Рефераты. Пути улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт

Распространение наркомании в Российской Федерации оказывает возрастающее крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности государства, личности и общества. В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации ситуация, связанная с злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к ухудшению.

Госкомспортом России был проведен первичный анализ взаимосвязей показателей распространенности наркомании среди молодежи и подростковой преступности с уровнем охвата населения занятиями физической культурой и спортом во всех субъектах Российской Федерации. Анализ показал наличие вполне четкой взаимосвязи. Оказалось, что с достижением определенного уровня охвата населения организованными формами занятий физической культурой и спортом наблюдается снижение уровня зарегистрированной молодежной наркомании и подростковой преступности, что при объективной статистике выглядит вполне закономерным и прогнозируемым явлением [4, с.31].

В связи с этим, в настоящее время наиболее важным направлением деятельности органов власти является поиск эффективных технологий противодействия росту наркомании среди детей, подростков и молодежи, способных сформировать такие поведенческие модели, которые бы исключали полностью тягу к наркотикам. Наиболее доступной, эффективной и явно недооцененной сферой деятельности, способной сформировать у детей, подростков и молодежи надежные и устойчивые ценностные позиции является физическая культура и спорт. Мировой и отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе.

Пониманию того, что будущее страны невозможно без здоровых физически и духовно членов общества, способствует усиление роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства. Так, в последние годы повышается уровень охвата занимающихся физической культурой и спортом. В 2007 году в Российской Федерации было охвачено занятиями физической культурой и спортом 13,3 млн. человек. Вместе с тем, несмотря на то, что наблюдается положительная тенденция к увеличению численности занимающихся, их охват составляет всего 9,2% от общей численности населения в Российской Федерации, что намного ниже уровня охвата занятиями физической культурой и спортом в развитых странах. Во многих развитых странах этот показатель порой достигает 40 процентов [5, с.32].

Конечно, это не означает, что Российская Федерация могла бы и должна была достигать такого уровня: такая задача не стоит. Однако, в России процент охвата, который мог бы дать социальный эффект, должен составлять около 20, если быть точнее, - то 18,3 процента. В Российской Федерации имеются субъекты, в которых охват детей занятиями физической культурой достигает такого процента, способствуя положительной тенденции влияния средств физической культуры в профилактической антинаркотической деятельности.

К сожалению, есть субъекты Российской Федерации, где охват составляет всего 2,5 процентов, и это не зависит от наличия материально-технической базы, наличия кадрового потенциала в этих субъектах. Иначе говоря, практически отсутствует нормативно-правовой механизм регулирования охвата занимающихся физической культурой, который просто необходимо гарантировать, как по Конституции нашего государства, так и возможностью прописывать это в последующих законах так, чтобы эта гарантия осуществлялась и была не предметом сегодняшнего обсуждения, а уже непосредственно констатацией положительного факта.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике наркомании, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления детей, подростков и молодежи.

Уровень физической подготовки молодежи не соответствует тем требованиям, которые общество предъявляет гражданам, в том числе и к тем, кто обязан при необходимости защищать интересы страны с оружием в руках.

Сегодня важно добиться, чтобы спортивные занятия стали в стране по-настоящему массовыми. Для этого необходимо, чтобы интерес к занятиям физической культурой и спортом прививался в семье и в школе, дворы стали спортивными, а в каждой школе приоритетное внимание уделялось бы физическому воспитанию детей и подростков [6, с.14].

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику.

Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются мало-затратные поведенческие программы, такие, как "Джонсон и Джонсон", "Здоровье ради жизни", "Здоровое сердце", "Жизнь - будь в ней", "Тримминг 130", которые направлены на формирование моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, что не в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическими процессами.

За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений.

В мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:

–                   в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

–                   в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

–                   в продлении активного творческого долголетия людей;

–                   в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

–                   в использовании физической культуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

–                   в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;

–                   в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

–                   в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;

–                   в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

–                   в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг [7, с.7].

В Федеральном законе от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание - как важнейшее направление социальной политики государства [8].

Утверждая права граждан на занятия физической культурой и спортом как профессиональной деятельностью, государство признает занятия спортом как профессию, берет на себя финансирование занятий в соответствии с утвержденными программами, разработку программ физического воспитания для всех групп населения, контроль за исполнением закона. Этим законом определяются компетенции федеральных и местных органов власти, система физической культуры, понятия "физическая культура" и "спорт", права граждан на создание спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, на участие в управлении и многое другое.

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Рыночная экономика способствует:

–                   развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;

–                   росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций;

–                   увеличению многообразия их организационно-правовых форм;

–                   расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг [9, c.50].

Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становятся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей [10, c.148].

Таким образом, можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения:

-                     во-первых, это развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности массовых занятий спортом;

-                     во-вторых, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни и вопросам физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных программ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.