Рефераты. Методика проведения занятий по художественной гимнастике

5.                 Музыкальная игра «Запев, припев».

Описание игры: Для игры требуются флажки (по два на каждого игрока). Каждая команда строится в колонну по два. Дистанция между колоннами 3 – 4 метра. У играющих в каждой руке по флажку.

На запев, который звучит громко, играющие двигаются строевым шагом в обход площадки, размахивая флажками над головой.

На припев, звучащий тихо, поворачиваются лицом друг к другу, встают на одно колено и тихонько поочередно правой и левой рукой стучат палочками флажков в темпе марша. В музыкальном сопровождении запев и припев не всегда следуют один за другим, чередование их произвольное.

Команда, игрок которой ошибся, получает штрафное очко. Игра повторяется обусловленное количество раз. Выигрывает команда, не получившая штрафных очков или получившая меньшее их количество.

Команда получает штрафное очко, если: при переходе к музыке с запева на припев играющий сделал лишний шаг и наткнулся на впереди стоящего; играющий задержался на колене, когда следовало идти вперёд; на музыку припева играющий не выполнил поворот на 90º.

При чтении вслух, в разговорной речи мы делаем остановки, небольшие паузы, так как без этого речь была бы бессвязна и малопонятна. В литературе существуют для этого знаки пунктуации, и чтение с соблюдением этих знаков называется выразительным чтением. При неоднократном прослушивании музыкального произведения сначала улавливается деление на крупные части, отличающиеся друг от друга по характеру и содержанию. Затем становится ощутимым и деление внутри этих частей.

Построения – части музыкального произведения. Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли.

Построение, выражающее относительно законченную музыкальную мысль, называется периодом. В нём соединяются два предложения. Предложение, в свою очередь, делится на более мелкие построения – фразы: небольшие и относительно законченные части музыкального произведения.

Для сопровождения упражнений в уроках в основном используются сочинения малой формы (песни, танцы, романсы и др.). В таких произведениях каждый период состоит из двух предложений, предложение – из двух фраз и каждая фраза – из двух или четырёх тактов.

Учить занимающихся выполнению упражнений в соответствии с построением музыкального произведения следует постепенно.

1.                 Прослушать музыкальное произведение и отделить один период от другого хлопком. При повторении задания предложить занимающимся отметить хлопком конец первого предложения и второго. Уточняя слуховые впечатления от данного музыкального произведения, обратить внимание занимающихся на более мелкое деление внутри предложений и предложить им отметить хлопком все места, в которых они слышат это деление.

2.                 Построить занимающихся в колону по два. Музыкальное сопровождение – марш. 1 – я фраза – движутся вперёд первые номера, выполняя семь шагов, начиная с правой. На счёт 8 – приставить левую; 2 – я фраза – то же выполняют вторые номера; 3 – я фраза – идут вперёд по парам; 4 – я фраза – все вместе выполняют шаг на месте.

3.                 Прослушав музыкальное произведение – лирическое по содержанию со слитным характером звучания, выполнить следующее задание: 1 фраза – руки в стороны; 2 фраза – руки вверх; 3 фраза – руки вперёд; 4 фраза – руки в стороны; 5 фраза – руки вперёд; 6 фраза – руки в стороны; 7 фраза – волна руками; 8 фраза – вперёд, вниз. Все движения выполнять мягко, плавно.

Для закрепления умения выполнять упражнения в соответствии с построением музыкальных произведений можно провести музыкальную игру «Пустое место».

Описание игры: Играющие строятся в круг лицом к центру (интервал – 0,5 м). Снаружи круга стоит водящий. Играющие, прослушав два такта вступления, начинают хлопать в ладони в такт музыке (один хлопок на каждую четверть такта). Хлопки можно выполнять перед собой, над головой, за спиной. Водящий, прослушав вступление, обегает круг, снаружи в темпе музыки (он может передвигаться танцевальными шагами). С концом музыкального периода, т.е. на последний такт, водящий кладёт руки на плечи одному из стоящих в кругу. Водящий и избранный становятся спиной друг к другу и по команде преподавателя: «Раз, два, три!» (с последним счётом) бегут в противоположные стороны по кругу. Кто первым встанет на пустое место, тот и выиграл. Проигравший становится водящим. Самыми ловкими считаются игроки, которые ни разу не проиграли, соревнуясь в беге. Если водящий положил руки на плечи игрока раньше или позже последнего такта музыки, то соревнования не происходит, и он снова водит. Если один из игроков начал бег раньше последнего счёта команды: «Раз, два, три!», то он возвращается на место и счёт повторяется снова. Нельзя мешать бегущим и задевать стоящих.

