Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления) p> Структура центра ГСЭН.

Организация и основные направления его работы

С учетом развития санитарного законодательства и функций госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94 г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения;
3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики).
Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.
Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).
Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру.
1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:
1.1. Санитарно-гигиенический отдел:
— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;
— отделение гигиены труда;
— отделение гигиены питания;
— отделение гигиены детей и подростков;
— отделение радиационной гигиены.
1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.
1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).
1.4. Отдел лабораторного обеспечения:
— санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов);
— санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические, вирусологические и паразитологические исследования).
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.
2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.
2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.
2.4. Отделение метрологии и стандартизации.
2.5. Отделение комплексных программ (формируeтся на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
3.1. Центральная бухгалтерия.
3.2. Финансово-экономическое отделение.
3.3. Контрольно-ревизионное отделение.
3.4. Касса.
3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения.
Традиционная организационная структура центра ГСЭН в районе выглядит следующим образом.
1. Административно-хозяйственные подразделения.
2. Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников в области гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой строится по принципу единого звена.
3. Эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов, отделения очаговой и камерной дезинфекции, отделения профилактической дезинфекции и бактериологической лаборатории.
Штатное расписание центра госсанэпиднадзора определяется главным врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основными разделами деятельности центров госсанэпиднадзора являются: организационный, контрольный, научно-практический, методический, консультативный.
Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное и методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно- кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников; участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний; реализуют свои права и полномочия как федерального органа.
С учетом штатно-кадровых и финансовых возможностей изменяются структура и функциональная деятельность в городских (межрайонных, зональных) и районных
(в сельской местности) центрах ГСЭН. В зависимости от степени участия в федеральных и региональных программах, динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановки, состояния окружающей среды и других значимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения условий главные врачи районных (городских) центров ГСЭН имеют право самостоятельно корректировать организационную структуру, численность сотрудников и штаты учреждения в пределах установленного фонда оплаты труда.
Структура районного (городского) центра ГСЭН:
— административно-хозяйственные подразделения;
— санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена;
— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов, отделений очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и бактериологической лаборатории.
Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до

30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.
До 1994 г. в соответствии с категорией определялись организационная структура и нормативы численности должностей специалистов (штатная структура) центра ГСЭН. После принятия “Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации” эти сведения стали носить ориентировочный характер: структура, численность и штатные расписания организаций службы утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда оплаты труда.

Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН

Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно- методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.). Организационно-методическая работа занимает от 40 до 80% бюджета рабочего времени врачей-гигиенистов, руководителей структурных подразделений, главных специалистов и главного врача областного центра ГСЭН.
Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое; научно-практическое; консультативное; планово-нормативное; учебно-методическое; штатно-кадровое; санитарно-статистическое; контрольное; организационно-массовое; внедрение элементов научной организации труда; совершенствование информационного обеспечения деятельности.
Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно- методических и нормативных документов, организацию выездной работы
(комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.
Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов.
Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).
Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно- кадрового обеспечения центров ГСЭН.
Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно- следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН.
Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС “Санэпид”, “Анализ противоэпидемических мероприятий”, “Окружающая среда”, “Кадры” и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально- гигиенического мониторинга.

Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН.

Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению

деятельности госсанэпидслужбы

В сети санитарно-профилактических учреждений России (2620 учреждений) районные и городские центры ГСЭН составляют 88,7%, из них 66,2% — в сельских районах и 22,5% — в городах.
Штаты и кадры центров ГСЭН первого уровня управления определяются их типом и категорией. Тип центра ГСЭН учитывает преобладание сельского или городского населения, а категория — его общую численность на административной территории. Однако некоторые центры ГСЭН в сельских районах применяли штатные нормативы городских центров ГСЭН III категории. В настоящее время главные врачи всех уровней управления, реализуя предоставленное им право, могут изменять численность специалистов (в пределах фонда заработной платы) и их профиль в зависимости от социально- экономических и санитарно-гигиенических условий и особенностей своих территорий, наличия целевых комплексных программ (федеральных, региональных и местных) и др.
Среди всех штатных должностей в центрах ГСЭН РФ среднегодовые врачебные должности составляют 21,8%; среднего медперсонала — 43,3%; младшего медперсонала — 22%. Соотношение врачей и среднего медперсонала в центрах
ГСЭН — 1:2 (необходимое соотношение — 1:4).
Всего в сети санитарно-профилактических учреждений, включая центры ГСЭН на транспорте, дезстанции, противочумные станции, другие хозрасчетные санэпидучреждения (без ведомственных санэпидучреждений МПС РФ, Минздрава
РФ, Минобороны, МВД и МБ РФ), имеется 42925 штатных врачебных должностей.
Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы предполагают:
— создание и научное обоснование информационно-аналитических технологий госсанэпиднадзора, перечней и моделей специалистов госсанэпидслужбы, учитывающих ее современные задачи и функции (новые технологии должны включать госсанэпиднадзор за всеми факторами, определяющими здоровье населения, в том числе социально-экономическими);
— максимальное сохранение численности специалистов, уровня их профессиональной переподготовки для успешного выполнения основных задач и функций госсанэпидслужбы;
— внедрение в центры ГСЭН социально-гигиенического мониторинга (СГМ), современных методов анализа, оценки и квалиметрии изменений в окружающей среде и здоровье населения территории для последующей научно обоснованной коррекции специалистами центров ГСЭН планов социально-экономического развития коллективов, территорий, программ обеспечения санэпидблагополучия населения.
С учетом вышеизложенного планируется обоснование потребностей центров
ГСЭН в соответствующих специалистах, в том числе в специалистах:
— широкого профиля или врачей первого контакта (специалисты-аналитики первичной медико-социальной помощи);
— узкого профиля (в рамках существующих специальностей).
Внедрение новых технологий должно повлечь изменение структуры штатных должностей в центрах ГСЭН; изменить соотношение медицинских врачебных и неврачебных должностей, лиц с высшим и лиц со средним специальным образованием; определить удельный вес немедицинских специальностей для обеспечения деятельности центров ГСЭН, новые формы и методы взаимодействия специалистов внутри госсанэпидслужбы и функционального взаимодействия с другими службами и структурами государственной власти.
Новая отчетная форма № 19 “Санэпид” содержит информацию о структуре и штатно-кадровом обеспечении центров ГСЭН, их укомплектованности с учетом категорий и функциональных направлений деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.