Рефераты. Техническая подготовка юных ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации

Количество незначительных ошибок увеличилось с 30 до 40% - это объясняется тем, что грубые ошибки перешли в незначительные, тем самым они исчезли.

Таблица 13

Результаты исходного и контрольного тестирования технического элемента «Контроль расстояния» в контрольной группе.

Фамилия Имя

Глазомерное определение расстояний

Исходное(мм)

Оценка(баллы)

Ошибки

Контрольное(мм)

Оценка(баллы)

Ошибки

1

Г-ин С.

54

4

1

46

4

1

2

Д-ов С.

124

2

3

87

3

2

3

З-ин В.

62

3

2

53

4

1

4

К-ко Г.

17

5

0

15

5

0

5

И-ко Д.

75

3

2

64

3

2

6

У-ов С.

37

4

1

33

4

1

7

Х-ов В.

35

4

1

27

4

1

8

М-ев К.

69

3

2

52

4

1

9

Ю-ев А.

19

5

0

17

5

0

10

Т-ой Т.

75

3

2

66

3

2


Среднее

42,5

3,6


34,2

3,9


Шкала ошибок:

0- до 30мм.

1- 30 - 60мм.

2- 60 - 90мм.

3- свыше 90мм.


В контрольной группе результаты исходного тестирования выявили, что большинство не смогли точно определить длину отрезков. Пределы отклонения составили в основном 30 - 60мм. Только двое из 10 юных спортсменов смогли достаточно точно определить длину отрезков. Контрольное тестирование показало, что в контрольной группе результаты улучшились, в среднем по группе на 8,3мм. Но по-прежнему среднегрупповой результат находится в пределах более 30 мм. Общая оценка улучшилась на 0,3 балла.

У 30% спортсменов по-прежнему остались «грубые» ошибки, а процент безошибочного выполнения тот же (20%).

Рис.4. Диаграмма процентного соотношения ошибок в экспериментальной и контрольной группах в техническом элементе «Контроль расстояния».


Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение об эффективности экспериментальной программы для развития технических навыков начинающих ориентировщиков. В экспериментальной группе у занимающихся отмечено преимущество по динамике улучшения всех изучаемых показателей.


Улучшение оценки в баллах

Разница между группами

Увеличение процента безошибочного выполнения

Разница между группами


контр.

экспер.

контр.

экспер.

1

0,1

0,7

0,6

20

20

0

2

0,1

0,4

0,3

10

50

40

3

0,1

0,8

0,7

20

40

20

4

0,3

0,5

0,2

0

40

40


Следовательно перечисленные выше методы и средства обучения навыкам ориентирования намного ускорили процесс первоначального освоения топографии, быстрее сформировался навык чтения карты и местности и решения ситуативных задач.

ВЫВОДЫ


В спортивном ориентировании значительную роль в структуре подготовленности юных спортсменов играет обучение техническим навыкам ориентирования на этапе начальной специализации. Специалисты спортивного ориентирования считают, что главная педагогическая задача технической подготовки – обучение юного спортсмена «быстрому мышлению». Поэтому, необходимо непрерывно искать способы снижения количества и продолжительности технических операций на единицу пройденного пути. Быстрота и точность выполнения технических приёмов имеют первостепенное значение, поскольку результат спортсмена-ориентировщика зависит от скорости передвижения по трассе.

В освоение каждого технического элемента были включены средства обучения навыкам ориентирования, которые намного ускорили процесс первоначального освоения топографии, быстрее сформировали навык чтения карты и местности и решения ситуационных задач. Так в «Развитие наблюдательности и памяти» наиболее эффективным было задание на сравнение двух карт и поиск в них различий. Это упражнение сочетает в себе развитие наглядно-образной памяти, внимания, сосредоточенности. Для технического элемента «Определение и контроль направления» - веерная тренировка, она способствует развитию чувства направления, азимутального бега. Наиболее эффективным средством тренировки в «Чтение карты» являлось упражнение на выбор путей движения обращая внимание на какие либо характерные особенности, что ведёт к детальному чтению карты, анализу ниток пробегания. Для «Контроля расстояний» эффективным оказалось задание на определение длины отрезков – это упражнение способствует развитию глазомера у юных спортсменов.

Сама методика обучения была модернизирована нами таким образом, что тренировочный процесс обучения техническим действиям осуществлялся в условиях, приближенных к соревновательным, обуславливая одновременность физической и умственной деятельности.

Нами была разработана шкала оценки элементов техники ориентирования. Она складывается из двух составляющих: во-первых, количество ошибок и, во-вторых, их тип. Основной причиной возникновения ошибок в экспериментальной и контрольной группах было до эксперимента: техническая неподготовленность, после в контрольной: неполное овладение техникой, в экспериментальной – по большей мере мелкие ошибки, допущенные по невнимательности. Экспериментально доказано что результат лучше у тех, у кого количество ошибок минимальное, а тип их не относится к «грубым». Основными средствами предупреждения ошибок являлись многократные повторения упражнений на развитие основных технических приёмов (азимут, детальное чтение, бег до привязки и др.).

Проанализировав результаты контрольного тестирования основных технических элементов у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации и сравнив их с показателями исходного тестирования, мы обнаружили прирост всех показателей экспериментальной группы. Динамика изменения результатов в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Экспериментальная методика обучения технике ориентирования может применятся для подготовки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации в секциях и клубах по спортивному ориентированию.

