Рефераты. Техническая подготовка юных ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации

Экспериментальная группа

(серии постепенно усложняющихся задач и упражнений: в усложненных внешних условиях, с усложнением самого задания, а так же после небольшой физической нагрузки)

Контрольная группа

(упражнения выполнялись в покое, аудиторные занятия в классе, при движении шагом)

1.После нескольких кругов по залу измерить азимуты между КП вдоль трассы.

1.Измерить азимуты между КП вдоль трассы.


2. Во время кросса сориентировать карту по местным предметам, по солнцу.

2.Сориентировать карту по местным предметам, по солнцу.

3.После подвижной или спортивной игры определить азимуты со старта на все КП предоставленные на рисунке.

3.Определить азимуты со старта на все КП предоставленные на рисунке.

4.Пробегание по азимуту отрезков по 100-200 метров в заросшем лесу, по болоту, на склоне в разные стороны.

4.Пробегание по азимуту 5-6 отрезков по 100-200 метров.

5. Пройти по азимуту дистанцию в форме равностороннего треугольника после кросса или на чуть большей скорости.

5.Пройти по азимуту дистанцию в форме равностороннего треугольника.

6. Веерная тренировка. 8-10 лучей. Увеличить длину лучей. После преодоления отрезка возвращаться на старт. Тренировку проводить на пересечённой местности.

6.Веерная тренировка. 5-8 лучей, длина 100-300 метров. После преодоления отрезка возвращаться на старт.

7. Ориентирование по «белой карте». Только после взятия трёх КП возвращаться на старт, и потом опять продолжать бег с 4 КП.

7.Ориентирование по «белой карте».

8.После продолжительного кросса решить задачу на каком расстоянии и в каком направлении от старта расположен финиш, если известны расстояния и азимуты между всеми КП. Выполнить графически.

8.На каком расстоянии и в каком направлении от старта расположен финиш если известны расстояния и азимуты между всеми КП. Выполнить графически. (Пример: старт-КП1: 32 градуса, 730м.; КП1-2: 310 градусов, 56м.; КП2-3: 96 градусов, 380м.; КП3-финиш: 176 градусов, 540м.)


Таблица 3

Основные задания для тренировки технического элемента «Чтение карты» в экспериментальной и контрольной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации.

Экспериментальная группа

(серии постепенно усложняющихся задач и упражнений: в усложненных внешних условиях, с усложнением самого задания, а так же после небольшой физической нагрузки)

Контрольная группа

(упражнения выполнялись в покое, аудиторные занятия в классе, при движении шагом)

1.После круга по залу найти на карте и зарисовать в тетради наибольшее количество различных условных знаков за 3, 5, 10 минут.

1.Найти на карте и зарисовать в тетради наибольшее количество различных условных знаков за 3, 5, 10 минут.

2.После подвижной или спортивной игры перерисовать с карты цветными карандашами в тетрадь условные знаки относящиеся к: рельефу; гидрографии; растительности; искусственным сооружениям; скалам и камням.

2.Перерисовать с карты цветными карандашами в тетрадь условные знаки относящиеся к: рельефу; гидрографии; растительности; искусственным сооружениям; скалам и камням.

3.После кросса (0,5 - 1км) указать направление на север на нескольких фрагментах разных карт.

3.Указать направление на север на нескольких фрагментах разных карт.

4.После пробегания не сложной тренировочной дистанции подобрать к описанию географическое изображение рельефа (пример: холм с пологим спуском на юг).

4.Подобрать к описанию географическое изображение рельефа (пример: холм с пологим спуском на юг).

5.После круга по залу подобрать на рисунке профили, соответствующие сечениям, проведённым на карте.

5.Подобрать на рисунке профили, соответствующие сечениям, проведённым на карте.

6. Во время кросса определить на каком маршруте между КП 1-2; 2-3; 3-4; и т.д. на карте с путями движения спортсменов, набор высот окажется минимальным.

6.Определить на каком маршруте между КП 1-2; 2-3; 3-4; и т.д. на карте с путями движения спортсменов, набор высот окажется минимальным.

7.После кросса опишите маршрут между КП 1-2-3-4… на карте обращая внимание только на рельеф, указать высоту подъемов и спусков, крутизну скатов.

7.Опишите маршрут между КП 1-2-3-4… на карте обращая внимание только на рельеф, указать высоту подъемов и спусков, крутизну скатов.


Таблица 4

Основные задания для тренировки технического элемента «Контроль расстояния» в экспериментальной и контрольной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации.

Экспериментальная группа

(серии постепенно усложняющихся задач и упражнений: в усложненных внешних условиях, с усложнением самого задания, а так же после небольшой физической нагрузки)

Контрольная группа

(упражнения выполнялись в покое, аудиторные занятия в классе, при движении шагом)

1.После подвижной (или спортивной игры) определить длину отрезка в мм на глаз (потом проверить по линейке).

