Рефераты. Туризм как ресурс экономического и социокультурного развития региона

– подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о туристских ресурсах региона;

– участие организаций в проведении международных туристских выставок;

– проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа региона;

– создание единой туристско-информационной сети на территории региона, ее интеграция с аналогичными международными сетями.

Необходимо отметить, что в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации, туризм отнесен к сфере преимущественного ведения регионов. Одним из принципов организации регионального туризма должен стать подход, при котором значимая часть доходов от туризма должна оставаться в регионах, которые посещают туристы. Мировой опыт показывает, что социально-экономическая эффективность туризма зачастую наиболее высока именно на местном и региональном уровне.

Для работы с туристами во всех сферах туриндустрии (размещение, перевозки, питание, экскурсии, изготовление сувенирной продукции) необходимо привлекать местное население. Тем самым туризм может реально способствовать росту экономики в данном регионе. Но туризм способен не только дать возможность поддерживать местное население, развивать местную экономику, но и решать многие социокультурные проблемы. И в настоящее время развитие туристской индустрии находит понимание у населения многих регионов России [59, с.73].

Влияние социально-экономического развития региона на внутренний и международный, въездной и выездной туризм оказывается взаимосвязанным. С одной стороны, материальный достаток жителей региона определяет их возможность путешествовать. С другой стороны, инфраструктура туризма региона во многом определяет интерес иностранных и российских туристов. Развитие туризма содействует привлечению в регион инвестиций, что в свою очередь усиливает значимость туризма.

Во многих регионах России туризм давно уже стал одной из решающих отраслей экономики. Развитый туризм благодаря большому потоку приезжих обеспечивает региону денежный доход и дополнительный товарооборот.

Освоение туристского потенциала региона является сравнительно простой задачей при наличии в регионе, так называемого «магнита» для посетителей, это могут быть особая достопримечательность, монастырь, музей, единственные в своем роде архитектурные сооружения или исключительная природа, и в непосредственной близости имеется достаточно высокий потенциал клиентов, который может привести к возникновению больших потоков туристов.

Тем не менее, во многих регионах имеющих необходимый потенциал, он эффективно не используется. Зачастую даже при наличии значительного числа посетителей вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствие комплексного туристского предложения туризм не приносит региону ощутимой выгоды [46, с.8].

Туризм предполагает расходы клиента, прежде всего на: оплату входных билетов в музеях и других учреждениях культуры, сувениры и покупки, транспорт, проживание. Таким образом, развитие туризма означает, предоставление туристам для удовлетворения этих потребностей соответствующих возможностей. При помощи туристского «магнита», который известен за пределами региона и который находится в самом центре рекламной стратегии, туристы будут привлечены в конкретное место.

Основной целевой группой для большинства регионов, в первую очередь является посетители из России. Иностранные туристы ориентируются в основном на посещения Москвы и Санкт-Петербурга, а так же их окрестностей, как туристских центров имеющих общемировую известность.

Успешное развитие туризма во многих регионах, имеющих необходимый туристский потенциал, определяется следующими показателями:

– заинтересованность всех участников, прежде всего турфирм в разработке совместной концепции развития туризма в регионе, и координация процесса со стороны местных властей;

– ориентированность туристского предложения на жителей близлежащих городов, на туристов, приезжающих на один день или для проведения короткого отпуска;

– проведения рекламной кампании туристских ресурсов региона.

Весь комплекс мероприятий, направленных на создание в регионе туристского предложения должен быть прописан в краткосрочной и долгосрочной концепциях развития туризма [46, с.10]. Разработка концепции развития регионального туризма должна быть сконцентрирована на трех главных направлениях:

1.   Разграничение функций и определение ролей участвующих сторон в процессе согласованной работы по развитию туристкой инфраструктуры в регионе. Каждое действующее лицо общего процесса создания развернутой туристской инфраструктуры должно осознавать свои задачи и выполнять свои обязательства, с тем, чтобы в конечном итоге появился привлекательный законченный и комплексный пакет туристских услуг.

