Рис.20 - Мнение респондентов о пропорциональности расходования денежных средств между "элитными" видами спорта (хоккей, футбол) и массовым спортом
С целью выявления наиболее эффективных мер по вовлечению молодежи в занятия спортом и физической культурой было исследовано мнение о роли средств массовой информации в данной сфере. Респондентами было отмечено, что пропаганда здорового образа жизни представлена в СМИ достаточно полно, но она не является эффективным средством вовлечения молодежи Нижнекамска к занятию спортом и физической культурой (рисунки 21 и 22).
Рис.21 - Мнение респондентов о полноте освещения средствами массовой информации новостей спорта и физической культуры
Рис.22 - Мнение респондентов об эффективности пропаганды здорового образа жизни, проводимого средствами массовой информации
Наиболее эффективными мерами вовлечения молодежи в спорт, по мнению респондентов, являются строительство новых общедоступных спортивных сооружений и организация массовых спортивных мероприятий (Кросс Наций, Лыжня России и т.д.) [29, с.68].
Таблица 2 - Распределение мнения респондентов о наиболее эффективном факторе вовлечения молодежи к занятиям спортом и физической культурой
Наименование фактора
Баллы
1
2
3
4
5
Строительство новых спортивных сооружений (таких как "Батыр", "Ледовый дворец" и т.д.)
-
13,33
33,67
53
Проведение массовых спортивных мероприятий (таких как "Кросс Наций", "Лыжня России" и т.д.)
Теле-, радио - и печатная пропаганда здорового образа жизни среди молодежи
16,33
40
Повышение престижности отдельных видов спорта для НМР
26,33
20
Увеличение возможности заниматься бесплатно, доступность секций
50
На вопрос: "Существует ли в НМР специальная программа по организации оздоровительной работы среди молодежи?" респонденты отметили ее наличие, но при этом, указали на ее неэффективность на данный момент (рисунки 23 и 24).
Рисунок 23 - Мнение респондентов о наличии специальной программы по организации оздоровительной работы среди молодежи
Рисунок 24 - Мнение респондентов об эффективности специальной программы по организации оздоровительной работы среди молодежи
Далее, наиболее острыми опрошенные считают следующие проблемы: высокая плата за занятия (62,93%), нехватка дворовых спортивных сооружений (30,73%), нехватка спортивных сооружений (28,78%), а также отсутствие пропаганды здорового образа жизни на местном уровне (19,51%), плохое оснащение спортивных сооружений (16,1%) и отсутствие профессиональных кадров (13,66%) 14,5% респондентов не сталкивались с проблемами в области физической культуры и спорта (рисунок 25).
Рисунок 25 - Мнение респондентов о проблемах в сфере организации физкультурной работы среди молодежи
В качестве мер по решению данных проблем жители города предлагают: строительство дворовых сооружений и площадок - 39,4%; строительство спортивных сооружений - 33,3%, создание системы льгот для малообеспеченных и многодетных семей, а также распространение ценностей здорового образа жизни по 33,1% (рисунок 26).
Рисунок 26 - Мнение респондентов о мерах по решению проблем в области физической культуры и спорта
Таким образом, проведенное исследование показало, что вопросы физического воспитания не получили верной оценки в управленческой сфере, в связи с чем отсутствует эффективная программа по организации оздоровительной работы среди молодежи. Это говорит о неблагополучной ситуации в сфере физической культуры и спорта. Преодолеть это возможно лишь последовательными совместными усилиями институтов власти и общественности на основе понимания роли физической культуры и спорта как условия упрочения национальной идентичности, долговременного развития человеческого фактора.
Сильная спортивная политика, социально взвешенная и ресурсообеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни.
Для повышения вовлеченности горожан в занятия физической культурой и спортом, необходим комплекс мер:
– провести системный анализ существующей ситуации в сфере физической культуры и спорта;
– увеличить обеспеченность спортивными сооружениями в соответствии с социальными нормами Российской Федерации (плоскостными спортивными сооружениями, крытыми плавательными бассейнами и спортзалами);
– укрепить и развивать материально-техническую базу объектов физической культуры и спорта;
– улучшить кадровое обеспечение физической культуры и спорта;
– увеличить количество спортивных сооружений и спортивных клубов по месту жительства, доступных для представителей всех социальных слоев города;
– формировать у населения, особенно у детей и подростков, устойчивый интерес и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыки здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
– укреплять семейные традиции физической культуры и спорта;
– обеспечить дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие:
– массовой физической культуры (спорт для всех);
– спорта высших достижений (олимпийский спорт);
– профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт).
Физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Они все больше становятся решающими элементами общенациональной идеи. Одной из основополагающих задач государства является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Стране необходимы здоровые граждане, которые считают спорт естественным дополнением к своей личной и профессиональной жизни. Состояние здоровья населения и привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой являются показателем жизнеспособности нации, важной составляющей ее экономической жизни, поскольку здоровая нация - основа процветания государства [36, с.24]. Последние тенденции политики Республики Татарстан в области физической культуры и спорта ярко свидетельствуют о ее нацеленности на достижение физического здоровья своих граждан.
По данным специалистов в области здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Факторами риска нарушения здоровья являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха. Повышение двигательной активности, являясь основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья.
Для того, чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни [37, с.18].
Очевидно, что в последнее время интерес к здоровому образу жизни и спорту в нашей стране значительно возрос. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования "Перспективы и эффективные пути развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан", проведенного Министерством по делам молодежи, спорту и туризму в 2006 году. Анализ данных показал, что физическими упражнениями в свободное время не занимаются и не хотели бы заниматься только 7,6% молодых людей.18% опрошенных обращаются к физкультурным занятиям несколько раз в неделю; 52,9% занимаются спортом от случая к случаю и 22% респондентов хотели бы заниматься. Полученные в социологическом исследовании данные позволяют утверждать, что физкультурно-спортивная деятельность, наряду с другими видами деятельности, входит в образ жизни молодых людей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что государством многое делается для привлечения внимания граждан к вопросам здорового образа жизни, для того, чтобы физическая культура и спорт заняли важное место в жизни каждого человека. Роль спорта становится все более заметным социальным фактором.
Выводы в связи с выявленными проблемами и рекомендации по оздоровлению молодежи путем ее широкого вовлечения в массовый спорт, созданию "моды" на здоровый образ жизни, активизацию спортивно-массовой работы с широким вовлечением в организаторскую деятельность самой молодежи, обращены, в основном, к двум социальным институтам: к школе, к родителям, а также к администрации города, как государственному политическому институту, несущему ответственность за все области муниципальной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17