Как отмечает современный отечественный психотерапевт А.И. Захаров [4, С.89-90], перенесенный невроз не создает иммунитета к его повторению в сложных жизненных обстоятельствах, если не была проведена направленная психологическая работа по перестройке неадекватно сложившихся отношений и не была достигнуты достаточно устойчивые психотерапевтические результаты. Далее он пишет, что чем в более раннем возрасте оказана психологическая помощь, тем большая отдача видна во взрослом возрасте, и у тех взрослых, которые, будучи детьми, совместно с родителями приобрели психотерапевтический опыт решения проблем развития, практически не наблюдается развернутых картин невроза и дезадаптивных реакций.
Исходя из этого Захаров, как и известный немецкий психотерапевт, основатель позитивной психотерапии Н. Пезешкиан [12, С.679], указывает, что невроз может содержать положительные для развития личности качества если задействовать факторы их реализации [4, С.87]:
1) Эффективная психотерапия с проработкой осознанием внутриличностных и межличностных проблем;
2) Благоприятное стечение жизненных обстоятельств (в отличие от ранее неблагоприятных);
3) Самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта под влиянием социума и непосредственного окружения.
Благодаря использованию этих факторов и активному стремлению к самореализации, выходу из ограничений невротической ситуации личность может избавиться от не решаемых прежде проблем и трансформировать препятствующие адаптации качества характера в обладающие ценным жизненным потенциалом [4, С.88-89].
Таким образом, невротическое расстройство можно рассматривать как сигнализатор, заставляющий взяться за решение сложных, личностно значимых психологических проблем, накапливаемых, как правило, на протяжении нескольких поколений. «Баста, карапузики, танцы закончились!» Пора браться за работу над собой. В случае детей это относится не только к ребенку.
2 Психотерапия невротических расстройств у детей
Психотерапевтические методы можно охарактеризовать как по используемой теоретической и технической базе, так и по структуре задействованных отношений. В первом случае мы увидим гипнотерапию, психоаналитическую терапию, гештальт-терапию и т.д., во втором терапию индивидуальную, групповую, семейную. Разумеется, второе разделение также основывается на определенных теориях и отличиях в используемых техниках. В этой главе, посвященные отдельным психотерапевтическим методам, подглавы структурируются по обоим критериям. В 2.1. рассказывается о внушении и гипнозе. Сделано это в силу того, что данные методы, будучи первыми распространившимися методами научной психотерапии, не утратили своей актуальности и по сей день, более того, так или иначе присутствуют в любой психотерапии [12, C.667]. Подглава 2.2 показывает взгляд психоанализа на вопросы терапии невротических расстройств у детей. Влияние и заслуги основанного З.Фрейдом учения слишком сильны и требуют сказать о нем особо. 2.3 отводиться общему описанию игротерапии, что вызвано важностью и широким распространением данного метода в работе с детьми [12, С.673]. 2.4 рассматривает семейную психотерапию, ее основные направления и методы, как особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющей целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного индивида [26, С.328]. То есть, на мой взгляд, в семейной психотерапии теоретическая и техническая база настолько тесно связана с используемой структурой отношений, что разделение по двум, вышеприведенным мной критериям делается не вполне уместным, к какому бы направлению семейной психотерапии не относился
психотерапевт, признание ведущей роли семьи в развитии нервно-психических нарушений и возможностях их излечения делает его прежде всего именно семейным психотерапевтом. Сказанное ранее в этой работе о значении семьи в развитии невротических расстройств у детей позволяют говорить о наибольших возможностях семейной психотерапии в их лечении. В 2.5 и 2.6 можно прочитать об индивидуальной и групповой психотерапии невротических расстройств соответственно. В сгруппированных по типу используемой структуры отношений этих подглавах описываются различные технические приемы психотерапевтической работы.
2.1 Гипноз и внушение
Существовали и существуют различные взгляды на то, что такое суть гипноз и внушение, и каковы их отношения друг к другу. Термин «гипноз» предложил английский окулист Брэд в середине 19 в. Предлагая смотреть на какой-нибудь предмет не отрываясь, он вызывал у людей состояние, которое и обозначил этим термином [23, С.444].
Природа гипноза остается недостаточно ясной и объясняется различными теориями, от нейрофизиологических до психоаналитических и мистических [12, С.670]. Однако из современных определений рассматривает гипноз как фокальную концентрацию восприятия при ослаблении периферического внимания и указывает на всякий гипноз, по сути, есть самогипноз [23, С.445].
В обобщении знаний о гипнотическом состоянии [23, С.446] выделяется следующее:
1. Гипноз есть состояние повышенного внимания, сопровождающееся относительным ослаблением периферийных восприятий.
2. В гипнотическом состоянии возникают бессвязные переживания.
3. Гипнотическое состояние сопровождается повышенной внушаемостью.
Первоначально внушением считалось лишь воздействие на человека пребывающего в гипнотическом состоянии, сегодня под ним понимается и воздействие на бодрствующего человека [23, С.444]. Наиболее четко внушение определяется следующим образом: внушение – это аффективное воздействие на телесно-душевную целостность, осуществляемое на основе реализации фундаментальной возможности межчеловеческого взаимодействия – аффективного резонанса, эхотимии [23, С.444]. Представления о том, что между гипнозом и внушением существует взаимообуславливающая связь сегодня не актуальны, так как уже установлено, что между нормальными состояниями сознания и гипнотическими феноменами не существует какого либо разрыва, причем гипноз не является каким-то особенным, четко очерченным восприятия наблюдаются, например, при чтении книги, просмотре фильма, погружении в работу [23, С.446].
