SWOT анализ - сильные стороны (факторы), слабые стороны, возможности, угрозы.
Анализ внутренних слабых сторон: маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, непосредственное производство, культура организации.
Выбор стратегии
Возможные типы стратегии: бурный рост; ограниченный рост (включая нулевой); сокращение; срочная ликвидация. |темпы | |Матрица Бостонской консультационной группы| | |роста | | | | | |дикая кошка |супер звезда| | | |высокие |темпы роста | | | |темпы роста |высокие | | | | |прибыль | | | | |высокая | | | |собака на |дойная | | | |сене прибыли|корова | | | |нет, ресурсы|прибыль | | | | |высокая | | | |отвлекаются,|темпы роста | | | |темпа роста |низкие | | | |нет | | | | | | |Прибыль |
- дойная корова рано или поздно становится собакой на сене
- дикие кошки тяготеют к собаке на сене
- супер звезда превращается в дойную корову
- дикая кошка может перерасти в супер звезду.
Реализация стратегии: составляет выполнение ее оперативного плана.
Контроль: по целям; по критериям и показателям; централизованный и децентрализованный; гибкий; ориентированный на результат.
Ключевые характеристики конкурентной стратегии фирмы:
- своя ниша на рынке (монополистическая позиция. никто не делает то, что я); - иновантивность; - забота о качестве ; - быстрота; - малый размер; - партнерский характер; - международная деятельность; - добавленная стоимость за счет квалификации.
Дополнительные факторы успешной стратегии фирмы в России:
- сфера действий (торговля, недвижимость, финансы, экспортное производство); - поддержка правительственных структур; - монополизм; - принадлежность к растущей отрасли производства.
Стратегическое планирование - определяет основные цели и направления действия организации и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создание новых.
6. Организационные структуры управления.
Структура - система элементов обеспечивающая свое существование. Стыковка различных элементов это уже организация. Организационная структура управления - является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих воздействие и координацию элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статистику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
Старая организационная структура
Организационные структуры имеют три сферы применения: государственную - три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий; коммерческие - охватывают различные уровни, малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах (это кооперативы, концерны, холдинги ФПГ и т.д.); общественные - структуры в настоящее время приобретают экстраординарный характер. Это представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, политические движения и партии.
При формировании рыночной экономики характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх.
В процессе морального старения структуры управления, происходит ее замена на более перспективные, адекватные социально-рыночной среде экономического развития.
Субъективные факторы в условиях командно-административной системы очень большая роль ( волевые решения, мнение и борьба политических лидеров) происходит подмена интересов общества интересами руководителей, являющихся представителями государственной собственности, волевым образом декларирующим ее перераспределение.
Ведомственный синдром присвоение себе функции собственника средств производства, парадоксально то, что в процессе перехода к рыночной экономике отраслевые органы продолжают распоряжаться собственностью, применяя новые организационные структуры (акционерные формы, государственный заказ в виде целевых федеральных и региональных программ и т.д.). Это будет происходить до тех пор, пока не будет подготовлено единое правовое поле.
Типы организационных структур экстенсивный (командно-административный) - централизм, бюрократизм, негибкость, слабая стратегия, командное управление. интенсивный (товарный, рыночный) - социально-ориентированные рыночные отношения.
При недостаточной согласованности управления по вертикали власти (Федерация - регион- муниципалитет) возникают большие проблемы, связанные с формированием социально-ориентированных рыночных отношений в центре и на местах.
7. Культура организации и ее формирование.
Организационная культура - специфическая характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и организации дела.
Корпоративная культура (КК) - то, что определяет, что хорошо и что плохо для фирмы. Свод писанных и неписаных правил, некий образ поведения. КК определяет все - от внешнего вида до образа мыслей.
Культура организации - мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
Организационная культура формируется в процессе совместного преодоления людьми, работающими в данной организации, трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции.
К трудностям внешней адаптации относится все, что связано с выживанием организации во внешнем окружении - определение своей рыночной ниши, установление контактов с партнерами и потребителями, выстраивание отношений с властями, победы в соревновании с конкурентами и т.д. Преодолевая трудности внешней адаптации, организация учится выживать. Результатом этого научения становятся согласованные представления о миссии (основном предназначении) организации, о целях. о средствах достижения этих целей, о критериях оценки результатов работы и о стратегиях корректировки направлений развития случаях неудач.
