К началу 2004 г. резко сократилось число предприятий общественного питания. Если по России этот процесс затронул городскую местность, то по территории «Золотого кольца России», в том числе и по Владимирской области, это привело соответственно и к снижению числа предприятий в сельской местности [12].
С 2003 г. значительное сокращение количества предприятий произошло и в сфере бытового обслуживания населения (ателье, цеха, мастерские). Так, плотность сети этих предприятий уменьшилась по области в 2–3 раза и составляет в настоящее время 6 предприятий в расчёте на 10 тыс. жителей Владимирской области [16].
В рассматриваемом районе износ основных фондов торговли, общественного питания и бытового обслуживания по предприятиям государственной собственности колеблется от 40% до 50%, а по частным предприятиям он достигает 70% [12].
Рост розничного товарооборота за период 2004–2008 гг. в фактических ценах не сопровождается адекватным ростом его реального объёма в сопоставимых ценах. Это объясняется значительным ростом цен и отставанием от них роста заработной платы населения, что привело, соответственно, к резкому снижению спроса на промышленные товары и услуги и к изменению их структуры в пользу покупки продуктов питания. В данной ситуации подтверждается обоснованность выбора туризма в качестве главного приоритета в решении экономических проблем развития Владимирского региона.
Решение экономических проблем в разрезе туристского комплекса также связано и с развитием транспортной инфраструктуры. В настоящее время характерными особенностями существующего состояния транспортной системы «Золотого кольца России», в том числе и Владимирской области, являются:
высокая степень физического и морального износа основных фондов всех видов транспорта (около 38%), плохое техническое состояние транспортных средств и оборудования;
отсутствие механизированных погрузочно-складских комплексов в пунктах взаимодействия различных видов транспорта, станций техобслуживания, автостанций, пунктов медицинской помощи, автозаправочных станций и других объектов дорожного сервиса [16].
Во Владимирской области транспортным обслуживанием туристов занимаются как владимирские организации (транспортные предприятия и туристские фирмы), так и организации других областей (например, Московской), т.е. используется транспорт «направляющих» туристских фирм.
По оценкам экспертов туристы во Владимирской области предпочитают пользоваться услугами следующих автотранспортных организаций:
АОЗТ автобаза «Турист» (транспортное предприятие), г. Владимир;
ПАТП-1 (пассажирское автотранспортное предприятие), г. Владимир;
АТП (автотранспортное предприятие), г. Суздаль;
ПАТП (пассажирское автотранспортное предприятие), Г. Александров;
Транспортный цех АРЗ, Г. Александров;
ООО «Турист» (транспортное предприятие), г. Петушки;
АТП (автотранспортное предприятие), г. Муром.
Многие туристские фирмы для обслуживания туристов используют собственный транспорт, например ТОО «Владимирское бюро путешествий и экскурсий», ТОО «Интурист-Владимир», «Детское бюро путешествий и экскурсий», «Владинвесттур», турбаза «Мстёра» и т.д. Также важно учесть использование транспортных средств и услуг частных предпринимателей, например, «Такси-мастер» и др.
Автомобильный транспорт осуществляет основной объём туристских перевозок, а также значительную часть грузовых и пассажирских перевозок на территории Владимирской области.
Общая протяжённость автодорог, являющихся туристскими маршрутами «Золотого кольца России», в настоящее время составляет 2086 км, из которых 168 км относятся к федеральным автомобильным дорогам Владимирской области.
Примечание: предельно допустимый уровень загрузки равен 1,0
Транспортно-эксплуатационное состояние ряда участков федеральных и территориальных автомобильных дорог Владимирской области не обеспечивает необходимые потребительские качества и не отвечает условиям безопасности движения.
Участок автодороги Москва-Владимир работает с перегрузкой в 1,5 раза, интенсивность движения автотранспорта на головном участке достигает 30–35 тыс. авт./сутки, а на подходе к Г. Владимиру – около 22 тыс. авт./сутки. При этом автомобильные дороги недостаточно обустроены объектами сервиса для пользователей дорог, в том числе и для туристов: обеспеченность автодорог автозаправочными станциями составляет 60% от норматива, предприятиями питания и торговли – 50%, станциями техобслуживания автомобилей – 30% [12].
Исторические города Владимирской области относятся к числу наиболее древних в стране. Рассмотрим наиболее важные города с точки зрения экскурсионного обслуживания и историко-культурной значимости. К категории городов, имеющих наследие особой значимости, относятся три города (23%), наследие выдающейся ценности – шесть городов (46%), ценное наследие – четыре города (31%) (табл. 2.7) [12].
Таблица 2.7. Характеристика исторических городов Владимирской области по ценности историко-культурного наследия
Доля исторических зон в площади застроенных территорий
Категория ценности наследия
1 – особой значимости
2 – выдающейся ценности
3 – ценное наследие
а – более 50%
г. Суздаль
п.г.т. Боголюбово
б – 30% – 50%
г. Гороховец
п.г.т. Мстёра
г. Покров
в - 15%-30%
Г. Александров г. Вязники г. Юрьев-Польский
г. Гусь-Хрустальный п.г.т. Ставрово г. Ковров
г – менее 15%
г. Владимир
г. Киржач
Город Владимир, где доля исторических зон особой значимости составляет около 15% от общей площади, был основан в X в. Как город-крепость на берегу реки Клязьмы.
