2. нормирование выработки и обслуживания (определение количества выполняемых производственных операций в единицу времени);
Определение количества единиц произведенной продукции и определение количества обслуженных клиентов или оказанных услуг.
3. нормирование расхода ресурсов (определение количества ресурсов необходимых для выполнения какой-либо работы);
4. нормирование управления (определение количества подчиненных у одного руководителя).
Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами. Соответственно выделяют виды инструктирования:
- ознакомление;
- совет;
- объяснение;
- предостережение;
- разъяснение.
Распорядительные методы применяются при необходимости вмешательства в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Распорядительные методы применяются в форме:
1) приказа (документ, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки, а также указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, определено должностное лицо, осуществляющее контроль за выполнением задания);
2) постановления (принимается на уровне организации совместно с административными и общественными организациями);
3) распоряжение (устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов);
4) указание (осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления).
Главными преимуществами административных методов управления выступают:
- строгая дисциплина производственного и управленческого персонала;
- обеспечение выбранной технологии производства и управления.
Недостатки:
- они не способствуют развитию творческого начала личности;
- приводят к концентрации власти;
- требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации.
Прежде всего, следует отметить, что административные методы сегодня утратили роль главного рычага управления производством и заняли подчиненное, обеспечивающее положение по отношению к вышедшим на передний план методам экономическим. И дело тут не в количественном перераспределении, а в коренном изменении глубоких основ управления: теперь управление должно базироваться не на силовом давлении, а на естественном и поэтому добровольном стремлении работающих наиболее полно удовлетворить свои жизненные потребности и интересы.
Существуют, однако, управленческие задачи, с которыми только посредством экономических методов справиться невозможно. Для решения этих задач и сегодня сохраняются организационно-распорядительные или, административные методы управления.
К административным методам можно отнести:
1. Регламентирование.
2. Нормирование.
3. Инструктирование.
4. Распорядительные воздействия.
Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия в разработке и реализации таких организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:
1. Положений общеорганизационного порядка, например Положения о данном предприятии.
2. Структуры (организации) управления предприятием.
3. Штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей) по управлению предприятием.
4. Положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например Положения об органах линейного, функционального и целевого управления.
Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т. е. правил, и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении.
Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между различными технико-экономическими показателями и т. д.
Инструктирование. Сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера - наиболее мягкая форма административного воздействия.
Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно к занимаемой должности имеет свой "набор" таких воздействий и свою процедуру их реализации.
Понятия "менеджер", "менеджмент" пришли к нам из США. Менеджеры появились тогда, когда в связи с развитием и усложнением рыночных отношений владельцы предприятий поняли, что выгоднее не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Этим талантливым специалистам, работающим по найму на основе контракта, собственник стал поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли.
Таким образом, в условиях рыночной экономики менеджмент представляет собой управление (руководство) организацией, нацеленное на получение прибыли, и осуществляемое специально подготовленными специалистами – менеджерами.
Менеджер – специально подготовленный руководитель-профессионал, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли.
Менеджеры – это люди, занятые управлением, которые обязаны обеспечить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации (сырья, материалов, капитала, труда, технических систем и т. п.) для достижения ее целей. Поэтому им необходимо:
· знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;
· знать и уметь применять технологию управленческих работ;
· знать особенности той организации, в которой они работают (ее цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру и т. п.).
· организовывать профессиональную подготовку и переподготовку кадров по вопросам охраны труда и промышленной безопасности, повышение квалификации работников, предусматривать в учебно-тематических планах и программах вопросы охраны труда и промышленной безопасности с учетом современных требований по обеспечению безопасности производства;
· организовывать работу по созданию безопасных условий труда для проходящих обучение кадров;
· осуществлять контроль за соблюдением и применением законодательства о труде и охране труда;
· организовывать и обеспечивать авторский надзор за внедрением проектно-конструкторских разработок.
Основные функции менеджера представлены на рисунке 1.
Схема функций менеджера на предприятии:
Рисунок 1
Административно-правовая среда характеризуется:
a. степенью благоприятствования законодательства для деятельности организации, поощрения бизнеса и создания соответствующего нормативного обеспечения;
b. равенством условий деятельности для всех организаций данной отрасли независимо от форм собственности;
c. возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий и конфликтов с поставщиками, потребителями, конкурентами и партнерами по бизнесу в административном и судебном порядке;
d. долговременностью, стабильностью и определенностью правовых норм.
Органы государственного и муниципального управления должны:
e. неукоснительно соблюдать государственное и региональное законодательство и соответствие последнего федеральным нормам;
f. обеспечивать правопорядок и защиту организаций и их собственности от преступных посягательств;
g. своевременно и полно информировать организации обо всех принимаемых властью решениях и новых нормативных актах;
h. обеспечить быстрое рассмотрение и прохождение в органах власти дел организаций и объективный подход к ним.
Однако на каждом предприятии существует своя система принятия управленческих решений согласно правовой среде, что отражено на рисунке 2, а также разработка внешней среды организации зависит во многом от действующего законодательства (рисунок 3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7