страхование туризма.
Однако существуют туристские фирмы, которые занимаются не всеми вышеперечисленными видами деятельности, а лишь некоторыми из них. Например, туристское агентство ИЧП «Квадра» в Г. Владимире занимается только отправкой индивидуалов за рубеж, а «Центр туристско-краеведческой работы и экскурсий» в г. Суздале – только приёмом российских и иностранных граждан.
Привлекательность Владимирской области по оценкам зарубежных и отечественных специалистов заключается прежде всего в богатстве исторического и культурного наследия этого края. Это подтверждают и данные, полученные автором при анкетировании как менеджеров, директоров, главных специалистов туристских фирм, так и потребителей Владимирской области. По въездному и внутреннему туризму основными видами по целям являются познавательный, спортивный и учебный туризм. Что же касается внешнего сектора туризма, то здесь приоритеты потребителей меняются и основными видами туризма по целям поездки становятся познавательный, экологический и деловой туризм (рис. 2.1, приложение).
Развитию сферы туризма и гостиничного бизнеса современная экономика отводит одно из первых мест, т. к. вложенные средства быстро окупаются и становятся высокоэффективным источником дохода.
Гостиничный фонд Владимирской области на 1.01.98 насчитывает 30 гостиниц, из которых 15 (50%) находятся в Г. Владимире и г. Суздале [12].
Во Владимирской области в настоящее время средства размещения различных типов могут одновременно принимать и обслуживать около 7 тыс. чел. в летний пиковый период, что составляет 0,5% от вместимости всей базы страны и 11,9% от вместимости стационарной базы размещения туристов на территории «Золотого кольца России» (табл. 2.2) [12].
Таблица 2.2. Вместимость базы размещения туристов
Регион
Всего
В том числе
основная база
дополнительная база
мест
%
Владимирская область
7 080
П, 9
3 000
24,4
4 080
8,6
Итого по областям «Золотого кольца России»
59 780
100
12 280
47 500
Структура базы размещения по рассматриваемому региону характеризуется следующими видами средств размещения: гостиницы – 36,5%; мотели – 1,9%; туристские базы, молодёжные лагеря и центры – 14,1%; санатории – 17,2%; дома отдыха и пансионаты – 21,1%; базы отдыха – 9,2% [12].
По уровню комфорта вся база на территории Владимирской области может быть отнесена по международной классификации к уровню одна-три звезды [12].
В 2007 г. в России было разработано «Положение о критериях классификации гостиниц», в соответствии с которым рекомендовано внедрить французскую систему классификации – по звёздам (от одной до пяти для гостиниц, от одной до четырёх для мотелей). Каждой категории (звезде *) должен соответствовать определённый набор требований к зданиям, сооружениям, номерам гостиниц, инфраструктуре, системе жизнеобеспечения, уровню комфорта, квалификации персонала, а также основным дополнительным и сопутствующим услугам [5].
Существующая база туризма Владимирской области не отвечает спросу и изменившимся в последние годы потребностям клиентуры, не соответствует международным требованиям, характеризуется низкой комфортностью (65–70%), технической и технологической отсталостью, низким уровнем дизайна, значительным моральным и физическим износом и примерно на 87% нуждается в реконструкции, модернизации и функциональной перестройке (табл. 2.3) [12].
Таблица 2.3. Реконструкция средств размещения
Вместимость всего мест
не требуют реконструкции
требуют
частичной
реконструкции
существенной модернизации
Требуют сноса и замены
900
2 720
1 840
1620
Итого по областям
100%
12,7%
38,4%
26%
22,9%
«Золотого кольца России»
10 440
23 480
18 300
7 560
17,5%
39,3%
30,6%
12,6%
Для привлечения большого потока туристов во Владимирскую область необходимо создать комфортные условия проживания, соответствующие уровню мировых стандартов, тем не менее нельзя исключать из внимания и потребителей с доходами невысокого уровня и дать им возможность отдыха по приемлемой для них цене (табл. 2.4) [12].
С этой целью, на взгляд автора, необходимо дифференцировать стоимость туров и платы за проживание в зависимости от класса обслуживания. Это следует учитывать при строительстве, реконструкции средств размещения, а также при проведении работ по дизайну и меблировке номеров.
Таблица 2.4. Создание и развитие туристского комплекса Владимирской области
№ п/п
Наименование мероприятий
Объём работ, мест
1 этап
II этап
1. Совершенствование существующей базы размещения
1.1
Реконструкция и модернизация существующих объектов размещения туристов (включая ГТК в Суздале, гостиницы во Владимире и других исторических городах, санатории, дома и базы отдыха и др. объекты)
1900
4 280
6 180
2. Дальнейшее развитие материальной базы
Создание новых объектов размещения туристов всего:
1850
4 370
6 220
2.1
в том числе: – цепь мотелей, кемпингов, придорожных гостиниц и постоялых дворов на основной маршрутной трассе, внутренней и радиальных трассах
570
1470
2.2
– цепь высококлассных гостиничных комплексов (в основных деловых центрах области – гг. Владимире, Александрове)
530
1070
1600
2.3
– цепь гостиниц, клубов, туристских деревень, кемпингов, пансионатов, квартир в природных зонах, усадьбах и исторических сёлах (в Покровском, Александровском, Суздальском, Юрьев-Польском и др. районах в зоне «Ополье», на основной и радиальной трассах)
280
1020
1 300
2.4
– цепь малых гостиниц, частных пансионатов в исторических городах области (на I этапе – в основном в Суздале, Александрове, Мстёре, Гороховце, на II этапе – во всех остальных исторических городах)
470
1380
1 850
ИТОГО по Владимирской области:
3 750
8 650
12 400
Во Владимирской области (в Г. Владимире и городах районного значения) по данным на 1.01.98 расположены 37 объектов общественного питания в виде ресторанов, столовых и кафе. Среди них 31 предприятие общепита (83,8%) размещены на территории Г. Владимира и г. Суздаля [14].
В негосударственной собственности во Владимирской области находится около 77% малых предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что ниже средних показателей по областям «Золотого кольца России» и в целом по России (табл. 2.5) [12].
Таблица 2.5. Доля приватизированных малых предприятий, %
торговля
общественное питание
бытовое обслуживание
76,7
78,2
70,3
76,9
88,4
89,4
81,1
89,6
Всего по России
84,3
84,4
83,1
84,8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9