Осуществление на практике здорового образа жизни с раннего возраста способно не только укреплять здоровье, но и поднять уровень активного долголетия.
Физически культурный образ жизни следует формировать с самого раннего детства, так как именно дети лучше всего воспринимают поступающую информацию, глубоко усваивают её и, таким образом, у них легко образуются культурные привычки и потребности.
Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.
В новой экономической ситуации государству пришлось одновременно решать целый ряд сложнейших проблем и вырабатывать новые подходы к их решению. Страна, как государство, все еще продолжает поиск стабилизации, и решений насущных вопросов во многих социальных областях, в том числе, в управлении физической культурой и спортом. Наряду со спортом высоких достижений, физической культурой для школьников, оздоровительными мерами для инвалидов и старших поколений, должны развиваться спорт высоких достижений и другие виды, которые в связи с переходом страны на рыночную экономику потеряли многое, что имели. Формирование здорового образа жизни и интереса к спорту воспитывается с детства, и мы обязаны изменить подходы к физическому воспитанию, прежде всего в учреждениях образования. Занятия физической культурой в школах не могут быть формальными, они должны стать систематическими, увлекательными для детей и полезными для их здоровья.
К развитию массового спорта и укреплению его инфраструктуры следует активнее привлекать отечественный бизнес. Это в первую очередь касается детского и юношеского спорта, а также спорта инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями. Примером может служить программа "Газпром - детям", другие компании также работают в этом направлении. Необходимо всячески поддерживать эту активность.
Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всеобуч). Повышенное внимание должно быть уделено физическому воспитанию в молодых семьях. Следует создать необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий.
Внимание учреждений образования следует сосредоточить на внеурочных формах занятий. Необходимо проводить больше и с большим охватом учащихся спортивных соревнований, праздников, мероприятий на удлиненных переменах, туристических походов. Следует создать условия для занятий по месту жительства, стимулировать самостоятельные занятия в парках, дома, увеличивать число спортивных школ, клубов, центров.
Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" подростков, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.
Следует значительно увеличить число доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования).
Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего детей, подростков, молодежи.
В управлении развитием физической культуры и спорта необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.
Следует переориентировать деятельность региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и туризма.
Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.
Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.
Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Следует создать федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемых на конкурсной основе средствам массовой информации.
Данная работа предполагала решение следующих задач:
– изучить теоретические аспекты сущности управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне;
– проанализировать состояние физической культуры и спорта в Республике Татарстан как результат регионального управления;
– проанализировать состояние физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в Нижнекамском муниципальном районе;
– разработать рекомендации по улучшению организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт на муниципальном уровне.
Таким образом, в первой теоретической главе были рассмотрены физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи, государственные органы управления физической культурой и спортом, формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом.
Занятия физической культурой и спортом способствуют оздоровлению молодежи, как в медицинском смысле, так и в социальном. В частности, такие занятия отвлекают молодежь от употребления наркотиков, алкоголя, курения, в связи с чем улучшается их социальное поведение в обществе.
Органы управления физической культурой и спортом представляют собой физкультурно-спортивную организацию, которая в системе управления является субъектом, воздействующим на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Компетенцию органов управления физической культурой и спортом определяют закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и органы исполнительной власти.
Пропаганда физической культуры должна способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умения владеть своим телом, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на последних научных исследованиях и открытиях.
Во второй проблемно-аналитической главе было проанализировано состояние физической культуры и спорта в Республике Татарстан и городе Нижнекамске.
В ходе анализа было выявлено, что детско-юношеские спортивные школы призваны значительно улучшить физическую подготовленность и укрепить здоровье детей, подростков и молодежи, обеспечить достойное выступление спортсменов на международной и российской аренах. Для развития детско-юношеского спорта создана нормативно-правовая база.
Численность занимающихся в детских спортивных школах с каждым годом возрастает. В детских спортивных школах республики культивируют 57 видов спорта, из них наиболее массовыми являются: футбол, баскетбол, национальная борьба, волейбол, лыжные гонки, легкая атлетика, хоккей с шайбой, бокс.
Также проанализировано состояние физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в городе Нижнекамск и Нижнекамском муниципальном районе.
В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:
– материальная база не отвечает современным требованиям;
– ДЮСШ и СДЮШОР не получают стабильной финансовой, организационной, правовой основы для достижения высоких результатов;
– неукомплектованность квалифицированными специалистами физического воспитания;
– недостаточное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий учащихся и студентов.
В третьей программно-проектной главе был рассмотрен опыт управления развитием физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, на примерах Московской, Омской областей, Краснодарского края и Ростова-на-Дону. На базе изученного опыта других субъектов федерации и собственного исследования была разработана Программа по развитию физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе на период 2009-2010 годов.
Рекомендации, предложенные в выпускной квалификационной работе направлены на улучшение организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе, а также на выполнение соответствующих задач, предъявляемых к возрасту, полу, характеру учебной деятельности, уровню здоровья и степени физической подготовленности молодежи.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ Российская газета. - 2003. - 11 октября.
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 07 декабря.
3. О физической культуре и спорте в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 01.12.1999 г. № 2476 // Республика Татарстан. - 2000. - 15 января.
4. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2008. - 13 мая.
5. О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту: Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. № 1453 // Справочная правовая система "Гарант". - 04.04.2008.
6. О Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 1433-р // Справочная правовая система "Гарант". - 04.04.2008.
7. Концепция Республики Татарстан от 5 мая 2001 года №256 "О мерах по улучшению спортивно-оздоровительной работы среди детей и молодежи в Республике Татарстан" // Справочная правовая система "Гарант". - 04.04.2008.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17