Музыкальным сопровождением может служить любая полька.

Для преподавателя хореографии очень важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения.

Все команды подаются в зависимости от того, как построен музыкальный период. Так, если период состоит из четырёх музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четыре фразы, причём лучше не на вторую, а на четвёртую, когда музыкальная мысль закончена.


7. Психологическая подготовка гимнасток


Психологическая подготовка является составной частью педагогического процесса, осуществляемого в ходе всей подготовки гимнасток.

Базовая психологическая подготовка решает воспитательные и образовательные задачи и, кроме того задачи формирования и совершенствования основных психических качеств и умений, необходимых для участия в соревнованиях. Она предусматривает:

§     Нравственную подготовку – формирование у гимнасток идейной убеждённости, патриотизма, любви к спорту, дисциплинированности, организованности, коллективизма, чувства долга, исполнительности, личной ответственности, уважения к судьям и соперницам.

§     Мотивационно – волевую подготовку – формированию стремления к достижению цели, к самосовершенствованию, развитие волевых качеств (настойчивости, терпеливости, решительности, самообладания и др.) и умения проявлять их в экстремальных условиях спортивной деятельности.

§     Развитие психических функций и качеств, необходимых для эффективного исполнения гимнастических упражнений и хореографических приёмов – развитие отчётливости двигательных, зрительных, слуховых и других ощущений, формирование специальных восприятий – «чувства предмета», «чувства музыки» и др. совершенствование способности к самоконтролю движений, концентрации, устойчивости и распределению внимания.

§     Освоение приёмов саморегуляции неблагоприятных и психических состояний – формирование способности к самоконтролю состояния психической напряженности, утомления, депрессии и т. п.; овладение приёмами саморегуляции психического состояния (регуляция дыхания, расслабление мышц, интенсивность разминки, словесные самовоздействия, отвлечения и переключения внимания, психорегулирующая или аутогенная тренировка и др.).

§     Психологическое образование – формирование способности к целенаправленному самообладанию, вооружению гимнасток объёмом знаний о собственных психических качествах, состояниях, возникающих в ходе спортивной деятельности, о факторах, обусловливающих возникновение и протекание этих состояний.

Специальная психологическая подготовка направлена на создание у гимнастки состояния психической готовности к конкретным соревнованиям. Можно выделить ряд общих задач этой подготовки:

§     Определение цели участия гимнастки в данных соревнованиях, постановка соревновательных задач, адекватных возможностях.

§     Формирование соревновательной мотивации.

§     Уточнение необходимых сведений об условиях предстоящих соревнований (обстановка, противницы), оценка и анализ возможностей спортсменки.

§     Программирование соревновательной деятельности с возможно полным моделированием условий предстоящего соревнования.

§     Использование индивидуальных способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, приёмов саморегуляции неблагоприятных психических состояний. Успех этой подготовки зависит, прежде всего, от гимнастки. Поставленные перед ней задачи будут влиять на формирование её мотивов и отношения к соревнованиям лишь при условии, когда они внутренне принимаются ею, становятся её личными задачами.

Непосредственная психологическая подготовка осуществляется в процессе самих соревнований, перед исполнением конкретных гимнастических упражнений. Это завершающий и очень ответственный момент всей психологической подготовки к соревнованиям, требующий концентрации всех сил гимнастки.

Непосредственная подготовка включает в себя следующие этапы:

§     Ориентировку в конкретных условиях выполнения гимнастических комбинаций и предварительное практическое и идеомоторное апробирование её исполнения.

§     Сосредоточение, включающее мысленное представление всего упражнения либо главных или начальных его элементов и определение момента полной готовности к действию.

