Рефераты. Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг) p> (кредиторскую задолженность) или превышать их.
. Быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность, средства на депозитах) должны покрывать краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых приходится на данный период) или превышать их.
. Медленнореализуемые активы (запасы готовой продукции, сырья и материалов) должны покрывать долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) или превышать их.
. Труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами (собственными средствами) и не превышать их.
Все перечисленные балансовые пропорции могут быть детализированы с помощью системы так называемых финансовых коэффициентов.
Для достижения финансовой устойчивости необходимо стремиться выдерживать обозначенные выше балансовые пропорции, хотя это и невообразимо трудно в условиях вытеснения долгосрочного кредита краткосрочным.
Существует несколько основных групп коэффициентов:
. Коэффициенты ликвидности
. Коэффициенты эффективности использования активов Коэффициенты прибыльности
. Коэффициенты долгосрочной платежеспособности
. Рыночные коэффициенты
Коэффициенты ликвидности
Под ликвидностью компании понимается ее способность своевременно погашать текущие обязательства. Именно этот аспект финансового положения компании больше всего интересует ее поставщиков и банков, предоставляющих краткосрочные кредиты.
Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле
Основное ограничение коэффициента текущей ликвидности - ограниченная ликвидность отдельных видов оборотных активов. Наименее ликвидными являются запасы. Для того, чтобы исключить влияние запасов на оценку ликвидности, используется коэффициент срочной ликвидности:

Коэффициенты эффективности использования активов
Коэффициенты, характеризующие дебиторскую задолженность.
Оборачиваемостью дебиторской задолженности называется соотношение объема продаж и средней величины дебиторской задолженности за период. Данный коэффициент выражается в оборотах в год.
Для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью может использоваться показатель среднего периода инкассации дебиторской задолженности:
Показатель оборачиваемости запасов рассчитывается как соотношение себестоимости реализованной продукции и среднего товарного запаса.
Показатели эффективности использования оборотных активов связаны с показателями ликвидности. Соответствующие формулы выглядят следующим образом:
Коэффициенты прибыльности отражают относительный размер прибыли, которую получает компания. Эти показатели наиболее важны для оценки деятельности компании, особенно со стороны акционеров.
Рентабельностью продаж (нормой прибыли) называется отношение чистой прибыли компании к объему ее продаж:
Рентабельностью активов называется отношение чистой прибыли к суммарным активам компании:
В отличие от рентабельности продаж, рентабельность активов принимает в расчет не только величину наценок и эффективность управления затратами
(показатели отчета о прибыли), но и эффективность использования активов компании (показатели баланса). Математически это выражается следующим образом:
Рентабельностью собственного капитала называется соотношение чистой прибыли и собственных средств компании:
Коэффициенты долгосрочной платежеспособности
Коэффициент использования заемных средств (D/A)
Использование заемных средств в структуре капитала компании создает эффект финансового рычага.
Коэффициент покрытия процентов показывает, сколько раз компания могла бы покрыть процентные платежи по долгу из своей прибыли. Он определяется по формуле
Более точная оценка способности компании оплачивать свои долгосрочные обязательства требует учета не только процентов, но и других фиксированных выплат по долгосрочным обязательствам (например, арендной платы или лизинговых платежей). Соответствующий показатель называется коэффициентом покрытия фиксированных выплат:

Рыночные коэффициенты
Кроме коэффициентов, характеризующих финансовую отчетность показателей, существуют также показатели, характеризующие обращение акций компании на открытом рынке. Эти показатели являются регулярно публикуемыми и предназначены для принятия инвестиционных решений участниками рынка акций.
К наиболее часто используемым относятся следующие коэффициенты:
Коэффициент "цена/прибыль на акцию"
Ставка дивидендных выплат
Этот показатель отражает политику компании в отношении дивидендных выплат.
Ставка дивидендных выплат может служить критерием для включения акций в инвестиционный портфель.
Коэффициент "капитализация/балансовая стоимость"
Под балансовой стоимостью акции понимается отношение собственных средств компании и числа выпущенных акций.

Понятие финансового механизма предприятия и его основные модели

(финансовый механизм как совокупность финансовых методов, финансовых рычагов, правового, нормативного и информационного обеспечения: модель финансового механизма предприятия, основанная на формировании прибыли.)

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма, который состоит из 2 подсистем: управляющей и управляемой.
Управляющей подсистемой финансового менеджмента (т.е. субъектом управления) является финансовая служба, ее отделы и финансовые тендеры. В качестве основного объекта управления в фин. менеджменте выступает денежный оборот предприятия, как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящий через расчетный и др. счета предприятия. Управлять денежным оборотом – это значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и отдаленной перспективе, уметь определить объем и интенсивность поступлений и расходование денежных средств.

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансовыми отношениями через финансовые рычаги с помощью финансовых методов.

