1. Предмет и сущность менеджмента.
Менеджмент - как управление возникло как объективная необходимость. Менеджмент согласовывает деятельность людей по достижению цели. Становление теории менеджмента проходило постепенно, связано с Тейлором. Основное кредо: наблюдения, замеры, хронометрирование и анализ операций ручного труда с целью рационализации действий работника. В СССР занимался Гастев, писал о научной организации труда: 1. Работнику необходимо доступно объяснить ценности предприятия, цель и он хорошо будет работать. 2. Создать хорошие условия труда (цвет, свет т.д.) На европейском континенте изучением менеджмента занимался Анри Фойель - основные идеи управленческие. Он сформировал основные функции: анализ, прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация, контроль, заканчивается конечным результатом, а так же виды деловой активности: техническая, коммерческая, финансовая, учетная, по обеспечению безопасности, управленческая. Вебер как надо управлять? Бюрократизм - способ обособления групповых интересов - ставит личные интересы выше государственных. Идеальная бюрократия по Веберу: - вся деятельность организации расчленяется - иерархия; - пребывание в должности зависит от компетенции (т.е. что вы знаете, а не кого вы знаете) - деятельность организации регулируется правилами, инструкциями и т.д.; - руководитель управляет подчиненным в духе формалистической безличности, т.е. без гнева и пристрастия; - служащие защищены от произвола и увольнений; - рационально действующий менеджер хорошо информирован. Теория X, Y, Z - 60 годы Грегор. Теория X- главное в управлении людьми хорошо налаженный контроль менеджера, Y - принцип распределения ответственности, Z -принцип корпоративного управления. Закон коллективизма. Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве, авторитете, персональной зависимости, исполнении. Экономическая модель управления: экономическое принуждение, материальное поощрение, мотивация, экономическое стимулирование, инициатива. Новая модель управления: творческое участие (по поводу того, как лучше сделать работу(, коллективизм и моральные стимулы, приверженность (к работе, фирме, начальнику, коллективу), экономическое и моральное стимулирование, тотальное творчество.
Предмет и сущность менеджмента. Менеджмент - это процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления. В менеджменте, как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный менеджмент. Общий менеджмент - изучает принципы и закономерности управления социально- экономическим процессами, функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство. Специальный менеджмент - рассматривает управление специфическими объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент), Объекты общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объект спец. менеджмента - особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций, а так же некоторые виды специальных процессов (направленные финансовые потоки или инвестиционные процессы). Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др. Функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет.
2. Специфика менеджмента в государственной службе
Менеджмент - это процесс управления в организации, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления.
Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого.
Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов.
1. Цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.
2. В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход.
3. Государство отчитывается перед избирателями - форма отчетности, коммерческой - перед акционерами.
4. Степень ответственности - государство несет ответственность перед народом.
5. Система стимулов в коммерческой организации - материальное стимулирование. В государственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.)
Реализация функций в государственной службе - планирование, прогнозирование, целеполагание. Государственная структура формирует целевые программы.
Формирует: собственную финансовую политику; собственную инфраструктуру.
В производственной структуре формируется цель - стабильность заказа, получение прибыли.
Сфера услуг, производство товара на своей территории.
Мотивация - в сфере: определенных социальных гарантий; продвижения; контроля.
Менеджмент в государственной службе
1. В новом подходе - конкуренция по предоставлению услуг.
2. В традиционном менеджменте - монополия по предоставлению услуг. В традиционном менеджменте - человек - помеха деятельности, в новом подходе человек - клиент. |традиционный менеджмент |новый подход | |1. монополия |конкуренция | |2. человек помеха |человек клиент | |3. механизм бюрократии |механизм - рынок | |4. существуют определенные правила|менеджмент участник (формирование команды под| |и процедуры |какую-то программу) | |5. борьба с проблемой |предотвращение проблем | |6. измерение затрат |измерение результата | |7. контроль бюрократический |общественный контроль (отчет перед | | |населением) |
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой.
- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбора;
- организация государственной службы. как правило имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый. административно-бюрократический стиль управления, который имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
- мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престижа, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и т.д.);
- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми, как непосредственно, так и с помощью
3. Субъект, объект и принципы менеджмента.
Менеджмент - процесс управление в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди составляют орган управления.
Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.
Принципы - руководящее правило, которому необходимо следовать при выполнении той или иной задачи. Принципы носят объективный характер:
1. Общенаучный (философия, экономика).
2. Общая теория управления, закономерности, которые являются регуляторами.
3. Специальная теория управления.
Общие принципы управления:
1. Эффективность. т.е. максимализация эффективности (= результат : затраты).
2. Принцип ориентации на разные критерии: социальные, экономические, экологические.
3. Принцип системности или комплексности (нельзя решать одну проблему без учета другой. только прямых и обратных существенных связей).
4. Сочетание стратегического и оперативного.
5. Принцип оптимального сочетания рыночного и нерыночного.
6. отраслевого и территориального.
Принципы, обеспечивающие функционирование объекта:
1. Принцип оптимизации - какое решение должен принять руководитель, сконцентрировав всю полноту власти в своих руках или раздать большую часть своим коллегам? Чему отдать предпочтение - централизации или децентрализации? Какая структура управления в конкретной производственной ситуации является оптимальной?
2. Принцип делегирования полномочий - передача своих возложенных обязанностей компетентным сотрудникам.
3. Принцип соответствия: Основа (Тейлор): выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя. Необходимо использовать это каждому руководителю при подборе и расстановке кадров и в первую очередь при оценке собственных возможностей.
4. Принцип автоматического замещения отсутствующего.
5. Принцип первого руководителя: при выполнении важного задания контроль осуществляется первым лицом.
6. Принцип одноразового ввода информации: однажды введенная в долгосрочную память компьютера информация может использоваться неоднократно.
Субъекты - производители, посредники, потребители, а также социальные институты, органы управления, сфера торговли, СМИ, системы образования.
4. Основные функции менеджмента.
Менеджмент - процесс управления в организациях. наука об управлении. искусство управления и люди, составляющие органы управления.
Функции: целеполагание (миссия), прогнозирование, планирование, определение приоритетов, организация, координация, принцип решений, мотивация, контроль и учет, взаимодействие с внешними организациями (паблик рилейшин).
Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга,. раскрывая его сущность.
Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях. методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой.
- организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый, административно-бюрократический стиль управления, который имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
5. Стратегический менеджмент
Стратегия - искусство генерала, основные направления действий, каковы виды деятельности и направление главного удара, всесторонний обобщающий план достижения целей. Общая генеральная цель - что, когда, кому и как делать.
Миссия - для чего существует организация, причины ее существования; какую потребность удовлетворяют; каковы основные принципы ее действия.
Цели: - измеримые; - ориентированные по времени; - взаимоподдерживающие; - достижимые.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9