1.Определить длину отрезка в мм на глаз (потом проверить по линейке).


2. После круга по залу начертить на листе чистой бумаги отрезки 8, 12, 16мм и т.д.

2.Начертить на листе чистой бумаги отрезки 8, 12, 16мм и т.п.

3.Во время кросса отложить на прямых линиях отрезки 2, 5, 10, 3, 6, 12, 30мм и т.п.

3.Отложить на прямых линиях отрезки 2, 5, 10, 3, 6, 12, 30мм и т.п.

4.От исходной точки в направлении стрелки отложить отрезки разной длины, только прикрыв предыдущий отрезок, сделать тоже на газете, карте.

4.От исходной точки в направлении стрелки отложить отрезки разной длины.

5.После пробегания несложной тренировочной дистанции на карте с дистанцией выбрать наиболее короткий маршрут по дорогам, тропам, просекам между КП (потом проверить курвиметром).

5.На карте с дистанцией выбрать наиболее короткий маршрут по дорогам, тропам, просекам между КП (потом проверить курвиметром).

6.Во время бега определить длину маршрута участников на карте.

6.Определить длину маршрута участников на карте.

7.Во время кросса определить глазомерно расстояние до характерных объектов местности. Сопоставить результаты с измерениями шагами, мерной лентой, карте.

7.С обзорной точки на открытую местность определить на глаз расстояние до нескольких характерных объектов местности, удалённых на 50-100 метров. Сопоставить результаты с измерениями шагами, мерной лентой, карте (можно делать на поляне, в редком лесу).


Тестирование проводилось в начале и конце эксперимента. Контрольные задания для тестирования основных технических элементов были предложены согласно требованиям, предъявляемым к их возрасту. Юные спортсмены были знакомы с ними, выполнение их осложняло только условия их проведения.

Тестирование технических навыков ориентирования

Контрольное задание для тестирования технического элемента «Развитие наблюдательности и памяти» в экспериментальной и контрольной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации.

«Перенос 10 КП на время».

Ученику даётся 2 карты на одной нарисовано 10 КП, другая чистая. Ему надо перенести-перерисовать на чистую карту все 10 КП. Причём ошибка при переносе КП на 1 мм штрафуется 10 секундами, это оговорено заранее, и время ошибки суммируется со временем, потраченным на перенос. Если нет КП штраф максимум, равный 60 секундам.

Оценка: «отлично» результат до 1 минуты; «хорошо» до 2 минут; «удовлетворительно» до 2 минут 30 секунд [3].

Контрольное задание для тестирования технического элемента «Определение и контроль направления» в экспериментальной и контрольной группах для спортсменов-ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации.

«Белая карта».

Заранее подготавливается «белая карта» и ставятся КП в лесу или парке. Ученики самостоятельно с раздельного старта с помощью компаса выбирают путь движения и находят КП, необходимо отметится на всех КП. Длина дистанции 1 – 1.5 км. Контрольное время 30 минут.

Оценка: результат до 10 минут - «отлично»; до 15 мин. - «хорошо»; до 25 минут - «удовлетворительно», свыше 25 – «неудовлетворительно».

Контрольное задание для тестирования технического элемента «Чтение карты» в экспериментальной и контрольной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации.

«Дистанция по нитке» (маркированная трасса).

Заранее подготавливается, маркируется трасса в лесу, местность должна быть насыщена ориентирами, чтобы КП ставить в разнообразных местах. Дистанция примерно 2 км. Ученики стартуют с раздельного старта. Бегут по маркировке и читают карту, где их ведут, через некоторое время КП (например: на площадном ориентире, потом на линейном, на рельефе, тропе и т.п.), ориентировщикам необходимо точно определить местонахождение КП. Для отметки используют булавку, ей прокалывают место, где считают находится КП. Контрольное время на дистанцию 35 минут, кто не уложился оценка «неудовлетворительно». Система штрафов: отклонение отметки от 2 до 6 мм. – 30 сек.; от 6 до 10 мм. – 1 мин.; свыше 10 мм. – 1 мин. 30 секунд.

Оценка: результат до 20 минут - «отлично»; до 25 мин. - «хорошо»; до 30 минут - «удовлетворительно», свыше 30 – «неудовлетворительно».

Контрольное задание для тестирования технического элемента «Контроль расстояния» в контрольной и экспериментальной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации.

«Глазомерное определение расстояний».

Рисуем 10 линий длиной от 5 до 40 мм. Занимающиеся должны определить длину всех отрезков. Время не ограничено. Критерием оценки является точность определение длины в сумме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.