Элементами фин. механизма выступают: финансовые отношения, финансовые рычаги, фин. методы, правовое, информационное, методическое обеспечение финансового управления.
Необходимыми условиями эффективного функционирования фин. механизма являются:

1. Многообразие форм собственности

2. Наличие рынков товара, труда и капитала

3. Самофинансирование предприятия

4. Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений

5. Рыночное ценообразование и конкуренция

6. Регламентация государственного вмешательства в деятельность организации

7. Наличие правого обеспечения
Финансовые рычаги – это набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать воздействие на ход деятельности предприятия. Они включают: прибыль, доход, финансовые санкции, дивиденды, проценты, налоги и т.д.

Финансовые методы – финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование. фин. регулирование, контроль.

Основу информационного обеспечения составляет любая информация финансового характера (финансовая отчетность, сообщение финансовых органов, информация кредитных организаций, информация товарных, фондовых, валютных и др. бирж и т.п.)
Модель фин.менеджмента, основанная на формировании прибыли.
Главной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия и персонала. Отсюда вытекают основные задачи фин.менеджмента:
. Осуществление финансового учета и контроля.
. Формирование финансовых ресурсов необходимых размеров.
. Финансовое планирование.
. Инвестирование финансовых средств в наиболее эффективные участки предпринимательства.
. Снижение инвестиционных рисков.
Финансовый менеджмент имеет дело с непрерывным кругооборотом капитала, каждая стадия которого требует сбалансирования с материальными и трудовыми ресурсами. Финансовый менеджер осуществляет распределение финансов и формирует фонд заработной платы, инвестиционный фонд, прибыл и т.д. Он влияет на работу всего персонала компании через системы оплаты труда.
Финансовый менеджер должен стремиться к расширению сфер влияния компании, нахождению партнеров, присоединению новых предприятий и т.д. Он исследует уровень издержек и стремится к их снижению, тем самым – к привлечению прибыли. Обеспечивает выпуск ценных бумаг, тесно работает со страховыми и кредитными учреждениями.
Должны существовать объект и субъект финансовых отношений. Все финансовые отношения регулируются законом. Необходима система планирования. В основе финансово-кредитного механизма лежат две сферы деятельности: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
Финансовое обеспечение определяет, какими средствами может располагать предприятие и откуда их можно взять. (Источники: самофинансирование – прибыль и амортизация; банковские кредиты; выпуск ценных бумаг; спонсорство; бюджетное субсидирование).
Прибыль – многозначное понятие, наиболее употребимое как разница между выручкой и полными издержками. Прибыль возникает в результате производственной, научно-исследовательской, торговой и других видов деятельности. Возможность получения прибыли стимулирует предпринимательскую деятельность. Прибыль как экономическая категория является результатом всей хозяйственной деятельности. На прибыль влияют следующие основные факторы: цена, себестоимость и объем продаж.
Существует факторный метод планирования прибыли. В его основе лежат следующие условия:
. Прогнозный характер планирования;
. Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от предполагаемой величины;
. Полный учет инфляционных изменений;
. Использование базовых показателей за предшествующий период;
. Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель;
. Выбор оптимальной величины показателей из ряда вариантов.
Факторный метод осуществляется в несколько этапов:
1. Расчет базовых показателей за предшествующий период: выручка от реализации, себестоимость, цены на продукцию, прибыль от реализации, валовая прибыль.
2. Выработка целевых установок на планируемый год. Цели могут быть сгруппированы по направлениям: рост выручки от реализации, выпуск новой продукции, изменение оплаты труда.
3. Прогнозирование индексов инфляции: индекс цен на свою продукцию, индекс цен на покупку сырья и т.д.
4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
5. Выбор оптимального варианта.
В этих расчетах наиболее сложным моментом является расчет затрат на производство и себестоимость продукции.

Логика функционирования финансового механизма предприятия на основе взаимодействия финансового и операционного рычагов (левериджей).

Операционный рычаг отражает уровень использования основных средств и связанных с ними постоянных издержек на предприятии. Операционные издержки любой компании можно определить как постоянные (аренда помещения, амортизация, зарплата руководства, налоги на имущество), переменные (сырье и материалы, заработная плата рабочих, комиссионные с продаж), и полупеременные (плата за свет, воду, ремонт и обслуживание оборудования).
Для упрощения можно объединить переменные и полупеременные издержки.

Если в составе затрат фирмы высок удельный вес постоянных затрат (например 60 т.р.), которые не снижаются при падении спроса , то для фирмы характерен относительно высокий уровень операционного левериджа.

Если постоянные издержки у фирмы равны 60 тр., цена за единицу P = 2, а переменные издержки на единицу VC равны 0,80 р., то точка безубыточности ВЕ = отношению постоянным издержкам на их долю в цене каждой проданной единицы продукции.

ВЕ = Постоян издержки (FC) = FC

=

Доля пост. издержек Цена – Перемен. издерж.

= FC = 60 = 60 = 50 единиц

P – VC 2-0,8 1,2
При получении 1.20 р с каждой проданной единицы на покрытие постоянных издержек, минимальный выпуск 50 единиц позволяет покрыть фирме ее постоянные издержки (50 на 1.20 р = 60 р). Выше этого уровня фирма попадает в очень прибыльный режим работы предприятия, когда продажа каждой единицы приносит 1.20 р прибыли. Высокий уровень операционного левериджа при прочих неизменных факторах означает, что сравнительно небольшое изменение объема реализации приводит к большому изменению выручки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.