Указывается [12, С.667], что внушение так или иначе присутствует в любой психотерапии и это побуждает терапевта к осознанию своих суггестивных способностей и внушаемости пациентов, контролю суггестивных влияний в процессе психотерапии. Уже к моменту обращения пациент находится под влиянием суггестивного поля, зависящего от информированности ребенка и семьи о психотерапии и психотерапевте, выраженности и осознанности потребности в помощи, процедуры записи и обстановки ожидания и т.д. Положительность и отрицательность этого поля нередко являются полюсами, один из которых находит свое выражение в ребенке, а другой в инициирующих обращение родителях. Внушаемость может работать в одних направлениях и не работать в других, это зависит в числе прочего и от совпадения образа терапевта и его действий с ожиданиями ребенка и семьи – из этого проистекают как дополнительные возможности, так и риск ятрогений, усиление сопротивления лечению.
На явления гипноза и внушаемости значительное влияние оказывают аффективные отношения между пациентом и психотерапевтам [24, С.168, 177, 187-188]. Не случайно З.Фрейд первоначально в качестве сущности гипноза рассматривал бессознательную фиксацию субъекта на личности гипнотезера, позднее полагал, что гипноз представляет состояние влюбленности, а в дальнейшем признал, что в процессе гипноза обнаруживаются проявления переноса на личность гипнотизера инфантильных переживаний гипнотизируемого.
Выделяются следующие разновидности внушения [12, С.667-669]:
Внушение наяву – прямое и косвенное. Прямое внушение наяву делается повелительным, не допускающим сомнений, эмоционально насыщенным тоном в виде коротких, понятных пациенту фраз с повторением ключевых слов и выражений, подкрепляемых и усиливаемых невербальными сигналами. Внушение может быть императивным и мотивированным. Мотивированное внушение включает элементы разъяснения и убеждения. У маленьких детей может использоваться механизм запечатления – ребенок занят каким-либо поглощающим его занятием, а терапевт, не обращаясь к нему специально, произносит время от времени короткие внушающие фразы, которые могут вызывать короткие ориентировочные реакции, не прерывая занятия ребенка. Этим могут пользоваться обученные терапевтом члены семьи. Прямое внушение может проводиться также в состоянии поверхностного сна.
При использовании внушения наяву важно выбрать оптимальный ритм сеансов, чтобы внушения успевали включиться в структуру «я» и не возникало разрушений усвоенной информации в перерывах между сеансами. Этот ритм подбирается индивидуально с учетом возраста и других индивидуальных особенностей. У аффективно напряженных и боящихся лечения детей прямое внушение можно проводить в состоянии релаксации и/или в присутствии матери.
Косвенное внушение использует обходные пути, снижающие сопротивление. В качестве его посредника могут выступать родители, игры, куклы, режимные моменты, лечебные процедуры и медикаменты. Родительское косвенное внушение – дети обычно воспринимают необращенную им специально информацию значительно лучше, чем прямое обращение. Общаясь между собой, но, находясь в поле слуха ребенка, родители используют суггестивные формулы предпочтительно позитивного значения, наподобие: «Я знаю, что она может… Я верю, что … », или говорят вещи, несущие информирующее и убеждающее содержание, например, рассказы о преодолении подобных трудных ситуаций, поддерживающие ребенка отзывы о нем других людей.
Другие способы косвенного внушения используют плацебо-эффект – назначение нейтрального вещества с информацией об ожидаемом эффекте. В работе с маленькими детьми важен родительский плацебо-эффект – действие препарата на ребенка зависит от установки родителей. Как писал еще Ойген Блейгер [2, С.437-438], внушение можно замаскировать каким-либо средством, причем, выбирать нужно такие, которые действительно оказывают лечебное действие на какой-либо второстепенный симптом (горный воздух и т.д.)
Начиная с 7-9 лет, у достаточно психомоторно стабильных и мотивированных на излечение детей, возможно использование самовнушения. Процедуры самовнушения весьма различны, но их использование в психотерапии подчиненно общей схеме. Самовнушению предшествует разъяснительно-убеждающее влияние терапевта с элементами прямого и косвенного внушения. Затем дается четкая и точная инструкция по процедуре самовнушения. В этих двух шагах совершается передача части ответственности самому пациенту и формулируются критерии реального принятия этой ответственности. Далее происходит исполнение программы самовнушения с подкреплениями со стороны терапевта и терапевтически целесообразным развитием формул самовнушения. По достижении терапевтического эффекта. Инструкций по прекращению процедуры терапевт не дает – происходит спонтанное, определяемое самим ребенком ее угасание с возможностью при временных рецидивах вернуться к ней.
При построении формул самовнушения следует обращаться к ресурсам и возможностям, а не к борьбе с симптомами.
В отличие от прямого внушения самовнушение хорошо воспринимается детьми с тревожностью и навязчивыми состояниями.
Внушение в гипнотическом состоянии [12, С.671] – наиболее распространенный терапевтический метод. Позволяет обойти действующие в бодрствующем состоянии сопротивления и барьеры. Способы и формулы внушения различны. Один из приемов внушения в гипнозе – внушенные сновидения, использует ранее полученный у пациента материал и символы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15