По уровню развития туристской инфраструктуры города Владимир и Суздаль уступают развитию таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, что нельзя сказать о значимости их историко-архитектурного наследия.
Анализируя материалы социологических исследований, проведённых среди иностранных туристов Владимиро-Суздальским музеем-заповедником в 2006 г., можно сделать вывод, что основной целью посещения Г. Владимира и г. Суздаля является знакомство с памятниками архитектуры, с историей, посещение музеев. Все опрошенные иностранные туристы без исключения признали, что получили очень сильные эмоциональные впечатления от театрализованных элементов, включённых в экскурсии, таких как концерты колокольных звонов, песнопения в Крестовой палате и др. Туристы прекрасно реагируют на эмоциональные русские костюмы сотрудников музея Деревянного зодчества [7].
Современный тип туриста – более информированный, независимый, раскрепощённый, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их изобилием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный – изменяет своё поведение соответственно и на туристском рынке.
Абсолютное большинство опрошенных отметили, что приехали к нам потому, что интересуются историей и архитектурой. Туристы из Германии, Испании, Франции и Италии выразили желание увеличить количество посещаемых музеев. Также надо отметить, что среди иностранных туристов, посетивших наш регион, информацией о современной жизни Владимирской области интересуются 40% немцев, 18% американцев, 10% французов и 2% голландцев. Совершенно отдельную группу представляют собой туристы, приезжающие из Тайваня и Японии. Японцам не хватает свободного времени, они выражают желание иметь больше времени для прогулок пешком и фотографирования. Что же касается гостей из Тайваня, то их прежде всего интересуют развлечения и покупка сувениров [6].
В данном случае для таких туристов, по мнению автора, процесс производства художественно-сувенирной продукции должен быть организован так, чтобы турист мог наблюдать процесс ручного изготовления сувениров, а также, при желании, купить сувенир, изготовленный на заказ.
Организация такого комплекса практически полностью зависит от наличия опытных кадров. Следовательно, нужно привлечь мастеров-умельцев, а также мастеров и художников, имеющих специальное образование и проживающих в данном регионе. Обучение кадров народными умельцами в случае признания их мастерства предусматривается в Центре подготовки и переподготовки кадров. Необходимым условием эффективного функционирования Центра подготовки и переподготовки кадров является налаживание прямых связей на договорной основе с Суздальским Художественно-реставрационным училищем с целью использования его методической и учебной базы и преподавательского состава, а также привлечения в дальнейшем его выпускников в качестве специалистов как для работы в творческих коллективах на предприятиях художественной промышленности и промыслов, так и в авторском уникальном или малосерийном художественно-сувенирном производстве.
С целью рекламы и создания туристского имиджа таких исторических городов, как Владимир, Суздаль, Муром, Гороховец, Александров, Гусь-Хрустальный, необходима широкая популяризация памятников истории и искусства Владимиро-Суздальской земли [15].
Для реализации рекламной кампании необходимо реализовать пошив текстильных изделий: сумок, рюкзаков, вымпелов, головных уборов, полотенец и салфеток, маек, футболок и другой одежды с рекламной аббревиатурой, – а также организовать производство сувенирной посуды и выпуск рекламно-информационной литературы по туризму: разнообразных календарей, плакатов, буклетов, открыток и конвертов с изображением исторических памятников и живописных мест Владимирской области.
Вышеуказанные мероприятия создадут благоприятный туристский имидж городов Владимирского региона, что в свою очередь существенно повлияет на увеличение отечественных и иностранных туристских потоков во Владимирскую область.
Экскурсионным обслуживанием во Владимирской области в основном занимается Владимиро-Суздальский музей-заповедник, при этом к нему обращаются как туристские организации, формирующие туристский продукт, так и конечные потребители, т.е. непосредственно сами туристы. Владимиро-Суздальский музей-заповедник включает в себя музеи, картинные галереи, выставочные залы и т.п. г. Владимира, а также Суздальского и Гусь-Хрустального районов (табл. 2.9). В Александровском районе экскурсионным обслуживанием туристов занимается музей-заповедник «Александровская слобода» (федерального подчинения), в других районах Владимирской области – сотрудники историко-художественных, историко-архитектурных, мемориальных и краеведческих музеев муниципального подчинения [15].
Таблица 2.9. Посещаемость экскурсантами городов Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Наименования показателей
Годы
Владимир
Суздаль
Гусь-Хрустальный
Итого
Количество групп
2007
5 174
2 467
634
8 275
2003
4 147
2 539
417
7 103
2004
3 992
2 350
426
6 768
2010
4 923
ЗОН
394
8 328
2006
4 972
3 821
328
9 121
Всего человек
223 183
186 185
23 502
432 870
237 680
178 011
18 482
434 173
213 039
202 950
17 492
433 481
217 108
232 811
24 325
474 244
229 058
278 414
18 173
525 645
В том числе одиночные
93 477
128 223
8 298
229 998
102 777
120 691
8 805
232 273
105 238
155 026
7 152
267 416
104 223
158 456
14 934
277 613
115 935
188 264
10351
314 550
Иностранных групп
1207
541
47
1795
935
474
42
1451
928
342
21
1291
744
1074
33
1851
1 138
1 090
10
2 238
Количество иностранных туристов
18 046
7 639
354
26 039
12 729
6 492
19 549
12 957
4 658
201
17 816
13 379
15 519
29 324
15 138
15 504
162
30 804
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9