2.   Разработка проектов по улучшению инфраструктуры и туристского предложения в регионе. Во многих регионах имеется целый ряд притягательных для туристов объектов, которые действуют в качестве магнитов для посетителей. Однако при этом имеется значительный дефицит в других сферах, вследствие чего использование туристского потенциала не эффективно. Процесс создания развитой туристской инфраструктуры в регионе, должен складываться из следующих проектов: рекламно-информационный проект, создание условий для увеличения предприятий общественного питания и гостиниц и проект программы культурно-зрелищных мероприятий.

3.   Проведение маркетинговых исследований и создание рекламного продукта с целью продвижения туристского потенциала региона. Существует три наиболее эффективных вида рекламы туристского потенциала:

– рекламный справочник или каталог, который содержит обширную информацию по комплексному туристскому предложению в регионе. Целевой группой этого каталога являются турфирмы и организаторы туристских поездок внутри страны.

– обзорный проспект, который должен содержать информацию, вызывающую интерес к региону. Это может быть цветной буклет, содержащий карту-схему и фотографии, краткое описание важнейших достопримечательностей, а также координаты гостиниц и турфирм. Целевой группой являются туристы, которые должны быть привлечены на территорию региона.

– реклама в Интернете – соответствующим образом переработанный информационный справочник, чтобы стала возможным его презентация в Интернете. Главным образом это важно потому, что индивидуальный турист сможет получить, таким образом, удобную и полную информацию и спланировать свою поездку по собственному усмотрению [46, с.11-16].

Ведущие специалисты в сфере туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма как в стране в общем, так и в конкретном регионе, лежит экономический и социальный прогресс. Среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, целесообразно выделить следующие:

1. Политические факторы. Стабильная политическая обстановка в стране является необходимым условием функционирования туристического бизнеса. Кроме того, для развития туризма в регионе или стране важен тип международных отношений, сложившихся с другими государствами.

2. Экономические факторы. Рост доходов населения, и достаточно высокий уровень материальной обеспеченности позволяет больше тратить денег на отдых и путешествия. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность фирм занятых в индустрии туризма.

3. Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия, и является одним из средств восстановления и поддержания трудоспособности.

4. Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов.

5. Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях. При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии. Развитие туризма значительно зависит от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностей позволило туристическим фирмам пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристические продукты и услуги.

Таким образом, весь комплекс факторов влияющих на развитие туристической отрасли, можно разбить на две группы:

– факторы, действующие вне зависимости от деятельности туристических фирм (политические, экономические, социально-демографические, культурные);

– факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые турфирмами в своей деятельности [21,24].

Подводя итог, следует отметить, что туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального развития, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности.

Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса связано с решением ряда таких задач, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов туризма на региональном уровне, интеграции России в систему мирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в области туризма.

Дальнейшая сегментация туристического рынка регионов России приведет к появлению новых турпродуктов и услуг, учитывающих интересы потребителей, которые ранее не были вовлечены в туризм, следовательно, и к расширению туристического пространства. Строительство новых объектов туризма с высоким техническим уровнем, повышение квалификации персонала, а также техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, реализацию целевых программ повышения культуры обслуживания, рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов (сокращение несезонного периода, введение скидок и льгот, повышение комфортности и т.д.) способствует созданию современных, перспективных интересных туристических продуктов, с помощью которых туристические фирмы могут завоевать новых потребителей и удержать уже имеющихся.

Решающим фактором для успеха всего процесса комплексного развития туризма на конкретной территории является готовность всех заинтересованных сторон объединить и скоординировать свои усилия, направленные на создание развитой туристской инфраструктуры в регионе.

Специалисты Всемирной туристской организации, рассматривая перспективы России в качестве туристского центра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта, Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

2.1 Исследование регионального рынка туристских услуг Белгородской области

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.