Осуществление контроля за технической подготовленностью: рекомендуем использовать упражнения, которые с высокой степенью достоверности определяют готовность юных спортсменов по основным техническим элементам. Так для «Развития наблюдательности и памяти» это «Перенос 10 КП на время»; для элемента «Определение и контроль направления» - «Белая карта»; «Чтение карты» - это «Дистанция по нитке»; и для «Контроля расстояний» - «Глазомерное определение расстояний».

На этапе начальной спортивной специализации целесообразно использовать разработанную шкалу оценок, она более упрощённая и легко понимаемая юными спортсменами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию. – ОГУФК. – 1990. - с. 37-50.

2.       Акимов В.Г. Спортивное ориентирование. – БГУ , 1977. – 143 с.

3.       Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – БГУ,1987. – 176с.

4.       Альмейда К. Принятие решений в ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. №6 – М., 2002. – с. 42-45

5.       Васильев Н.Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учеб. пособие. – Волгоград, 1984. – 85 с.

6.       Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании //Теория и практика физ. культуры. – 1985. - №11. – с. 9-12.

7.       Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие.- М., 1998. - с. 13-16.

8.       Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. Учебное пособие. – М., 2001. – с. 28-36.

9.       Воронов Ю.С. – Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков. Методические рекомендации. – Смоленск, 1999. 15 с.

10.   Вяткин Л.А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков // Методическая разработка. – Ульяновск, 1983. – 10 с.

11.   Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование.: Учеб. пособие. - М.:-«Академия», 2001. - с. 157-158.

12.   Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 76 с.

13.   Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование. – М.: ФиС, 1995. – 33 с.

14.   Елизаров В. Специфика планирования подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков. // Сборник учебно-методических материалов. №6 – М., 2002. – с. 2-3

15.   Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2001. с. 25–58.

16.   Зубков С.А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции при выборе путей движения. //Теория и практика физ. культуры. – 1971. №7 – с. 12-14.

17.   Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности //Теория и практика физ. культуры. – 1971. №7. - с. 26-28

18.   Зубков С.А. Путь движения ориентировщиков на дистанции // Теория и практика физич. культуры. – 1975. - №1. – с. 23-25

19.   Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания. //Теория и практика физ. культуры. – 1990. №3. - с. 25-27.

20.   Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 157 с.

21.   Изоп Э.В. Игровой метод при обучении ориентированию на местности: Учеб. пособие. – Таллин, 1975. – 202 с.

22.   Кивистик А.К. О тренировке, технике и тактике ориентировщика. - ТГУ, 1966. – 82 с.

23.   Костылев В. Философия спортивного ориентирования. – М.: 1995. – 112 с.

24.   Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – 2003. – 464 с.

25.   Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков разрядников. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 132 с.

26.   Магомедов А.М. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. – М., 1978. – 46 с.

27.   Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 279 с.

28.   Никифоров Д.М. 100 уроков ориентирования. //Вестник ориентирования. – 1991. - №2 - с. 34-40.

29.   Нурмимаа В. Спортивное ориентирование //Под ред. Лукьянова П.И. – 1997. – 148 с.

30.   Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник упражнений по спортивному ориентированию. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 72 с.

31.   Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов ориентировщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 131 с.

32.   Павлов П. О построении спортивной подготовки в спортивном ориентировании. . // Сборник учебно-методических материалов. №6 – М., 2002. – с. 8-10

33.   Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 216 с.

34.   Семенов М. Об оценке спортивного мастерства в спортивном ориентировании. . // Сборник учебно-методических материалов. №6 – М., 2002. – с. 11-12

35.   Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. – Москва, 1997. – 416 с.

36.   Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990. – 46 с.

37.   Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. – М.: ЦДЮТ, 1997. – 74 с.

38.   Худякова Л.А. Методика обучения ориентированию на местности. – М.: МОПИ. – 1990.

39.   Чешихина В.В. Специальная психологическая подготовка спортсменов-ориентировщиков: Учебное пособие. – М.: ФСО РФ. 1996. – с. 22-48.

40.   Чешихина В.В. – Управление тренировочным процессом спортсменов-ориентировщиков. // Сборник учебно-методических материалов. №6 – М., 2002. – с. 14

41.   Юхансен Б. Мышление в ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. №6 – М., 2002. – с. 46-48

42.   Спортивное ориентирование на местности: Программа для спортивных секций, коллективов физической культуры и спортивных клубов. - Москва, 1977. с. 28-29.


Приложение 1


Образец карты, с помощью которой производилось тестирование технического элемента «Развитие наблюдательности и памяти» в контрольной и экспериментальной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации. Упражнение «Перенос 10 КП на время»


Приложение 2


Карточка с помощью которой производилось тестирование технического элемента «Определение и контроль направления» в контрольной и экспериментальной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации. Упражнение «Белая карта».


 



Приложение 3


Образец карты с помощью которой производилось тестирование технического элемента «Чтение карты» в контрольной и экспериментальной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации. Фрагмент карты с отметкой.


Приложение 4


Карточка с помощью которой производилось тестирование технического элемента «Контроль расстояния» в контрольной и экспериментальной группах для спортсменов ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации. Упражнение «Глазомерное определение расстояния».



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.