Как видно из табл. 2.11 план по балансовой прибыли перевыполнен на 12,7 %. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (68,3 %), прибыль от продажи теплоэнергии составляет 30,3 %, удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 1,4 %.
Прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости; уровня среднереализационных цен.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 2.12.
Показатель
План
Факт
Отклонение
Сумма
В %
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и других отчислений из выручки (В)
107431
106140
1291
1,2
Полная себестоимость реализованной продукции (З)
102735
100516
2219
2,1
Прибыль от реализации продукции (П)
4696
5624
928
19,7
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 928 тыс. руб. (5624-4696) или на 19,7 %. Основная причина перевыполнения суммы прибыли от плана лежит в себестоимости продукции, которая ниже плановой на 1952,2 тыс. руб. Уменьшение себестоимости по факту произошло за счет уменьшения доли заработной платы в статье затрат на 5,2 % и уменьшения реализации продукции. Как говорилось ранее у предприятий конкурентов цена автопоезда-лесовоза дешевле, поэтому чтобы снизить свою себестоимость заводу пришлось уменьшить долю заработной платы.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели, характеризующие прибыльность продаж;
2. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат по реализованной продукции:
Rоб =Ппр/Врп, (2.18)
где Прп – прибыль от реализации продукции;
Врп – выручка от реализации продукции.
Rз= 5624/100516=0,06= 6 коп.
Предприятие имеет прибыли 6 коп. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки:
Rоб = 5624/106140 =0,05 = 5 коп.
Предприятие имеет прибыли 5 коп. с рубля продаж, т.е. 5%
Отсюда можно сделать вывод, что эффективность производственной и сбытовой деятельности очень низкая.
Основным комплектующим материалом для производства прицепов является чугунное литье (ступица, барабан, рычаг, прижим, колодка), основным поставщиком является Саранский литейный завод ГУП РМ, такое же чугунное литье, во всем ассортименте, который нам необходим, стали выпускать на Курганском сталечугуннолитейном заводе три года назад. Поэтому мы можем перейти к другому поставщику, при этом будет происходить экономия транспортных издержек, и отпускные цены на продукцию в г. Кургане немного ниже (на 5-10 %), чем в г. Саранске. Это приведет к снижению себестоимости нашей продукции.
По факту в 2009 г. завод выпустил автоприцепов 469 шт., на каждый автоприцеп требуется по 4 шт. ступицы, суппорта и барабана. Рассмотрим разницу общей стоимости комплектующих в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Исходные данные для факторного анализа
Наименование комплектующих
Количество, шт. г. Курган
Цена 1 шт., руб.
г. Курган
Общая стоимость, тыс. руб.
Количество, шт. г. Саранск
г. Саранск
Ступица 5232
В-1304015-91
1876
1245,0
2335,62
1332,15
2499,11
Суппорт 9383-3502015-0
354,0
664,104
389,4
730,52
Барабан 214 Б-350270
1089,0
2042,964
1143,45
2145,11
Колодка 89661 Т-3501095
335,0
628,46
361,8
678,74
Итого:
5628
5671,15
6053,48
Как видно из таблицы, разница в стоимости комплектующих составила 382,33 тыс. руб.
На предприятиях для норм расхода топлива и смазочного материала в автотранспорте используют руководящий документ Р 3112194.0366-03. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0.01*(Hsan *S + Hw *W) * (1+0.01 *D), (3.1)
где Qн – нормативный расход топлива, литры;
S – пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan – норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза;
Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км (1,3);
W – объем транспортной работы, т. км (6т);
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах (20 %).
Из г. Тавды до г. Кургана расстояние 725 км в оба конца, до г. Саранска 4400 км. Отправляем в командировку автомобиль КамАЗ 5410, норма расхода дизельного топлива (ДТ) –25л/100км, масла –2,8 л. Рассчитаем нормативный расход топлива до г. Кургана и г. Саранска.
г. Саранск ДТ:
Qн = 0,01*(25л * 4400км + 1,3 *6т) * (1+0,01 *(10 % + 10 %) = 1414 л.
Масло: 1414/100*2,8 = 40 л.
г. Курган ДТ:
Qн = 0,01*(25л *725км +1,3 *6т) * (1+0,01 * 20) = 311 л.
Масло: 311/100*2,8 = 9 л.
Таблица 3.2 Расчет стоимости нормы расхода топлива
Город
ДТ
Масло
Итого
Стои-мость
1л, руб.
Норма-
тивный расход, л
Общая
стоимость топлива, руб.
Стои-
мость
Нормативный расход, л
Общая стоимость топлива, руб.
20
311
6220
70,0
9
630
6850,0
г.Саранск
1414
28280
40
2800
31080,0
-22060,0
-2170,0
-24230
Разница общей стоимости топлива до г. Кургана и г. Саранска составляет 24230,0 руб.
Машина идет до г. Кургана 2 дня, до г. Саранска 10 дней в оба конца, значит разница в суточных для водителя тоже будет.
г. Курган = 2дн. *(100 руб. +300 руб. +50 руб.) = 900 руб.
г. Саранск = 10дн. *(100 руб. +300 руб. +50 руб.) = 4500 руб.
Отклонение: -3600 руб.
Общая экономия на топливе и суточных для водителя составляет 27830 руб. (24230+3600). Машину в командировку завод отправляет 3 раза в месяц в течении года. Экономия транспортных издержек составит:
Э= 27830* 3* 12= 1001880 руб.
Общая экономия комплектующих с учетом транспортных расходов составит:
Э =1001880+382330 =1384210 руб.
За счет нашего мероприятия нам удалось снизить полную себестоимость продукции на 1384,2 тыс. руб. Переход на Курганский сталечугуннолитейный завод дает возможность обеспечить гибкую экономию времени по доставке. Учитывая, что г. Курган находится рядом с трассой на г. Екатеринбург, есть большая возможность комбинировать грузы (металл, комплектующие), которые закупаются на базах в г. Екатеринбурге, г. Челябинске, г. Первоуральске, г. Н. Тагиле.
3.2 Предложения по оптимизации организационной структуры
предприятия
На предприятии численность руководителей и специалистов составляет 84 чел. (25 –руководителей, 59 – специалистов), это 24,6 % от общей численности промышленно-производственного персонала.(табл. 2.8.) На основании статистики мы можем сократить их до 18 % от общей численности. Из приведенного ранее анализа, можно сказать, что темп производства продукции увеличивается (табл. 2.2.). Завод осваивает новые виды продукции, расширяет номенклатуру выпускаемых изделий, но основное содержание работы конструкторской базы не меняется. Поэтому мы можем сократить несколько человек из конструкторского отдела и отдела главного технолога, за счет возможного рационального разделения функций и объединить эти отделы в один технический отдел, а также закупить еще один компьютер. При этом сократиться один руководитель и десять специалистов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12