при санитарных правонарушениях
Применение мер административного воздействия осуществляется в соответствии с “Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения”. Процесс привлечения к административной ответственности включает следующие этапы. 1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или невыполнения в установленный срок полученного распоряжения санитарного врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имеющему санитарно- противоэпидемическое значение. 2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном случае. 3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен должностными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. 4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к ответственности, должностные лица, адвокат, свидетели, эксперты и др.). Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы в административные комиссии, органы внутренних дел, прокуратуру, арбитраж и др. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания. Применяются меры административного воздействия в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” устанавливаются следующие размеры штрафа: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Выбор меры определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину обстоятельств, выявленных в ходе рассмотрения дела. Обжалование решения. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или в суде, решение которого является окончательным. Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления. Исполнение постановления. Постановление подлежит исполнению с момента его вынесения (при обжаловании вступает в силу в случае оставления жалобы без удовлетворения). Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему соответствующего постановления. В случае неуплаты штрафа в указанный срок постановление об удержании суммы штрафа в принудительном порядке направляется по месту постоянной работы нарушителя. Постановление о наложении административного взыскания должно быть исполнено в течение 3 месяцев со дня вынесения.
Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы
Учетно-отчетная документация является важнейшим компонентом системы информационного обеспечения деятельности санэпидслужбы. Данные учетных и отчетных статистических форм лежат в основе анализа, сравнения и оценки труда специалистов, структурных подразделений и санитарно-профилактических учреждений. Они во многом определяют качество и эффективность оперативного управления и контроля, текущего и перспективного планирования, взаимодействия с лечебно-профилактическими и другими учреждениями. Органы и учреждения Госсанэпидслужбы РФ проводят государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье факторов среды обитания. Система информационно-аналитической деятельности санэпидслужбы включает в себя анализ данных социально-гигиенического мониторинга, сравнение и оценку труда специалистов, структурных подразделений и учреждений. Достоверность учетных и отчетных статистических форм обеспечивается полнотой регистрации, своевременностью составления и представления, сравнимостью и сопоставимостью, преемственностью и точностью информации. Учетная документация в учреждениях санэпидслужбы дает возможность сплошного и выборочного анализа данных об инфекционных и паразитарных заболеваниях, профилактических прививках, предупредительном и текущем санитарном надзоре, лабораторной, дезинфекционной и юрисдикционной деятельности. Примеры учетных статистических форм: — заключение по отводу земельного участка под строительство (№ 301/у); — заключение по проекту (№ 303/у); — акт санитарного обследования (№ 315/у); — карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания (№ 357/у); — протокол исследования питьевой воды (№ 327/у); — протокол измерений шума и вибрации (№ 334/у); — рабочий журнал вирусологических исследований (№ 386/у); — протокол о санитарном правонарушении (№ 001/у). Статистическая отчетность осуществляется по формам: 1) федерального государственного и 2) отраслевого статистического наблюдения; первые утверждаются Госкомстатом РФ и служат для обобщения и анализа в государственном масштабе проблем, имеющих федеральное значение; вторые утверждаются Министерством здравоохранения РФ и служат для обобщения и анализа в отраслевом масштабе проблем, имеющих текущее и оперативное значение. Сводные (по учреждению, по территории, по санэпидслужбе) формы государственного и отраслевого статистического наблюдения представляются в вышестоящие организации и органы госсанэпиднадзора с установленной кратностью (месячные, квартальные, полугодовые, годовые) и в установленные сроки. Формы федерального государственного статистического наблюдения: — отчет об инфекционных и паразитарных заболеваниях (№ 2); — отчет о профилактических прививках (№ 5); — отчет о медицинских кадрах (№ 17); — сведения о санитарном состоянии района, города, автономного образования, области, края, республики (№ 18). Формы отраслевого статистического наблюдения: — отчет о сети, структуре, штатах и кадрах санитарно-профилактических учреждений (№ 19-санэпид.); — отчет о микробиологических исследованиях объектов окружающей среды (№ 22 -санэпид. — САНБАК); — отчет о работе отделов (отделений, лабораторий) радиационной гигиены (№ 26-санэпид.). Государственная и отраслевая отчетность службы в настоящее время совершенствуется и развивается. Отчетные формы бывают оперативной отчетности и текущей. Формы оперативной отчетности (отчеты о движении инфекционных больных, о профессиональных заболеваниях, травматизме, пищевых отравлениях, прививочной работе, профилактических мероприятиях и др.) составляются ежемесячно, ежеквартально. Формы текущей отчетности заполняются в течение года, к концу года составляется сводный отчет, который представляется в вышестоящие организации госсанэпиднадзора не позднее середины января.
