Рефераты. Туризм как ресурс экономического и социокультурного развития региона

Работниками отдела путешествий и экскурсий «Центра детского и юношеского туризма разработано более 50 экскурсионных маршрутов (см. Приложение 4). Для учащихся области за 2003 – 2006 годы проведены 672 учебно-тематические экскурсии. Анализируя общее количество экскурсий за четыре года работы отдела путешествий и экскурсий, следует отметить, что в 2004 году количество экскурсий увеличилось на 40% по сравнению с 2003 г., в 2005 году – на 35% по сравнению с 2004 годом (см. Приложение 5).

В 2006 году количество экскурсий осталось практически на уровне прошлого года, что, прежде всего, связано с недостаточной организацией рекламно-пропагандистской работы отдела. Наиболее активными участниками учебно-тематических экскурсий организуемых Центром туризма для учащихся области, являются образовательные учреждения города Белгорода, Шебекино, Белгородского, Борисовского, Красненского, Яковлевского и Чернянского районов.

С целью изучения состояния, тенденций и перспектив туристского рынка Белгородской области, и определения направлений дальнейшего развития отрасли нами было проведено исследование. Главным источником информации стало анкетирование жителей региона на предмет предпочтений в сфере отдыха и туризма (см. Приложение 6). При поддержке администрации «Центра детского и юношеского туризма» нами были опрошены жители трех районов Белгородской области: Белгородского, Грайворонского и Алексеевского районов. Анкетный опрос проводился методом случайной выборки, выборочная совокупность составила 150 респондентов. В качестве объектов исследования выступили студенты, работники бюджетной сферы, служащие государственных и коммерческих предприятий.

Согласно результатам исследования в пределах области в туристских целях бывают 37% респондентов, проживающих на территории региона. Основная причина, по которой они выбирают отдых вблизи от дома: приемлемые цены 26,4%, хорошие природные условия 25,6%, не надо далеко ехать 12,3%. При этом 17,6% привыкли отдыхать в области, а 18,1% связывают такой отдых с возможностью провести время с близкими людьми (см. Диаграмму 2).


Диаграмма 2. Почему нравится отдыхать в пределах области

Наиболее предпочитаемыми видами отдыха являются познавательный 37% и оздоровительный 30,4%, активно проводить свой отдых предпочитают 17,1%, спокойно отдыхать предпочитают 15,5% (см. Диаграмму 3).


Диаграмма 3. Предпочитаемые туристами виды отдыха


На вопрос «Куда Вы хотели бы поехать в первый раз?» 32,4% хотели бы поехать в Турцию, 21,1% – в Египет, страны Европы – 19,6%, по городам России – 15,3%, и всего 11,6% в районы области (см. Диаграмму 4).


Диаграмма 4. Предпочтения туристов по выбору места отдыха в первый раз


Наибольшей популярностью у жителей Белгородской области пользуются Черноморское побережье – 36,1%, города Золотого кольца – 20,3%, Москва – 18,7%, Санкт-Петербург – 16,8%, Крым – 8,1% (см. Диаграмму 5).

Диаграмма 5. Предпочитаемые места отдыха в России и ближнем зарубежье


На вопрос «Как часто Вы бываете в городах Белгородской области в туристских целях?», большинство респондентов ответили, что часто бывают в летний период – 50,8%, в течение года – 20,3%, один раз в год – 13% и никогда не бывают – 15,9% (см. Диаграмму 6).


Диаграмма 6. Частота пребывания в городах Белгородской области в туристских целях


Основной целью путешествий жителей области является отдых – 60,4%, лечение – 20,6%, достопримечательности – 16%, смена места – 3% (см. Диаграмму 7).

На вопрос «Какова была бы продолжительность Вашего отдыха, если бы Вы проводили свой отпуск в пределах области?» 48,3% – провели бы свои выходные в пределах области; 20% – отдыхали бы один день, 24,3% – отдыхали бы неделю, 7,4% – дольше двух недель (см. Диаграмму 8).


Диаграмма 7. Основные цели поездок


Диаграмма 8. Продолжительность отдыха в пределах области


Диаграмма 9. Какие места отдыха Белгородской области Вы хотели бы посетить


На вопрос «Какие места отдыха Белгородской области Вы хотели бы посетить?» больше всего респондентов выбрали санаторий «Красиво» – 43,4% и губкинский луна-парк «Чудо-Юдо град» – 31,3%, оздоровительный лагерь «Лесная сказка» – 15,8%,а количество респондентов, которые ничего не хотели бы посетить составило – 9,5% (см. Диаграмму 9).

Основными источниками информации о путевках, по словам респондентов, являются друзья, знакомые, родственники – 33,2%, пресса – 30,4%, турфирмы – 22,7%, телевидение и радио – 13,7% (см. Диаграмму 10).


Диаграмма 10. Источники информации о путевках


Таким образом, результаты исследования показали, что наибольшим спросом у жителей Белгородской области пользуются познавательный и оздоровительный виды туризма, при этом в туристские поездки отправляются представители всех социально-демографических категорий, средняя продолжительность путешествий составляет полторы недели.

