Рефераты. Туризм как ресурс экономического и социокультурного развития региона

Научно-методическое обеспечения развития туризма, направлено на:

– разработку программ, проведение маркетинговых исследований спроса и предложений, оценку и прогнозирование коньюктуры туристского рынка;

– проведение мероприятий по стимулированию деятельности научных и методических центров в части фундаментальных исследований направлений, категорий и видов сферы туризма и гостиничного дела;

– создание системы информационных ресурсов в области туризма;

– внедрение научных разработок в практическую деятельность субъектов туристской индустрии.

Создание системы учебно-методического обеспечения развития туризма включает разработку методической документации по разработанным туристским маршрутам и экскурсиям, подготовку методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-практических конференций по ключевым проблемам развития туристской индустрии.

3. Маркетинг и продвижение туров Белгородской области на российский и международный рынок туристских услуг. Концепцией предусматривается комплекс мероприятий по формированию, продвижению и позитивному развитию привлекательного для туризма образа региона, в том числе:

– разработка стратегии экспорта туристских услуг и развитие международного сотрудничества в сфере туризма;

– совершенствование системы деятельности туристско-информационных центров и их интеграция в единое туристско-информационное пространство России;

– рекламно-информационное сопровождение туристского потенциала региона путем издания массовым тиражом информационно-рекламных материалов по видам туризма и их размещение в сети Интернет;

– активизация всех форм продвижения туристских маршрутов области, в том числе организация туристских выставок на территории области, участие в крупных российских и международных выставках, проведение презентаций туристских возможностей области, рекламных кампаний в средствах массовой информации.

Реализация данных мероприятий позволит интегрироваться в мировые туристско-информационные сети, повысить качество рекламно-информационного сопровождения туристского потенциала области, сформировать представления об области как регионе привлекательном для туристов.

Выполнение маркетинговых мероприятий позволит повысить эффективность использования туристских ресурсов и обеспечить высокое качество туристских услуг.

4. Рекламно-информационное обеспечение сферы туризма. Развитие рекламно-информационной деятельности сферы туризма предполагает:

– подготовку и издание печатных рекламно-информационных материалов о туристском потенциале Белгородской области (буклеты, каталоги и др.);

– создание в сети Интернет единого сайта туристских услуг Белгородской области;

– создание общей базы данных по туризму, которая содержит информацию о турах и экскурсиях, номерном фонде и средствах размещения;

– изготовление и размещение информационных щитов, плакатов вдоль транспортных дорог, в общественных местах;

– распространение рекламно-информационных материалов туристской тематики, в том числе в учреждениях образования;

– организация, проведение и участие в туристских выставках на территории России и на международном уровне;

– проведение рекламных кампаний туристских маршрутов Белгородской области;

– активное освещение туристских ресурсов области в СМИ.

5. Развитие материально-технической базы индустрии туризма в Белгородской области. Развитие материально-технической базы индустрии туризма предполагает:

– привлечение инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;

– расширение перечня и объемов оказания дополнительных услуг;

– применение новых технологий в строительстве туристско-гостиничных комплексов и иных объектов туристской индустрии;

– выделение земельных участков под инвестиционное строительство;

– развитие сопутствующей инфраструктуры;

– развитие пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Таким образом, выполнение намеченных концепцией мероприятий внесет значительный вклад в экономическое и социокультурное развитие Белгородской области.

Основной социокультурный эффект реализации концепции заключается в создании условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения области в разнообразном отдыхе в соответствии с предъявленным спросом, в приобщении подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям, накопленным в регионе.

Экономический эффект реализации концепции заключается в устойчивом экономическом росте по международному туризму который достигает 10% в год, и по внутреннему – до 5% в год.

Реализация концепции будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция инфраструктуры туризма, благоустройство населенных пунктов, производство сувенирной продукции. Подготовка и переподготовка кадров позволит решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи. Будут созданы условия для охраны окружающей среды, рационального использования объектов историко-культурного и природного наследия.

Развитие туристской индустрии позволит обеспечить значительные поступления в бюджет области. Прежде всего, за счет увеличения доходов от реализации туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.

Осуществление намеченных концепцией мероприятий будет способствовать притоку в Белгородскую область иностранных туристов, приведет к укреплению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли, внесет существенный вклад в структурную перестройку региональной экономики.