Методика анализа деятельности центра ГСЭН Деятельность центра ГСЭН (независимо от типа и категории) анализируется по трем группам показателей — количественные, качественные и эффективности. Анализ — это выявление проблем, поиск новых вариантов решения на основе полученной информации об объекте. К продукции специалиста гигиенического профиля могут быть отнесены: годовой план работы и исполнение его разделов, санитарное обследование объекта, проведение экспертизы, составление проектов решения, справок, докладов, представление материалов о правонарушении, разработка предложений по оздоровлению различных групп населения и среды обитания и др. Количественные показатели отражают активность (число проведенных мероприятий за определенный срок) деятельности специалиста. Количественные критерии оценки деятельности центров ГСЭН включают обеспеченность различными видами санитарно-эпидемиологического обслуживания, укомплектованность штатами и оборудованием, число обследований объектов, лабораторных исследований, проведенных мероприятий, полноту охвата объектов или контингентов, подлежащих санитарному надзору, показатели кратности проведенных обследований (исследований), выявленных инфекционных больных и бактерионосителей. Оценка качества деятельности врача состоит из трех основных компонентов: качества условий работы, качества процесса труда и качества продукции или результатов. Качественные характеристики деятельности центров ГСЭН оцениваются числом обследований с применением лабораторных и инструментальных методов, своевременностью их проведения, сроками выявления и ликвидации эпидемического очага и др. Стандарты качества могут быть разделены на 4 группы: 1) квалификационные модели специалистов, основанные на должностных требованиях); 2) структурно- организационные (содержат количественные и качественные характеристики организации деятельности); технологические (определяют необходимые свойства элементов работы, операций и процедур в процессе труда) и 4) комплексные модели, включающие указанные в пунктах 1—3. К аналитическим задачам могут быть отнесены: изучение причин изменений в состоянии здоровья населения, окружающей среды, объектов надзора; определение приоритетных направлений деятельности; выявление факторов риска, оценка и маркетинг медико-профилактических услуг. Качественная деятельность центров ГСЭН предусматривает интеграцию и координацию усилий специалистов различных учреждений — внутриведомственных и вневедомственных, медицинского и немедицинского профиля. Эффективность (результативность) труда — третий компонент оценки работы врача-гигиениста. Существует два основных подхода к определению эффективности: результативно-целевой и результативно-затратный. При первом подходе эффективность рассматривается как исполнение (достижение) задуманной цели, при втором — как отношение результата к затратам (временным, трудовым, материальным). Общие показатели эффективности свидетельствуют о динамике инфекционной заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности в течение ряда лет, о ликвидации или снижении числа профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, уменьшении числа объектов (в конце года), не отвечающих санитарным требованиям. Специальные показатели эффективности свидетельствуют об удельном весе объектов (анализов) с улучшенными характеристиками. В контексте охраны здоровья населения различают 3 категории эффективности: социальную (отражение интересов конкретных групп населения), медицинскую (улучшение показателей здоровья) и экономическую, критериями которой являются экономический ущерб, предотвращенный ущерб и рентабельность затрат. В качестве основного источника информации при проведении анализа и оценки деятельности врача используются документы государственной и отраслевой статистической отчетности. Учетные документы должны раскрывать содержание работы специалиста. Первичные документы должны быть формализованы, максимально унифицированы, с набором готовых группировочных признаков объекта, позволяющих быстро дать правильный ответ. Эти документы должны иметь большую информационную емкость, всесторонне отражать состояние объекта, быть сравнимыми и сопоставимыми. Показатели анализа должны просто вычисляться. Среди показателей оценки состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения, работающих в этом направлении, следует выделить показатели: — динамики состояния здоровья населения; — санитарного состояния объектов надзора и среды обитания человека; — собственно деятельности специалистов (количественные и качественные); — позволяющие провести оценку и анализ качества условий труда специалиста, изучить эффективность использования кадров. Определив непосредственные продукты труда, можно рассчитать показатель гигиенической эффективности (отношение числа случаев с достигнутым результатом к общему числу оцениваемых случаев). Анализ показателей деятельности проводится по следующим основным разделам статистического годового отчета: штаты и структура; показатели предупредительного санитарного надзора; показатели текущего санитарного надзора; эпидемиологические мероприятия и работа в эпидочагах; меры административного принуждения; показатели хозяйственной и финансовой деятельности. В статистических таблицах оцениваются показатели динамики санитарного состояния объектов надзора, среды обитания (водоемы, атмосферный воздух, почва) и др. В приложении к годовому отчету (статистическая форма) должны быть проанализированы: — структура, категория, укомплектованность штатами, квалификация кадров; — обеспеченность оборудованием и оснащением; — трудности в проведении санитарно-эпидемиологического обеспечения, причины невыполнения тех или иных запланированных мероприятий, конкретные предложения для улучшения работы; — практическая помощь на местах в деле организации и проведения оздоровительных мероприятий; — комплексность и интеграция в работе отделов и отделений; — эффективность работы по улучшению санитарно-эпидемического состояния района; — данные об организационно-методической и санитарно-просветительной работе (число совещаний, лекций, общих собраний).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32