Рефераты. Техническая подготовка юных ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации

При слежение за местностью у спортсменов отмечается взаимодействие навыков ближней и дальней ориентации. Все ориентиры, показанные на карте и находящиеся вне пределов видимости, считаются дальней ориентацией, а при приближении к ним на трассе – ближней. Приблизившись к нам на местности, спортсмен должен включить произвольное внимание и по возможности или необходимости снизить скорость бега, если последующий перегон будет достаточно сложным. Таким образом, на трассе у спортсмена наблюдается постоянный переход от дальней ориентации к ближней. И если в условиях дальней ориентации важно уметь хорошо читать карту, то в условиях ближней ориентации очень важно следить за местностью (читать местность) и направлять своё внимание на отыскание ключевых ориентиров. По мере приобретения опыта чтения карты, слежение за местностью и переключение внимания при подходе к ключевым ориентирам будут осуществляться чётко. У квалифицированных спортсменов изображение карты и представление о реальной местности сливаются в единое целое. Спортсмен, глядя на карту, видит её как конкретную местность, а глядя на местность, он представляет её в виде картографической схемы [3].

Ориентирование карты.

К основным элементам техники ориентирования относят и ориентирование карты, обеспечивающее совмещение северного направления карты и местности. Ориентирование карты осуществляют по компасу, солнцу, линейным и площадным ориентирам, чувству направления (векторное ориентирование), рельефу и ситуации. Опытный спортсмен всегда держит карту в руке в ориентированном положении [3].

Контроль высоты.

Лосев А. С. (1984) [23] выделяет в качестве элемента техники контроль высоты. При этом наиболее эффективным является использование чувства высоты – комбинации зрительных и мышечных ощущений. Он связан с контролем направления движения [23].

Развитие наблюдательности и памяти.

Специфика спортивного ориентирования состоит в том, что спортсмен на дистанции не может постоянно работать с картой. Чем меньше он обращается к ней, тем выше скорость его продвижения и больше возможностей для решения других технико-тактических задач. Это и определяет смысл развития наблюдательности и специальной памяти.

Соревновательная обстановка в ориентировании требует запоминания и анализа большого количества наглядной информации. В этой связи необходимо подчеркнуть особую важность целеустремлённости, систематичности и непрерывности в выполнении всех заданий, чему в немалой степени способствует выполнение упражнений дома, во время тренировки в лесу, в минуты отдыха на предприятии или в школе, в ходе поездок.

Упражнения на развитие наблюдательности и памяти помогают приобретению глубины мышления (умение вникать в суть дела, видеть основу фактов, понимать смысл и предвидеть события). Они вырабатывают также последовательность мышления (умение соблюдать логический порядок в решении задач), самостоятельность и гибкость (умение находить новые пути, избегать шаблона, легко переходить от одного способа решения задачи к другому). Главное же для ориентировщика – быстрота мышления, обязательно связанная с правильным выбором путей движения, продуманными и обоснованными действиями на дистанции.

Психологическая специфика деятельности спортсмена-ориентировщика заключается в том, что он на протяжении длительного времени преодоления дистанции непрерывно выполняет большой объём умственной работы при высокой физической нагрузке. Все технические и тактические задачи ориентировщик решает в одиночку, вне поля зрения тренера, товарищей, судей. Спортивная борьба на трассе из-за сравнительно редких встреч с соперниками проходит практически заочно (за исключением эстафет).

Ведущим волевыми качествами спортсмена-ориентировщика следует считать самостоятельность, инициативность, выдержку, вспомогательными – настойчивость, упорство, решительность, смелость и самообладание. Цементирует всю структуру воли целеустремлённость.

Среди этих качеств необходимо выделить выдержку и самообладание, т.е. проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума и способность владеть собой в экстренных ситуациях (потеря ориентировки, обнаружение ошибки, тщетный поиск КП). Благодаря целенаправленным тренировкам и упражнениям по мере роста спортивного мастерства явно затруднительные положения возникают всё реже.

В психологическую структуру спортивного ориентирования входят такие познавательные процессы, как восприятие, воображение, память, внимание, мышление. Восприятием называется отражение в сознании человека окружающей действительности в форме целостных образов при её воздействии на органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. В процессе ориентирования восприятие окружающей местности протекает в форме наблюдения – сознательного, преднамеренного, планомерного, активного процесса. Спортсменам-ориентировщикам необходимо развивать воссоздающее воображение – умение представлять незнакомую местность по отвлечённым условным знакам на карте, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта.

В достижении мастерства преодоления лесных трасс немалую роль играет память спортсмена. У ориентировщика она преимущественно наглядно-образная. Необходимо стремится к развитию так называемой «памяти карты» [30]. «Памятью карты» называется способность запоминания, сохранения и воспроизведения рельефа и ситуации местности ориентировщиком в процессе тренировки и соревнования. Спортсмену приходится удерживать в своей памяти значительное количество условных знаков и их связей с реальными элементами местности (рельеф и ситуация). Таким образом, «память карты» проявляется как специализированная наглядно-образная память ориентировщика. Она может быть кратковременной и долговременной [3].