Внутренняя интеграция - это становление отдельных людей коллектива в эффективную команду. К проблемам внутренней интеграции можно отнести: распределение власти, преодоление конфликтов между отдельными людьми или группами, притирку стилей работы, поведение, общения и т.д. Преодолевая трудности, связанные с объединением отдельных людей в единую команду, организация приобретает знания о том, как следует работать вместе. Формируются общие для всех: язык общения, критерии определения того, кто "наш", а кто "не наш", критерии и правила распределения власти и статуса. правила неформальных отношений внутри организации, критерий распределения поощрений и наказаний, внутренняя идеология. Формируется "внутренний устав" (часто негласный) - свод норм и правил поведения и взаимоотношения внутри организации.
В разных фирмах появляются программы развития корпоративной культуры, включающие различные мероприятия: от достаточно простых (типа пошива флагов и написания гимнов) до комплексных. длительных и дорогостоящих (проведение исследований, совещаний, тренингов и т.д.)
Элементы корпоративной культуры:
- лидерство; - дар предвидения; - отслеживание динамики изменения отрасли; - работа со СМИ; - кредо фирмы; - установление высоких стандартов деятельности, их соблюдение; - гласность при достижении любого положительного результата; - обязательное вознаграждение за успехи и наказание нерадивых; - сотрудничество, партнерство, дисциплина, лояльность, корпоративная гордость.
Типы организационной культуры:
1. “Культура власти” - особую роль играет лидер. его мнение. способности, качества в организациях с жесткой иерархической структурой. Организация может быстро реагировать на изменение ситуации. быстро принимать решения и исполнять их.
2. "Ролевая культура" - строгое распределение ролей и специализация участков. Организация функционирует на основе системы правил. процедур и стандартов деятельности, что гарантирует эффективность, организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
3. "Культура задачи" - ориентация на решение задач, реализацию проектов. Эффективность определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Культура эффективна, когда ситуативные требования являются определяющими в деятельности организации.
4. "Культура личности" - организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей.
8. Предпринимательский риск и способы защиты от него.
Предпринимательский риск - сознательно принятое решение с целью получения прибыли. последствие реализации которого не вполне предсказуемы: могут быть как положительные, так и отрицательные.
Факторами риска являются: политические, экономические, финансовые, организационные, экологические. технико-технологические. кадровые, природные.
Критерии риска:
- достижение заданной общественно-необходимой цели;
- непротиворечивость нормативным актам, адекватно отображающим истинные потребности хозяйственной системы, в целом в экономике;
- соответствие содержания решения современному научно-техническому уровню производства;
-приложение максимума усилий по предупреждению, а в случае возникновения - по преодолению негативных последствий рискованных действий.
Виды рисков: (4 группы): экономические; экологические; политические; социальные.
Источники риска: | внутренние |внешние | |- недостаток системы управления |- поведение контрактов | |- недостаток организации процессов |- сдвиги в экономических факторах - | |производства |цены и т.д. | |- технологический риск |- ошибки в распределении спроса | |- риск нововведений |- природно-климатические условия |
Меры защиты:
Управленческие, организационно-экономические. правовые. кадровые. психологические. информационные, - технологические, страховые.
Риски бывают чистые и спекулятивные (финансовые); инвестиционные
Способы минимизации риска:
- уклониться от риска;
- минимизировать за счет мероприятий;
- страхование. Два вида страхования: страхование имущества, страхование ответственности.
Риск - перспектива ущерба для экономики страны: 1. Низкая эффективность экономики (высокие затраты, низкая производительность). 2. Дипиндустриализация. 3. Критическое инвестирование, т.е. обновление производства. 4. Сверх доллоризация. 5. Финансовая закупорка. 6. Теневой сектор, доклад Шаталина: правительство контролирует лишь 1/3 средств, остальные 2/ 3 в теневом секторе. 7. Усиливающиеся перепады уровня и регионов. ослабление хозяйственных связей Сибирь-Запад. 8. Усиливающаяся продовольственная зависимость. 9. Начавшийся распад научного комплекса страны, связанный с недостатком финансирования. 10. Утраты контроля местных властей за внутренним рынком.
9. Бизнес - планирование
Бизнес план документ, определяющий направления развития организации в определенный период времени. Функции бизнес - плана: Разработка тактики ведения определенного вида экономической деятельности. Планирование экономической деятельности. Планирование ресурсов в данной организации. Привлечение финансовых ресурсов (- собственные ресурсы - заемные средства -привлеченные средства) в сторону собственных средств, а так же бизнес - план необходим для получения кредита Привлечение партнеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9