Рефераты. Туризм как ресурс экономического и социокультурного развития региона

4. Рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма. При этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристской индустрии.

5. Осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам.

6. Повышение профессионального уровня сотрудников сферы туризма.

Таким образом, можно сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга [53].

С одной стороны, туризм является частью социокультурной деятельности, поскольку хранит достижения человеческой культуры, природные ценности, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства.

С другой стороны, внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставлять свои деньги в посещаемом государстве или регионе. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен регион или государство должны получать доход [59, с.15].

Сегодня туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Это удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах с другими культурами. Неоспоримо, что туризм является одним из влиятельнейших феноменов экономического, социального и культурного развития нашего общества.

1.2 Особенности государственного регулирования развития туризма


В условиях глобализации и тесного межкультурного взаимодействия многие страны мира развивают отрасль индустрии туризма. По итогам международных конференций по туризму отмечалось, что устойчивое развитие индустрии туризма, как в отдельном регионе, так и в стране в целом зависит, прежде всего, от усилий со стороны государства: «Туризм должен планироваться государственными властями, а также туристической индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. В этих условиях представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, которые имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические отрасли» [35, с.204].

В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма постоянно меняются.

За десятилетний период в России произведено, по меньшей мере, десять преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма. Проблемами туризма занимались поочередно Министерство культуры РФ, Комитет по делам молодежи и физической культуры РФ. Вопросы туризма выступают лишь частью функций этих учреждений. Довольно часто встречаются следующие их сочетания: культура и туризм; физкультура, спорт и туризм; туризм и развитие курортов; туризм и внешнеэкономические связи.

С одной стороны, такой широкий диапазон совмещения вопросов туризма с другими сферами государственного управления свидетельствует о его многогранности и значимости, а также предполагает комплексный подход к решению данных проблем. С другой стороны, отсутствие четко обозначенного подразделения этой сферы явно выражает недостаточное внимание и понимание социальной ценности и значимости этой сферы в жизни общества. Объединение вопросов развития туризма с другими проблемами приводит к автоматическому сужению понятия «туризм» как многогранного общественного явления.

В настоящее время ответственным за развитие туризма в России является Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли РФ [50, с.52].

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует ее развитию и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России, как страны благоприятной для туризма, рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

– обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

– создание условий для деятельности направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

– развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;

– сохранение объектов туристского показа, рациональное использование культурного и природного потенциала туристских регионов России.

Приоритетными направлениями государственного регулирования являются поддержка и развитие регионального и въездного туризма (путешествие граждан России и иностранных граждан в пределах Российской Федерации), а также культурно-познавательного и социального туризма.

Богатое культурное наследие, специфика историко-культурного развития делают нашу страну привлекательной для туристов. На основании приоритетных направлений, государственное регулирование развития туризма осуществляется следующим образом:

1. Создание нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии. К числу таких документов, реально повлиявших на положение дел в туристской сфере, следует отнести принятые летом 2006 года изменения и дополнения к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в РФ» с целью включения в него дополнительных положений о создании зон туристско-рекреационного типа.

В результате проведенного Правительством РФ осенью 2006 года конкурса из 28 заявок, туристские особые экономические зоны будут созданы в 7 регионах: Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской, Иркутской областях, Республиках Бурятия и Алтай. Они созданы в целях:

– стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование туристских ресурсов регионов РФ;

– создания современной туристской инфраструктуры в регионах РФ;

– концентрации ресурсов для достижения целей развития регионального туризма [4, с.4].

2. Содействие в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках.

3. Установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны.

4. Прямыми бюджетными ассигнованиями на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма.

5. Защитой прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности. В рамках реализации этого направления государственного регулирования туристской деятельности 5 февраля 2007 года подписан президентом РФ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности РФ»». Он вступил в силу 1 июня 2007 года.

Закон направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности, гарантий защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. В качестве способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования [4, с.4].

6. Создание благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования.

7. Содействие кадровому обеспечению туристской деятельности и развитие научных исследований в сфере туризма.

Государственные органы занимают ведущее место в подготовке и реализации долгосрочных программ развития туризма. На основании Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 года № 177 утверждена федеральная целевая программа «Развития туризма в Российской Федерации» [50, с.124].

Программа предполагает решение следующих задач:

– оценка влияния развития туризма на экономику, социальную и культурную жизнь общества;

– подготовка и обучение туристского персонала;

– долгосрочное планирование устойчивого развития туризма;

– обмен информацией между развитыми и развивающимися странами;

– участие всех секторов общества в развитии туризма;

– концепция нового туристского продукта;

– оценка результатов реализованных мер;

– установление партнерства на международном уровне [50, с.150].

Функции органов местного самоуправления по развитию туризма на уровне регионов сводятся к следующему: сотрудничество с территориальными туристскими организациями в планировании и реализации местных программ развития туризма; осуществление региональных и целевых программ; содействие в превращении местных объектов туризма в центры досуга и культурного обслуживания населения; вовлечение местных организаций в расширение форм туристского обслуживания; добиваются экономически устойчивого использования местных туристских ресурсов; содействуют восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма [59, с.43].

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день приоритетным направлением в туристской деятельности является развитие культурно-познавательного туризма в регионах России.

В Московском государственном университете культуры и искусств разработана концепция федеральной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма в регионах России (2008-2013годы)», которая предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на реализацию нового подхода, позиционирующего культуру как фактор экономического роста и развития региона [27, с.8].

Программа включает в себя две подпрограммы, ориентированные на решение разных аспектов стоящих перед нею задач. Подпрограмма «Развитие культурно-туристских зон» предусматривает реализацию комплекса мероприятий по созданию региональных туристских зон с высокой концентрацией объектов историко-культурного наследия. К числу таких регионов, прежде всего, относятся Северо-западный и Центральный федеральные округа (при этом программа рассчитана на поддержку провинциальных регионов).

Подпрограмма «Развитие малых исторических городов» во многом основана на идее ранее действовавшей федеральной целевой программы «Развитие исторических городов России» – на идее сохранения исторической застройки, но акценты подпрограммы также смещены в сторону развития культурно-познавательного туризма. Основными критериями при отборе малых городов в программу становятся их близость к туристским маршрутам, способность не только поддерживать историко-архитектурный ландшафт, но и использовать историко-культурный потенциал для социально-экономического развития региона. Важным условием успешной реализации обеих подпрограмм является развитие в регионах традиций народных художественных промыслов.

Программа представляет собой базовый комплекс первоначальных мероприятий в сфере развития культурно-познавательного туризма и сопутствующих ей отраслей, направленных как на духовное развитие и сохранение культурного наследия, так и на формирование экономических основ отрасли, получающих практическое выражение в развитии культурно-познавательного туризма.

Мероприятия программы носят межотраслевой характер и предусматривают участие в ее реализации различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ и муниципальных органов управления, а также деловых кругов реализующих свой бизнес в сфере туризма. Мероприятия программы объединены технологически, в рамках каждого региона предполагается наличие нескольких объектов культурного наследия, приспособленных для посещения, развитой гостиничной и сервисной инфраструктуры, организованной торговли сувенирной продукции и изделиями народных художественных промыслов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.