Рефераты. Методика проведения занятий по художественной гимнастике

По команде преподавателя, теряя сцепление тройки, поворачиваются кругом и снова берутся за руки. Движение продолжается в обратную сторону, но кучера становятся лошадками и бегут восьмыми, а лошадки – кучерами и переходят на четверти. Музыкальным сопровождением может служить любая полька.

В музыке редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рисунок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки.

В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя.

Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции. Для закрепления умения воспроизводить ритмический рисунок движениями можно выполнять следующее упражнение и повести игру:

1.                 Записывать на доске простейший ритмический рисунок и воспроизвести его хлопками, ударами ноги, сочетая всё это с подсчётом.

2.                 Описание игры. Играющие становятся в две колонны. Расстояние между колоннами 2 – 3 метра. Перед каждой колонной лежит в ряд 7 обручей. Возле каждого обруча на полу мелом написаны длительности. Перед началом игры дети прохлопывают ритмический рисунок. По команде преподавателя первые игроки под музыку марша (размер 4/4) перемещаются из одного обруча в следующий и находятся в обруче столько, какой длительности данный обруч соответствует. За первым игроком идет второй, а первый переходит в конец колонны. Игра заканчивается, когда все игроки пройдут через обруч. Играющий, не совершивший ни одной ошибки, приносит команде очко. Выигрывает та команда, которая совершила меньше ошибок и набрала большее количество очков.

В каждой мелодии, как правило, ударные доли через равные промежутки времени чередуются в строгой последовательности с более слабыми (неакцентированными) долями. Такая периодичность звуков называется метром.

Размер – выражение долей метра определённой длительностью.

Такт – отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли.

На уроках хореографии все упражнения начинаются из-за такта. За такт – неполный такт.

Музыкально – ритмические задания помогают занимающимся лучше понять размер музыкального произведения и четко выполнять упражнения в соответствии с долями такта.

Вначале занимающиеся учатся определять размер по количеству равных долей такта:

1.                 Прослушать музыкальные примеры размером 2/4, 3/4, 4/4 и хлопком отразить сильную долю такта.

2.                 Под музыку польки на сильную долю такта шаг вперёд, на слабую – легкий хлопок.

3.                 Музыкальное сопровождение 3/4. На сильную долю такта прыжок с левой ноги на правую, затем два шага вперёд. На следующем такте прыжок с правой на левую.

4.                 Построиться в две шеренги на боковых линиях зала лицом к центру. Передавать мяч противоположной шеренге ударом о пол на сильную долю такта. Размер музыкальных произведений менять через определенное количество повторений (8 – 16 тактов). Занимающиеся по слуху определяют смену размера музыкального сопровождения и изменяют протяженность выполняемых движений.

5.                 На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцентируя ногой сильную долю такта.

После этого занимающиеся переходят к изучению движений (тактировки), принятых для обозначения различных размеров.

Размер 4/4 И.п. – руки вверх ладонями вперёд. 1 – руки вниз, кисти согнуть ладонями к полу; 2 – руки скрёстно перед грудью; 3 – руки в стороны; 4 – руки вверх.

В размере 3/4 пропускается скрестное движение рук, на размер 2/4 опускается два средних движения.

Тактировку различных музыкальных размеров можно выполнять шагая на месте, в движении приставным шагом, шагом вальса. В дальнейшем при выполнении различных упражнений под музыку у учащихся закрепляется умение определить размер и показывать его тактировкой.

Примером сочетания упражнений с музыкальным размером может быть игра «Рывок за мяч». Для музыкального сопровождения можно использовать тему (7 вариаций) Л. Бетховена, М/р – 2/4.

Описание игры. Играющие строятся в шеренгу. В середине шеренги – руководитель с мячом. Слева от него – первая команда, справа – вторая. В командах должно быть равное количество игроков – не более 7 – 8 человек. Игроки рассчитаны по порядку от середины к краям. По команде руководителя на затакт играющие быстро поднимают ногу вперёд и делают под ней хлопок. На 1 – 2 такты, приставляя ногу, медленно поднимают руки вверх. На 3 такт и первую четверть 4 такта опускают руки. На затакт к 5 такту снова быстро поднимают ногу (другую) и делают под ней хлопок. Так продолжается до тех пор (в музыке каждые 4 такта ритмически одинаковы), пока руководитель, бросив мяч вперёд, не вызовет номер. Соответствующие игроки от каждой команды бегут за мячом. Кто из них первый поймает мяч на лету, тот получает очко. После определения победителя руководитель забирает мяч, и игра продолжается. Выигрывает команда, первая набравшая обусловленное количество очков.

