Уровень качества продукции рассчитаем по формуле:
Таким образом, комплексный уровень качества нашего сахарного печенья равен 0,86. Если полученный уровень оценивать по трехбалльной шкале (рис.4 а), то можно утверждать, что уровень качества нашего печенья высокий.
Рис.4 Шкала оценки
Далее, учитывая, что цена одной пачки печенья равна 17,49 руб. (см. 1 часть курсовой «Маркетинг»), рассчитаем показатель «квал-кост».
П=Q/Р (качество/цена)
П=0,86/17,49=0,049
Чтобы оценить полученный «квал-кост», рассчитаем для сравнения данный показатель для эталона. П=1/17,49=0,057
По рис.4 б) видно, что наш показатель – 0,049 – очень близок к эталону.
2.2 СМК на предприятии. Экспертная оценка принципов СМК
Система управления качеством предприятия может быть построена на основе различных моделей, методов и средств управления качеством, которые должны выбираться исходя из отраслевых особенностей предприятия и стратегии его развития. Для успешного функционирования любого предприятия необходимо формирование и поддержание эффективной системы управления, составной частью которой у нашего предприятия выступает система менеджмент качества, разработанная для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
Выделим основные преимущества, получаемые нашим предприятием, от внедрения СМК:
– непрерывный контроль ключевых бизнес-процессов позволяет повысить эффективность деятельности предприятия, и, следовательно, увеличить прибыль;
– гарантирует надежность выполнения требований заказчика, а следовательно - повышение рыночной привлекательности;
– улучшение управления рисками;
– расширение экспортных возможностей;
– конкурентоспособность на внутреннем рынке;
– облегчение управления всей деятельностью предприятия;
– повышение качества продукции;
– снижение непроизводственных затрат;
– усовершенствование системы управления и повышение эффективности работы сотрудников на всех уровнях.
В дальнейшем по мере развития предприятия и приобретения им стабильности и устойчивости на внутреннем рынке, мы рассматриваем следующие преимущества:
– конкурентоспособность на внешнем рынке;
– возможность сотрудничества с иностранными партнерами;
– возможность привлечь иностранных и российских инвесторов;
– возможность реализовывать продукцию по мировым ценам на аналогичную продукцию.
Система менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000 базируется на восьми принципах, которые были сформулированы и включены в стандарт для того, чтобы высшее руководство организации могло руководствоваться ими с целью улучшения ее деятельности.
Принципы СМК:
1) Ориентация на потребителя;
2) Лидерство руководителя;
3) Вовлечение работников;
4) Процессный подход;
5) Системный подход;
6) Постоянное улучшение;
7) Принятие решений, основанное на фактах;
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Для поддержания эффективного функционирования СМК на предприятии необходимо периодическое проведение его аудита, т.е. выявление возможных отклонений. В рамках СМК аудит связан с решением трех основных задач:
- деятельность, касающаяся качества, должна соответствовать спланированным требованиям (основой является стандарт);
- требования должны соответствовать достижению целей;
- требования должны фактически выполняться.
Выделяют следующие виды аудита в рамках СМК:
1. системный аудит;
2. методический аудит (аудит процесса);
3. аудит продукции.
Для проверки СМК применяют системный аудит. Данный вид аудита может выступать в следующих формах:
- внутренний аудит (предприятие само проверяет собственную СМК на соответствие МС ИСО серии 9001, 14000)
- внешний аудит клиентом (клиент проводит аудит СМК у поставщика);
- внешний сертификационный аудит (учреждение или независимая организация осуществляет аудит с целью сертификации СМК).
Для предприятий особую роль играет проведение внутреннего аудита, целью которого является оценка СМК предприятия на соответствие требованиям МС ИСО 9001. В этой связи необходимо определить отвечают ли элементы управления качеством, определенным требованиям; достигаются ли цели качества; выполняются ли законодательно-правовые нормы. Для нашего предприятия мы проведем внутренний аудит СМК на основе экспертной оценки ее восьми принципов, который поможет выявить сильные и слабые стороны системы менеджмента качества предприятия, качество ее функционирования, а также определить способы устранения выявленных несоответствий. Экспертный метод решения определенных задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Поэтому для экспертной оценки мы создадим группу экспертов-аудиторов из 5 человек, обладающих определенными квалификационным характеристиками: опытом проведения аудитов; компетентностью в данной области; умением реально оценивать факты и быть объективными; умением общаться с людьми и делать выводы.
Ниже определим характерные для каждого из принципов СМК признаки (составляющие), по которым эксперты будут оценивать каждый из них.