Анализируя направления турпотоков, следует отметить, что за границу ездит отдыхать каждый пятый респондент. При этом наиболее популярными являются туристские маршруты в Турцию и страны Европы. За пределы области, по России странам СНГ путешествует каждый второй респондент. В пределах области отдыхает одна треть опрошенных. Основными каналами осведомленности о местах отдыха можно считать родных, близких, а также прессу и турфирмы.

Результаты исследования позволяют наметить конкретные шаги по дальнейшему развитию туризма в Белгородской области. Богатое историко-культурное наследие способствует развитию познавательного туризма, умеренный климат и богатый природный потенциал дает возможность принимать детей и взрослых для восстановительного отдыха.

Поскольку местные жители предпочитают проводить свой отпуск в кругу семьи, перспективным направлением белгородского турбизнеса становится организация семейного отдыха. Предприятиям туриндустрии необходима целенаправленная рекламная и информационная поддержка, как в пределах самого региона, так и по всей России.

Проведенный анализ рынка туристских услуг Белгородской области, позволяет сделать вывод, что большинство туристских фирм предоставляют населению предпочтительно зарубежные туры, среди которых лидирующую позицию занимают туристские маршруты в Турцию, Египет и страны Европы.

Для организации полноценного отдыха на территории Белгородской области следует привести в порядок материальную базу индустрии туризма, и расширить спектр предоставляемых услуг: оборудовать пляжи и спортивные площадки, провести реконструкцию памятников истории и культуры, наладить экскурсионное обслуживание, обеспечить возможности для детского отдыха.

В Белгородской области имеются все предпосылки для того, чтобы сфера туризма стала одной из значимых составляющих экономического и социокультурного развития региона, существенным источником пополнения регионального бюджета. Благодаря особому географическому расположению и уникальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей, регион представляет, при развитой туристской инфраструктуре, значительный интерес для туристских посещений российских и иностранных граждан.

2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Белгородской области


В Белгородской области конкурентное преимущество заключается в уникальной самобытной культуре (культурно-познавательный туризм), богатом природном потенциале (сельский и рекреационный туризм), в обширных деловых связях (деловой туризм), и как одного из основополагающих факторов развития туризма внутри области и воспитания туристской культуры – детско-юношеский туризм. Исходя из туристского потенциала Белгородской области, основными направлениями развития туризма являются:

1) Культурно-познавательный туризм. Для развития, предполагается использование богатого историко-культурного наследия области:

– создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей области;

– эффективное использование имеющихся туристских ресурсов для организации туров, как для туристов области, так и для привлечения иностранных туристов;

– активное привлечение детей и молодежи к путешествиям по области в целях воспитания уважения к историческому прошлому.

2) Спортивный туризм. Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся туристской индустрии предопределили два основных направления развития спортивного туризма в Белгородской области:

– организация спортивных походов (водных, пеших, велосипедных, лыжных) и других туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками;

– посещение крупных спортивных соревнований, которые проводятся в области, где туристы являются зрителями.

Развитие этих направлений спортивного туризма должно осуществляться как для жителей области, так и для иностранных туристов.

3) Рекреационный туризм. Основой для развития рекреационного и оздоровительного туризма является эффективное и рациональное использование природных ресурсов и имеющейся туристской индустрии. В связи с этим предусматривается:

– более широкое использование в туристских целях имеющихся санаторно-оздоровительных организаций, обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых услуг;

– создание летних туристско-оздоровительных лагерей и кемпингов;

– рациональное использование природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами.

4) Сельский туризм. Для развития предполагается:

– создание туристских деревень с постройками в духе традиционного народного зодчества на основе существующих поселений, расположенных в сельской местности;

– организация сельских туров с проживанием и питания в деревенских домах;

– организация активного отдыха на природе с использованием фотоохоты на представителей животного и растительного мира в естественных условиях.

5) Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь на территории Белгородской области, как жителями, так и иностранными туристами.

Основой для развития религиозного туризма является взаимодействие субъектов туристской деятельности, религиозных организаций и органов государственного управления.

6) Детско-юношеский туризм. Один из основополагающих факторов развития внутреннего туризма и воспитания туристской культуры. Занятие различными видами туризма с детских лет позволит воспитать чувство гражданственности, туристскую культуру и правила гостеприимства, при реализации которых туризм как действенный сектор экономики будет способствовать обеспечению устойчивого развития региона с минимальными последствиями для природы и общества.

Детско-юношеский туризм, являясь активным видом туризма, способствует:

– воспитанию воли и духовности у подрастающего поколения, приобщению его к здоровому образу жизни через общение с природой;

– практическому познанию родного края, знакомству с окружающей природой, памятниками истории и культуры.

Развитие детско-юношеского туризма необходимо проводить комплексно путем восстановления внешкольных детско-юношеских учреждений в системе школьного образования, обновление учебных программ по многим дисциплинам в соответствии с требованиями времени:

– совершенствовать общеобразовательный уровень туристских знаний путем включения в тематические планы учебных программ занятий по туристской технике и подготовке, знаний исторических объектов, уникальных природных памятников Белгородской области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.