В настоящее время на соревнованиях КП впечатывают в карту или вводят технический старт и время переноса не учитывают, однако, упражнение по переносу расположения КП с контрольной карты на рабочую – хорошее подспорье для развития наблюдательности, внимания, памяти. Перенос 10 КП за время менее 1 минуты следует считать отличным результатом, за 1-2 минуты хорошим, 2-3 удовлетворительным, и медленнее 2,5 минуты – неудовлетворительным. По мере освоения этого упражнения рекомендуется постепенно увеличивать сложность размещения КП и загруженность карт.

В практике спортивного ориентирования главная цель работы с картой состоит в оценке и выборе путей движения между контрольными пунктами. На этой основе возникают и решаются все остальные тактико-технические задачи по преодолению маршрута, что невозможно сделать быстро и правильно, если не развивать способность ориентировщика устанавливать смысловые логические связи при запоминании карты местности. Необходимо учиться быстро и точно улавливать характерные особенности местности соревнований, оценивать надёжность опознания тех или иных ориентиров, «понимать рисунок» трассы и специфические трудности её преодоления. К примеру, при выборе опорных ориентиров важно сначала выделить наиболее существенные из них, установить связь между ними, оценить их с точки зрения надёжности и быстроты выхода к намеченной точке, а в районе КП вновь вернутся к тщательному чтению и анализу карты.

У спортсменов-ориентировщиков должна быть особо развита реакция на красный цвет – знак КП. Быстро и издалека заметить красно-белую призму – значит сэкономить несколько драгоценных секунд. Развитие наблюдательности, периферического зрения помогает ориентировщикам действовать в районе КП без задержек. Наблюдательность и внимание – залог успеха прохождения трасс спортивного ориентирования [30].

Выводы по технике

Прогресс, достигнутый в технике изготовления карт, а главное — в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привел к тому, что высокие результаты на трассах уже невозможно показать, используя один-два приема ориентирования [31].

От современного спортсмена-ориентировщика требуется комплексное владение техникой абстрагирования рисунка карты и выделения из нее главных опорных ориентиров, умения быстро представить и оценить характер и надежность каждого из них, выбрать наиболее рациональный путь между ними. А затем по мере продвижения к контрольным пунктам необходимо быстро и точно производить измерения по карте и компасу, опознавать встречающиеся ориентиры, оценивать пройденные расстояния, запоминать то, что осталось позади, и представлять то, что следует еще преодолеть.

Естественно, при таком большом разнообразии задач нужно все технические элементы отработать до автоматизма, а их использование на каждой трассе стараться довести до минимума.

Техническая подготовка спортсменов один из ключевых моментов для успешных выступлений в соревнованиях по ориентированию.


1.4 Построение подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной специализации


Главными задачами на этапе начальной спортивной специализации являются: обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой; воспитание основных физических качеств; создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта; приобретение соревновательного опыта путём участия в соревнованиях в различных видах спорта; определение спортивных задатков и способностей; уточнение спортивной специализации.

В процессе занятий с детьми и подростками целесообразно продолжать обучение их рациональной технике выполнения физических упражнений, неустанно пополнять фонд двигательных умений и навыков.

На этапе начальной спортивной специализации юный спортсмен обязан освоить технику выполнения нескольких десятков специальных подготовительных упражнений. Такой подход формирует у него способности к быстрому совершенствованию техники избранного вида спорта, а в дальнейшем обеспечивает умение варьировать параметрами технического мастерства при изменении внешних условий соревнований.

Эффективность спортивного совершенствования обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техникой движений и физической подготовкой занимающихся [35].

Обучение техническим навыкам ориентирования.

Материал для групп новичков.

Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Карты, их масштабы. Топографические карты. Условные знаки топографических карт. Спортивные карты. Условные знаки спортивных карт: населённые пункты, дорожная сеть, гидрография, растительный покров, местные предметы. Изображение рельефа на картах с помощью горизонталей. Изображение различных форм рельефа: горы, вершины, хребта, седловины, лощины, овраги, ямы, холма. Указатели направления скатов (бергштрихи).

Определение расстояний на карте. Определение расстояний на местности шагами, по времени, визуально. Факторы, влияющие на точность измерения расстояний.

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Понятие об азимуте. Простейшая маршрутная топографическая съёмка местности вдоль линейных ориентиров.

Контрольный пункт. Его оформление и принципы установки на местности. Ознакомление с простейшими дистанциями соревнований на маркированной трассе, в заданном направлении, по выбору.

Материал для групп 3 разряда.

Углубленное изучение основ топографии. Детальное изучение условных знаков спортивных карт. Точность, подробность, насыщенность спортивных карт. Внемасштабные знаки. Расположение на местности предметов, изображаемых на карте внемасштабными знаками. Топографические диктанты.

Сечение рельефа. Шкала заложения. Определение крутизны, направления и протяженности склонов. Основные и вспомогательные горизонтали. Отдельные типы рельефа: мелкосопочный, овражисто-балочный, пойменный, горно-холмистый.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.