Игрок, который перед вызовом номера заранее перестал выполнять движение под музыку, победителем считаться не может. За ловлю мяча после удара об пол очко не присуждается. Если вызванные игроки поймали мяч одновременно, обе команды получают по очку.

Эмоциональное состояние человека отражается не его поведении. Так взволнованность, тревога обычно сопровождаются быстрыми и резкими движениями. Спокойствию свойственны умеренные темпы движений. Оттенки музыкальных темпов так же разнообразны, как эмоции. Грустная музыка обычно связанна со спокойным темпом, весёлая – с более быстрым. Тревожная музыка чаще бывает быстрой, торжественная – медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается, прежде всего, через её темп.

Темп – скорость исполнения музыки.

Произвольно изменять скорость музыкального произведения нельзя, так как это влечёт за собой изменение его содержания.

К. С. Станиславский в своём труде «Работа актёра над собой» отметил, что нередко прекрасная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная, не имеет успеха потому, что она исполняется в чрезмерно замедленном или необоснованно быстром темпе. Нельзя сыграть трагедию в темпе водевиля, а водевиль в темпе трагедии.

Обозначений музыкальных темпов довольно много. Занимающимся достаточно познакомиться с основным названием темпов: adagio (адажио) – медленно; andante (анданте) – умеренно; allegro (аллегро) – быстро.

Для большей выразительности музыкального произведения применяются постепенное ускорение или замедление темпа исполнения: accelerando (агелерандо) – ускорение; ritardando (ритардандо) – замедление.

Для овладения различными темпами занимающимся дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют и называют темп, смотрят в нотах запись темпа, а затем выполняют движения с соответствующей скоростью.

Например:

1.                 Стоя по кругу и держась за руки, на медленный темп идти мягким шагом по кругу. При переходе музыки на быстрый темп разделить круг на четыре малых круга и двигаться высоким бегом.

2.                 При медленном темпе идти парами, при быстром – обегать друг – друга.

3.                 Ходьба в темпе марша под музыку.

Через 8 тактов прекратить музыкальное сопровождение. Занимающиеся продолжают ходьбу, сохраняя взятый темп. Через 8 тактов снова возобновить музыкальное сопровождение, чтобы ученики проверили правильность сохранения темпа. Характер предлагаемых отрывков для ходьбы желательно менять.

В подобные упражнения можно включать ходьбу острым и высоким шагами.

Задания на изменения темпов преследуют задачу научить занимающихся переходить от медленных движений к быстрым и обратно.

Примеры таких заданий:

1.                 Стоя по кругу, передавать мяч соседу справа на два счёта под музыкальное сопровождение, темп которого изменяется.

2.                 Предварительно прослушав музыку, прошагать под неё в два раза медленнее и пробежать в два раза быстрее.

Для закрепления навыков выполнения упражнений в соответствии с темпом музыкального произведения можно провести игру «Передача мяча по кругу».

Описание игры: Участники построены в круг лицом к центру. У одного из играющих в руках мяч. Звучит музыка в различном темпе: медленном, среднем, быстром. При медленном темпе участники передают мяч соседу вправо по кругу; при среднем – передают мяч на уровне груди, а при быстром – перекатывают по полу.

Участники, допустившие ошибки, выбывают из игры. Победителями считаются участники, не допустившие ошибок в определении темпа. Тренеру – хореографу следует помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений.

Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела – рук, ног, головы, а также движение кистями, предплечьями, стопой.

Умеренный медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей тела.

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки – изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи выразительности музыки и движений. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: forte (форте) – громко; piano (пьяно) – тихо, а также их изменения: crescendo (крещендо) – усиливая, diminuendo (диминуэндо) – ослабляя.

В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными. Трудно перечислять всё разнообразие двигательных красок, которое может продиктовать музыка.

Примерные задания на связь упражнений с динамическими оттенками музыки:

1.                 При громком звучании музыки идти высоким шагом, при тихом – мягким.

2.                 При громком звучании музыки продвигаться скачками, при тихом – принять позу.

3.                 Резкое изменение силы звучания: тихое звучание – ходьба на носках, громкое – прыжки на месте.

4.                 Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным расширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания: повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.