Соединение интересов культуры и туризма создаст оптимальные возможности для развития частно-государственного партнерства и привлечения дополнительных инвестиций в виде целевого капитала, роста негосударственного финансирования сферы культуры.

Развитие туризма в Белгородской области, будет способствовать укреплению контактов и взаимовыгодному экономическому развитию, создавая условия для трудоустройства населения и коммерческой деятельности. Достоинство туристской отрасли в том, что при рациональном подходе эксплуатируемые туристские ресурсы почти полностью возобновляемы. Исходя из этого, туризм можно выделить как одну из приоритетных отраслей экономического и социокультурного развития региона.

Заключение


В дипломной работе было раскрыто понятие туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона. С одной стороны, туризм является частью социокультурной деятельности, поскольку хранит достижения человеческой культуры, природные ценности, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства. С другой стороны, туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен регион должен получать доход от посещения туристских объектов.

В ходе дипломной работы была достигнута цель, которая заключалась в проведении анализа современного состояния регионального туризма (на примере Белгородской области) и разработке практических рекомендаций развития туризма. Также были решены поставленные задачи, при реализации которых было определено значение туризма в экономическом и социокультурном развитии региона, проведен анализ рынка туристских услуг Белгородской области, на основе анализа определены направления и перспективы развития туризма, предложены практические рекомендации развития туризма в Белгородском регионе.

Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что туризм будет способствовать экономическому и социокультурному развитию региона, если определить приоритетные направления развития туризма, создать условия для развития инфраструктуры туризма, проводить более эффективную рекламу туристского потенциала региона.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.

В настоящее время появляется все больше российских регионов, в которых туризм признан приоритетным направлением социально-экономического развития, руководство которых осознает то, что имеющийся потенциал необходимо использовать для развития туриндустрии.

Каждый регион России обладает своей культурой. Более того, региональная культура также отражает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. Поэтому культура региона рассматривается не только как отрасль, но и как принципиально важный аспект развития туризма.

Белгородская область – один из важнейших промышленно-сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, обладающая высоким интеллектуальным и культурным потенциалом.

Анализируя ресурсы для развития туризма в Белгородской области, хочется отметить огромный потенциал возможностей этого направления в регионе. Белгородская область имеет богатейшие истоки духовной, нравственной, эстетической и художественной культуры. Культурное наследие создавалось на протяжении многих веков, культивировалось, обогащалось, передавалось из поколения в поколение. Область является одним из самых привлекательных в туристском отношении регионов России.

Проведенный анализ рынка туристских услуг Белгородской области, позволяет сделать вывод, что большинство туристских фирм предоставляют населению предпочтительно зарубежные туры, среди которых лидирующую позицию занимают туристские маршруты в Турцию, Египет и страны Европы.

В рамках дипломной работы было проведено исследование, целью которого является изучения состояния, тенденций и перспектив туристского рынка Белгородской области, и определения направлений дальнейшего развития отрасли. Главным источником информации стало анкетирование жителей региона на предмет предпочтений в сфере отдыха и туризма.

Результаты исследования показали, что наибольшим спросом у жителей Белгородской области пользуются познавательный и оздоровительный виды туризма, при этом в туристские поездки отправляются представители всех социально-демографических категорий, средняя продолжительность путешествий составляет полторы недели. В пределах области отдыхает одна треть опрошенных. Основными каналами осведомленности о местах отдыха можно считать родных, близких, а также прессу и турфирмы.

Исходя из проведенного исследования, были определены конкретные шаги по дальнейшему развитию туризма в Белгородской области. Богатое историко-культурное наследие способствует развитию культурно-познавательного туризма, умеренный климат и богатый природный потенциал дает возможность для развития рекреационного и сельского туризма, обширные деловые связи позволяют развитию делового туризма, наличие на территории области большого количества религиозных святынь способствуют развитию религиозного туризма, и как одного из основополагающих факторов развития туризма внутри области и воспитания туристской культуры подрастающего поколения – детско-юношеский туризм.

На сегодняшний день развитие туризма в Белгородской области сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся бедность ассортимента предлагаемых услуг, отсутствие комплексного взгляда на область как регион привлекательный для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, непроработанность нормативно-правовой базы, ограниченность рекламы туристских маршрутов области, нехватка квалифицированных кадров.

Для решения проблем развития туризма в Белгородской области нами была разработана концепция, призванная помочь выйти из создавшегося положения и сформировать в регионе высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.