§     Оценку выполненных действий, определение ошибок и внесение необходимых поправок в дальнейшее выполнение этих действий.

Непосредственная психологическая подготовка осуществляется главным образом самой гимнасткой. Она требует предварительного освоения приёмов и способов настройки на выполнение целостных упражнений. Отработка этих приёмов и способов обычно происходит в процессе базовой психологической подготовки.

Способность к саморегуляции психической деятельности основана на определенном объёме знаний, которым обладает гимнастка. Такие знания гимнастка должна получать путём целенаправленного самонаблюдения и психологического образования.


Заключение

Вечерние сумерки. Вспыхнули первые огни, из открытых светящихся окон плывут навстречу прохожим звуки баллады Шопена...

Мы поднимаемся по широкой лестнице, входим в спортивный зал.

Вдоль его стен, держась одной рукой за опору, стоят стройные девочки в гимнастических купальниках. Черное трико, белые банты, спортивные тапочки делают их удивительно похожими друг на друга.

Лица девочек сосредоточены. Они внимательно слушают музыку и выполняют гимнастическое упражнение. Каждое их движение пленяет своей красотой. Вот они плавно описывают носком в воздухе круги и дуги. Вот они наклоняются вперед, и мы замечаем какие они гибкие. Заключительное движение (оно запечатлено в фарфоровой статуэтке дулевскими мастерами) похоже на последний аккорд прекрасной музыки.

И следующее упражнение. Девушки движутся то энергично и резко, то медленно и плавно, и тогда молодое тренированное тело как бы поёт протяжную песню. Но вот они отошли от опоры, за которую держались, и, взявшись за руки, мягко ступая, словно крадучись, пошли по кругу. Громче заиграла музыка, и движения стали более смелыми, энергичными.

Ещё минута – и девичий хоровод закружился в простом красивом танце…

Говоря о красоте, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но весь внешний облик человека, фигуру, манеру держаться и двигаться. Во всём этом решающую роль играет разностороннее и гармоничное физическое развитие. Чтобы быть здоровым, необходимо двигаться! При физической нагрузке всесторонне развиваются все важнейшие мышечные группы, и увеличивается амплитуда движений в суставах. Повышается эффективность работы сердца, возможности которого под влиянием физических упражнений возрастают. Стимулируется работа лёгких, так как при физических нагрузках возрастает потребность в кислороде, увеличивается выделение углекислого газа и увеличивается жизненная емкость легких. Улучшается и активизируется деятельность всех органов. Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, усваиваются полнее, а вредные остатки переработанных продуктов удаляются быстрее. Так активное движение оздоровляет организм и создает ощущение уверенности в своих силах. Двери в школу художественной гимнастики открыты для всех!

Достаточно посмотреть на детей, регулярно занимающихся гимнастикой, на их легкую естественную походку, непринужденные четкие движения, чтобы убедиться в огромных преимуществах этого специфически женского вида спорта. И не случайно, при упоминании о красоте в спорте всегда называют художественную гимнастику. Именно средствами этого вида спорта воспитывается один из основных компонентов телесной красоты человека – выразительность движений, различается и совершенствуется умение занимающихся раскрыть свой внутренний мир, свои переживания, настроения.

Благодаря своей привлекательности и зрелищности художественная гимнастика является могучим средством агитации и пропаганды физической культуры.

Обобщая, можно сделать такие выводы:

1.                 Художественная гимнастика отличается своеобразием содержания и форм. С помощью её средств воспитывается культура движений, их красота и выразительность.

2.                 одновременное исполнение всей группой обеспечивает высокую плотность занятий: разнообразные движения динамического характера, преобладающие в гимнастике, содействуют развитию выносливости, силы, ловкости, гибкости и быстроты, способности координировать движения и сохранять устойчивое равновесие, что в итоге способствует повышению физической подготовленности и укреплению здоровья.

3.                 органическая связь движений с музыкой, танцевальный характер большинства упражнений и непосредственное использование танца (классического, народного, бального и др.) в значительной мере содействует эстетическому воспитанию занимающихся.

