Менеджерская сетка исходит из того, что работа менеджера основана на комбинации двух фундаментальных составляющих поведения менеджера. Одна составляющая - внимание, уделяемое производству, другая - внимание к людям (рис. 6).
Таким образом, результаты тестирования помогли найти точки, характеризующие стиль управления на "решетке менеджмента" Блейка и Моутона. Стиль управления руководителя нашим предприятия находится в точке (6;4), что говорит о большей ориентированности на задачу, относящуюся к модификациям авторитарности. Стиль характеризуется концентрацией влияния руководителя на организационных, производственных задачах, и, как следствие, ослабление внимания к людям. Но при этом отметим 2 аспекта:
- по моему мнению, как мнению руководителя, авторитарный стиль управления наиболее эффективен, по сравнению с демократическим;
- точка с координатами (6;4) очень близка к золотой середине, точке (5;5), а это значит к компромиссу между авторитарным и демократическим стилем.
Рис.6 Решетка стилей руководства (Р. Блейк, Д. Моутон)
3.3 Особенности мотивации и методы стимулирования труда
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif - французское побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывает воздействие на поведение человека, направляя его в нужную для организации (предприятия) сторону. Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Основным фактором мотивации работника к труду является его заработная плата. Заработную плату стоит рассматривать как денежную выплату, производимую нанимателем работнику за отработанное время, произведенную продукцию или другую конкретную деятельность работника.
Существует 4 функции заработной платы, которые реализует наше предприятие:
1) воспроизводственная, заключается в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы;
2) стимулирующая, направленная на повышение заинтересованности в развитии производства;
3) социальная, способствующая реализации принципа социальной справедливости;
4) учетно-производственная, характеризующая меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.
Чтобы предприятие было наиболее эффективным, системы оплаты его труда должна обеспечить соблюдение четырех условий:
1) Достаточный уровень вознаграждений для удовлетворения основных потребностей работников;
2) Справедливость по отношению к внешнему рынку труда;
3) Справедливость внутри организации;
4) Удовлетворение индивидуальных потребностей работников.
Данные условия на нашем предприятии полностью соблюдены, следовательно, организация системы оплаты труда эффективна. В целях стимулирования труда работников, сохранения штатов высококвалифицированных специалистов, повышения качества обслуживания, уменьшения текучести кадров, работникам предприятия установлены следующие выплаты стимулирующего характера, носящие постоянный характер:
- надбавки за наличие ученой степени, звания, соответствующему профилю деятельности (20-30%);
- доплата за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (до 50%);
- доплата к тарифным ставкам (окладам) низкооплачиваемым категориям работников (с 1 по 9 разряд ETC) (до 20%)
- надбавка за продолжительность непрерывной работы (20% оклада (ставки) за непрерывный стаж работы от одного до трех лет, 30% оклада (ставки) за непрерывный стаж работы свыше трех лет);
- за разработку и внедрение новых методик и технологий реабилитации по направлениям работы – (до 20%);
- за повышенный уровень ответственности, объем нагрузки, сложность и интенсивность – (до 25%);
- за участие в грантовых проектах, печатные работы, выступления на всероссийских, межведомственных конференциях и семинарах, участие в конкурсах – (до 30%).
В качестве наказаний на предприятии предусмотрена система штрафов, состоящая из следующих основных элементов:
- опоздание на работу (до 1 часа) – 500 руб.;
- прогул (опоздание больше 1 часа) – минус три рабочих смены, выговор;
- нетрезвый вид, распитие спиртных напитков на работе – увольнение;
- курение в неположенном месте – штраф 1000 руб.;
- несоблюдение санитарно-гигиенических норм – лишение премии;
- ошибка в процессе производства (исправимая – до 500 руб.; неисправимая (привела к браку изделий) – до 1000 руб., выговор);
- неисполнение приказов директора или функциональных начальников – вплоть до лишения премии.
В общем виде на рассматриваемом предприятии выделяют следующие методы стимулирования оплаты труда:
1) экономические методы (денежные поощрения или наказания в виде лишения премий, штрафов);
2) целевой метод (постановка перед подчиненными конкретных и ясных трудовых целей повышает их активность);
3) метод расширения и обогащения работ: поручить работнику работу более разнообразную, значимую, самостоятельную;
4) метод соучастия или привлечения работников (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой).
