Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления) p> “Перед лицом своих УЧИТЕЛЕЙ и сотоварищей по великой науке и искусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права ВРАЧА, торжественно клянусь:
— чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям; всего неправедного, пагубного и несправедливого;
— направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и возможностями;
— не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показать пути для осуществления подобного замысла;
— умолчать о том, что бы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;
— почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями
— никому и никогда не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;
— никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага;
— в какой бы дом я ни вошел, я войду только для пользы больного, будучи далек от, помогать ему в его делах и нуждах;
— постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам;
— в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более

меня опытных и сведущих, и отдавать должное их заслугам и стараниям;
— быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.
Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе.
Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслужен-

ная кара.”

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Становление организационной структуры

государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Отечественные организаторы гигиенической науки и практики

В 1872 г. была установлена должность первого губернского санитарного врача (Пермь). И. И. Моллесон считается первым санитарным врачом России.
Ведущими гигиенистами и санитарными врачами, способствовавшими созданию и укреплению земской санитарной организации и гигиенической науки, были А. П.
Доброславин,

Ф. Ф. Эрисман, Е. А. Осипов, П. И. Куркин, Н. И. Тезяков и др.
В 1877 г. создано первое гигиеническое общество народного здравия России, сформированы земские санитарные организации. Путь развития санитарно- эпидемиологической службы можно разделить на 8 организационных этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности в выборе приоритетных направлений и организационных форм деятельности.
1. 1918—1921 гг. Централизация управления разрозненными элементами санитарной организации. Главное направление ее деятельности — борьба с эпидемиями.
2. В 1922 г. издан декрет “О санитарных органах республики”, положивший начало созданию системы санитарно-эпидемиологической службы России. В 1932 г., по предложению А. Н. Сысина и

А. Н. Марзеева, принято решение о создании в России санитарно- эпидемиологических станций на административных территориях. Этот период характеризуется деятельностью по разработке мер профилактики инфекционных заболеваний, совершенствованию санитарного надзора.
3. 1933—1951 гг. Организация государственной санитарной инспекции, усиление контрольных функций в области предупредительного санитарного надзора.
4. В 1951 г. разработано “Положение о санитарно-противоэпидемической службе”, которое определило новые направления развития службы и подготовки кадров санитарных врачей, структуру и содержание работы санэпидучреждений.
5. 1956—1970 гг. Реорганизация системы управления сельским здравоохранением. Создание и последующая ликвидация санитарно- эпидемиологических отделов в центральных районных больницах.

В 1963 г. “Положением о государственном санитарном надзоре” определены правовые основы деятельности санэпидслужбы, установлена номенклатура специальностей, функции центров ГСЭН и др.
6. 1971—1985 гг. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы, усиление государственных надзорных функций. Создание на всех административных территориях страны самостоятельных санэпидучреждений, их участие в планировании социально-экономического развития трудовых коллективов, административных территорий, исходя из приоритетности санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения.

7. 1986—1990 г. Использование методов комплексного программно-целевого планирования профилактических и оздоровительных мероприятий, введение в деятельность службы элементов нового хозяйственного механизма (расширение прав руководителей, коллегиальность в работе, бригадные формы организации и оплаты труда, внебюджетные источники финансирования и др.).
8. В 1991 г. принят закон Российской Федерации “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, в 1994 г. Правительством утверждено “Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе
РФ”, в которых определены структура, функции и административно-правовые основы деятельности должностных лиц, представлены основные направления деятельности и совершенствования государственного санитарно- эпидемиологического надзора в условиях рыночных отношений и медицинского страхования, определены пути укрепления материально-технической базы центров ГСЭН, повышения эффективности и авторитета санитарно- эпидемиологической службы. Созданы Государственный комитет санитарно- эпидемиологического надзора при Правительстве РФ и районные, городские и областные центры ГСЭН. Санэпиднадзор выведен из ведомства Минздрава и местных органов здравоохранения. Совершенствуются нормативно-правовые основы.
Начиная с 1996 г. деятельность госсанэпидслужбы возглавляет Департамент госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Закон “О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения”

Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” был принят
Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43 страны.
Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно- эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно- эпидемиологического благополучия.
Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.
В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при которых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства.
Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов
(государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия.
В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально- технического обеспечения ее учреждений и органов

(ст. 37).
В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы,

в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения закреплены в ст. 42.
Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров.

Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Российской Федерации

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются:
— осуществление предупредительного и текущего санэпид-

надзора;
— изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;
— динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;
— выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;
— координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;
— координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;
— учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.
Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье
(“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).
Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от
01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:
— созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;
— снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;
— улучшению условий труда и быта;
— строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;
— улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.
Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.
Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:
— организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;
— нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;
— методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно- методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;
— консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.
— контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;
— научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.
Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:
— информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально- гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;
— динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);
— метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);
— методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории — лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;
— статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;
— социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) — для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;
— экспериментальные исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.