Творчество, разумеется, немыслимо без выдумки, фантазии, однако оно не может существовать без черновой работы, без огромного труда, направленного на достижение высокотехнического мастерства, на постижение необходимых знаний. Гимнастки осваивают сначала простейшие, затем более сложные элементы и, наконец, те, что помогут им составлять произвольные композиции.

В таком процессе, конечно, занята не одна гимнастка. Решать творческие задачи ей помогают тренер, хореограф, пианист …

Роль тренера достаточно ясна, а вот роли хореографа Виктор Сергеев, в прошлом артист балета, заслуженный тренер России, говорит: «Моя задача довольно сложна – научить девушек красиво двигаться, правильно исполнять элементы танца, приобщить их к культуре движений, к эстетике жестов».

Пианист Борис Бабаян уже много лет сотрудничает с «художницами». Он не только подбирает им музыку, интерпретирует её в соответствии с задачами того или иного произвольного упражнения, но и нередко сам сочиняет для гимнасток музыкальные произведения, близкие им по ритму, темпу, характеру.

Он говорит: «Однако и этого сегодня уже мало, ведь выразительными движениями становятся тогда, когда гимнастка глубоко прочувствует музыкальное произведение, которое решила использовать в своей композиции, поймёт его суть …»

Вот так, в тесном общении гимнастки с тренером, хореографом, пианистом, рождаются произвольные упражнения, появляются новые, оригинальные, сложные, зрелищные упражнения и отдельные элементы. Те самые, что и занимают место в «золотой шкатулке» мировой художественной гимнастике.

Ежедневно в залы приходят маленькие девочки. Каждая из них хочет стать гимнасткой. Их глаза чистые, блестящие – говорят об этом лучше всего. И какая – то действительно станет.

Например, вот та светленькая с голубыми бантиками. Но для этого ей предстоит пройти большой путь. На этом пути её будут радости и огорчения, победы и поражения, и труд. Потому что без этого в спорте нельзя.

Литература


1.                 С. Токарев Гимн гимнастике, М., «Физкультура и спорт», 1984г.

2.                 В. Кирсанов Спорт, музыка, грация, М., «Физкультура и спорт», 1984г.

3.                 Б. Собинов Путь к красоте, «Молодая гвардия», 1964г.

4.                 Г. Боброва Искусство грации, Ленинград, 1986г

5.                 Художественная гимнастика под ред. Орлова, М., «Физкультура и спорт», 1973г.

6.                 Д. Сивакова Уроки художественной гимнастики, М., 1968г.

7.                 Ж. Шишманова Большой путь, М., 1980г.

8.                 Г. Боброва Художественная гимнастика в школе, М., 1978г.

9.                 А. Крефф; М. Каню Женщина и спорт, М., 1986г.

10.            Женская гимнастика под ред. Л. Лансон, М., 1976г.

11.            Т. Лисицкая Хореография в гимнастике, М., 1984г.

12.            Т. Ротерс Музыкально – ритмическое воспитание в художественной гимнастике, М., 1989г.

13.            И. Шипилина Хореография в спорте, Ростов-на-Дону, 2004г.

14.            Художественная гимнастика под ред. Л.Орлова, М., 1965г.

15.            Художественная гимнастика под ред. Т. Лисицкой, Учебник для институтов физической культуры, М., 1982г.

16.            Грациозо Чеккетти Полный учебник классического танца, М., 2007г.

17.            В. Костровицкая, А. Писарев Школа классического танца «Искусство», Ленинградское отделение, 1978г.

18.            В. Ванслов Балеты Григоровича и проблемы хореографии, М., «Искусство», 1971г.

19.            З. Вербова Искусство произвольных упражнений, М., Физкультура и спорт, 1967г.

20.            В.В. Мироненко О структуре выразительных движений. Республиканский научно – методический сборник «Психология», 1977г.

21.            Э.П. Аверкович Анализ произвольный упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнастов. Автореферат, М., 1980г.

22.            Н.Н. Тарасов «Классический танец», М., Искусство, 1971г.

23.            М. Шолих Круговая тренировка, М., Физкультура и спорт, 1967г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.