брэнда Gucci на 2002 г. представлены в табл. 11.
Для второго по значимости в марочном портфеле Gucci Group брэнда Yves Saint Laurent цели на 2002 г. отражали всю текущую непростую ситуацию с этим брэндом. Gucci Group приобрела брэнд YSL в 2000 г. в довольно сложном финансовом состоянии. Почти два года ушло на решение принципиальных задач: сокращение лицензий на производство и торговлю, часто не контролируемых самим владельцем брэнда, и перевод всех производственных и торговых операций под контроль Gucci Group. В результате к январю 2002 г. количество выданных лицензий сократилось со 167 до 15, а количество бутиков YSL, напрямую сотрудничающих с Gucci Group, возросло с 15 до 43. В планах группы был контроль показателей работы 60 бутиков YSL по всему миру к январю 2004 г. Также одной из принципиальных задач для YSL являлось репозиционирование брэнда путем четкого определения имиджа и стиля, напрямую связанных с креативным директором — дизайнером Томом Фордом, — и концентрация на линии YSL Rive Gauche (табл. 12).
Таблица 12. Цели брэнда Yves Saint Laurent, 2002 г.
Стратегия
Перезапуск Yves Saint Laurent и репозиционирование брэнда как ведущего и напрямую контролируемого брэнда прет-а-порте и аксессуаров
Репозиционирование брэнда через четкое определение имиджа и значительные инвестиции в коммуникации, развитие продуктов брэнда и магазинов
Адаптация новой бизнес-модели, сконцентрированной на прямом контроле имиджа продуктов и дистрибьюции брэнда
Концентрация на линии Yves Saint Laurent Rive Gauche
Оптимизация деятельности Yves Saint Laurent
Прекращение продажи лицензии
2000 г. (январь): 167
2001 г. (январь): 62
2002 г. (январь): 15
Прямая дистрибьюция
Магазины, управляемые напрямую, и ключевые задачи:
2000 г. (январь): 15 в Европе, а также 2 магазина в Нью-Йорке
2001 г. (январь): 43, улучшение географического микса
2004 г. (январь): 60, сбалансированная сеть магазинов
Определение имиджа и стиля
Новая ступень развития брэнда Yves Saint Laurent под креативным руководством Тома Форда Мировой успех в прессе новой коллекции
Зоны ответственности Тома Форда:
продукты
рекламные кампании
концепция магазинов
коммуникационная деятельность
Продукт
Концентрация на линии Yves Saint Laurent Rive Gauche, прямой контроль над производством:
прет-а-порте для женщин
прет-а-порте для мужчин
сумки и изделия из кожи
женская обувь
мужская обувь
шелковые изделия
Запуск новых продуктов
Очки (Safilo) — единственная новая лицензия на производство
Часы: использование потенциала часового подразделения Gucci Group в Швейцарии
Ювелирные изделия: аксессуарная ювелирная линия для одежды (запонки, зажимы, булавки и т.п.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8