Кроме того, руководство предприятия в системе трудовых стимулов значительное внимание увлекает таким стимулам как профессиональные рост работников, получение им дополнительных профессий, продвижение по службе. Работникам предоставляют дополнительные денежные льготы: оплаченные отпуска, оплата больничных листов, льготные путевки в дома отдыха. Если рассмотреть систему мотивирования труда на предприятии с позиции теории потребностей Маслоу, то факторы стимулирования и мотивации труда можно классифицировать по основным группам потребностей. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (рис.7).
Рис.7 Пирамида потребностей Маслоу
Классификацию средств и методов стимулирования работников по формулировкам потребностей в иерархии по Маслоу, применяемых на нашем предприятии, представим в таблице 13.
Таблица 13. Средства и методы стимулирования работников
Потребности
Факторы стимулирования и мотивации
Физиологические потребности
- материальное стимулирование(стабильная з\п, премии, бонусы);
- подарки;
- льготы на приобретение производимой продукции.
Потребности в безопасности (защищенности)
- конкурентный уровень оплаты труда;
- поддержка при значимых событиях в жизни работника;
- материальная помощь в критические моменты жизни;
- страхование;
- стабильность рабочих мест;
- оплата лекарств.
Потребности в обществе (принадлежности к социальной группе)
- участие в управлении;
- система обратной связи с управленцами;
- встречи с руководством (совещания, планерки);
- участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам;
- общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы;
- обучение персонала;
- корпоративные мероприятия и праздники.
Потребность в повышении статуса (уважении и признании)
- карьерный рост и достижение более высокого общественного положения (статуса);
- поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки;
- почетное членство в различных ассоциациях;
- публикация статей;
- приглашение сотрудников на выставки как представителей компании;
- звания лучшего по профессии;
- грамоты и благодарности, путевки.
Потребность в самореализации (самовыражении)
- организация проектной работы;
- формирование клубов, кружков (в том числе кружков качества), команд, любительских театров;
- проведение спортивных, соревновательных, созидательных, творческих конкурсов;
- материальное стимулирование идей, различных инициатив по улучшению работы предприятия, исходящих от персонала.
4 Информационная система управления предприятием
Сбор, обработка, использование и передача информации являются неотъемлемым элементом успешной предпринимательской деятельности. Любое предприятие, как субъект рынка, функционирует в сложной системе рыночных отношений, причем характер этих отношений далеко выходит за рамки контактов предприятия с поставщиками, покупателями, торговыми посредниками. На деятельность предприятия не в меньшей степени могут оказывать влияние конкуренты, финансовые учреждения, настрой общественного мнения, активные группы действий в лице ассоциаций, партий, течений и т.д., экономические, научно-технические, политические и иные факторы. Кроме внешних факторов, успех или неудача предприятия зависит также от сил, действующих внутри организации, в том числе целей, задач, структурного построения, технологии, персонала. В конечном счете, результаты деятельности определяются тем, насколько хорошо предприятие информировано о влиянии этих факторов и адаптировано к этому влиянию.
Поэтому миссия информационной системы - предоставление нужной информации в нужное время и в нужном месте для обеспечения эффективного управления всеми ресурсами организации, создание информационной – вычислительной среды для осуществления управления. Рассмотрим основное предназначение информационных систем на нашем предприяти (табл.14).
Таблица 14. Функции информационных систем
ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Информационная система маркетинга
Исследование рынка и прогнозирование продаж
Управление продажами
Рекомендации по производству новой продукции
Анализ и установление цены
Учет заказов
Производственные информационные системы
Планирование объемов работ и разработка календарных планов
Оперативный контроль и управление производством
Анализ работы оборудования
Участие в формировании заказов поставщиков
Управление запасами
Финансовые и учетные информационные системы
Управление портфелем заказов
Управление кредитной политикой
Разработка финансового плана
Финансовый анализ и прогнозирование
Контроль бюджета
Бухгалтерский учет и расчеты зарплаты
Кадровые (человеческих ресурсов) информационные системы
Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах
Ведение архивов записей о персонале
Анализ и планирование подготовки
Прочие системы, например, информационная система руководства
Контроль деятельности предприятия
Выявление оперативных проблем
Анализ управленческих и стратегических ситуаций
Обеспечение процесса выработкой стратегических решений
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12