В настоящее время г. Владимир является административным, научным и культурным областным центром Владимирской области, а также международным туристским центром, имеющим большое историко-архитектурное значение с уникальными памятниками русской национальной культуры, и входит в маршрут «Золотое кольцо России».
Для иностранных и отечественных туристов в Г. Владимире организованы обзорные экскурсии по городу (историческая часть) с осмотром и посещением архитектурных памятников: Успенского собора (иконостас, фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного) Х11в.; Дмитриевского собора (резьба по камню) XII в.; Рождественского монастыря (резиденция епископа) XII-ХШвв.; Золотых Ворот ХНв. – памятник русского военного зодчества; Троицкой церкви, где расположен музей народных промыслов: лаковой миниатюры, хрусталя, стекла, вышивки, – и других.
Наиболее целостный исторический облик имеют города и посёлки городского типа Владимирской области, где исторические зоны особой значимости и выдающейся ценности составляют более 50% территории – это г. Суздаль и п.г.т. Боголюбово. Они особенно привлекают туристов богатством памятников древнего зодчества, архитектуры, истории и культуры, среди которых особо ценные памятники относятся к объектам Всемирного наследия.
Город Суздаль – один из древнейших русских городов, возник в X в., является городом-музеем, сокровищницей национальной архитектуры, который сохранился до наших дней как уникальный архитектурный ансамбль, включающий около 100 памятников старинного русского зодчества. Отсутствие в панораме города современных строений способствует сохранению его древнего облика. Стены Спасо-Евфимиевского монастыря напоминают неприступную крепость (XVI–XVIII вв.), на территории монастыря похоронен Дмитрий Пожарский. Прекрасно сохранился Рождественский собор (ХШв.) – древнейший памятник города; в этом соборе можно увидеть фрески (XIII–XIX вв.), удивительной красоты медные с золотом ворота (XII в.). В г. Суздале можно посетить Колокольню (XVII в.), Крестовую палату (XVII в.) – зал приёма Суздальского архиепископа, Покровский монастырь (XVI в.) – ныне действующий женский монастырь, музей редкой книги, музей деревянного зодчества и крестьянского быта, послушать концерт колокольной музыки.
В наши дни по количеству памятников архитектуры и сохранности своего облика Суздаль не имеет себе равных среди других русских городов. В 1967 году постановлением Совета Министров СССР он был объявлен туристским центром и городом-заповедником. За сохранение и реставрацию памятников культуры, использование их в интересах туризма, за создание туристского центра и большого количества музейных экспозиций Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ) присудила Суздалю за 1992 год почётный приз – «Золотое яблоко».
В п.г.т. Боголюбове находится бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (ХIIв.) – великолепный белокаменный дворец. Сохранились остатки построек княжеского дворца, частично земляной вал, здание Боголюбовского монастыря – в настоящее время действующий женский монастырь. На востоке от Боголюбово виднеется воздвигнутая на искусственном холме церковь Покрова-на-Нерли (XII в.) – шедевр мирового зодчества.
Очень близко к группе вышеуказанных городов по целостности общего архитектурного облика и исторического наследия стоят города, в которых исторические зоны занимают от 30% до 50% площади – это г. Гороховец, п.г.т. Мстёра, г. Покров (прил. 1, 2) [10].
Особенно ценным потенциалом для развития этнографического и экологического туризма являются старинные сельские поселения Владимирской области, которые пользуются сейчас повышенным спросом на мировом рынке туристских услуг. Своей самобытностью и неповторимостью привлекают туристов живые картинки из быта, национальных традиций, обрядовых церемоний – это одно из наиболее перспективных направлений развлекательного туризма.
2.2 Анализ туристских потоков Владимирской области
За период с 2003 г. по 2007 г. в 2 раза увеличился поток туристов, посетивших нашу область, при этом поток отечественных туристов вырос на 89%, что же касается потока иностранных туристов, то его прирост по данным Владимиргражданпроекта за данный период составил около 107% [10]. Данные результаты анализа свидетельствуют о значительном росте заинтересованности иностранных граждан Владимирским регионом в качестве российского сегмента туристского рынка.
Туризм приносит неоспоримые преимущества и выгоды туристским центрам и их населению: финансовые поступления в бюджеты местных и национальных органов власти, обеспечение занятости и доходов населения, стимулирование развития производства и местной инфраструктуры, сглаживание различий между индустриальными и аграрными регионами.
Таблица 2.8. Туристские потоки отечественных и иностранных туристов во Владимирской области
Категории туристов и экскурсантов
2003 г.
2004 г.
2010 г.
2006 г.
2007 г.
тыс. чел./%
I. Внутренний поток, в т.ч.
92,9/82
132,9/80
160,2/80
174,6/80
186,8/80
– экскурсанты
70,5/62
111,4/67
123,3/62
134,4/62
142,8/62
– туристы
21,7/19
21,1/13
35,2/18
38,4/17
41,1/17
– путешествующие на теплоходах
0,7/1
0,4/-
1,7/1
1,8/1
1,9/1
П. Международный поток, в т.ч.
20,3/18
32,5/20
38,8/20
42,3/20
45,3/20
7,1/6
11,9/7
15,4/7
16,8/8
18,0/8
13,2/12
20,6/13
23,4/12
25,5/12
27,3/12
Итого:
113,2/100
165,4/100
199,0/100
216,9*/100
232,1*/100
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9