1) ориентация на потребителя:
- исследование всех потребностей и ожиданий потребителя;
- доведения этих запросов и потребностей до всего персонала;
- измерения удовлетворенности потребителей;
- управления взаимодействием с потребителями;
2) лидерство руководителя:
- демонстрация руководителем приверженности качеству;
- ориентации на потребности всех заинтересованных сторон;
- обеспечения атмосферы доверия и работы без страха;
- установления смелых целей и выработки стратегии для их достижения;
3) вовлечение работников:
- инициирования, признания и поощрения вклада работников;
- постоянного повышения знаний, опыта и компетентности работников;
- возложение и распределение ответственности между работниками;
- поиски новых возможностей для улучшения рабочей атмосферы;
4) процессный подход:
- идентификация и измерение входов в процессы и их результаты;
- определение взаимодействия процессов с функциями предприятия;
- оценка рисков, последствий и влияния процессов на потребителей и другие заинтересованные стороны;
- четкая установка прав, полномочий и ответственности за управление процессами;
- определение внутренних и внешних потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны;
- акцент внимания при проектировании процесса на всем его этапы, его обеспечение ресурсами, измерение (проверки), определение потребности в обучении персонала;
5) системный подход:
- установление, проектирование и разработка системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей;
- проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путем;
- понимания взаимозависимости процессов в системе;
- постоянного улучшения системы через измерения и оценку;
6) постоянное улучшение:
- формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом;
- применения основных концепций постоянного улучшения путем постепенных действий и нетрадиционных решений;
- постоянного повышения эффективности всех процессов;
- обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения;
- определения измерителей и целей для организации улучшения;
- признания улучшений;
7) принятие решений, основанное на фактах:
- измерение и сбор данных и информации, относящихся к поставленной задаче;
- обеспечения уверенности в достоверности и точности этих данных и информации;
- принятие решений и выполнение действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками:
- идентификация основных поставщиков;
- установление взаимоотношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества;
- налаживание четких и открытых связей;
- инициирование совместных разработок и улучшений продукции и процессов;
- обмен информацией и планами на будущее;
- признание достижений и улучшений поставщика.
Далее составим матрицу оценки экспертов-аудиторов по 10-бальной шкале, после чего:
1. Рассчитаем сумму значений для принципа СМК по формуле:
,
где Эi – оценка каждого эксперта-аудитора по всем принципам.
После чего рассчитаем сумму этих сумм:
2. Определим ранг каждого принципа по сумме их значений и важности.
3. Рассчитаем среднее значение для каждого принципа СМК по формуле:
где Qэкс – общее количество экспертов, принимающих участие в оценке.
4. Рассчитаем дисперсию dis по формуле:
5. Найдем сумму дисперсий для всех принципов по формуле:
6. Рассчитаем согласованность экспертов-аудиторов по формуле:
где m – количество экспертов, n – количество показателей.
следовательно, группа экспертов работала почти максимально согласовано.
7. Рассчитаем коэффициенты весомости для каждого принципа СМК по формуле:
8. Рассчитаем энтропию экспертной оценки по формулам:
, ,
H1 = log4(9-7) = log41 = 0 ∆H1 = 1 - 0 = 1
H2 = log4(10-7) = log43 = 0,8 ∆H2 = 1 - 0,8 = 0,2
H3 = log4(9-6) = log43 = 0,8 ∆H3 = 1 – 0,8 = 0,2
H4 = log4(10-8) = log42 = 0,5 ∆H4 = 1 – 0,5 = 0,5
H5 = log4(8-7) = log42 = 0,5 ∆H5 = 1 - 0,5 = 0,5
H6 = log4(9-7) = log42 = 0,5 ∆H6 = 1 - 0,5 = 0,5
H7 = log4(8-6) = log42 = 0,5 ∆H7 = 1 – 0,5 = 0,5
H8 = log4(10-8) = log42 = 0,5 ∆H8 = 1 - 0,5 = 0,5
Все полученные данные после расчетов занесем в таблицу 7.
Таблица 7. Результаты экспертной оценки
Принципы СМК
Оценка экспертов
Ранг
dis
Коэф-т весо-мости λi
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
1. Ориентация на потребителя
7
8
37
6
7,4
1,2
0,1171
1
0
2. Лидерство руководителя
9
10
42
3
8,4
5,2
0,1329
0,8
0,2
3. Вовлечение работников
36
7,2
6,8
0,1139
4. Процессный подход
43
2
8,6
3,2
0,1361
0,5
5. Системный подход
40
4
0,1266
6. Постоянное улучшение
39
5
7,8
2,8
0,1234
7. Принятие решений, основанное на фактах
34
0,1076
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
45
0,1424
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12