Рефераты. Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей

Рассмотрение темы психотерапии невротических расстройств у детей вновь и вновь возвращает меня к одной идее, которая в данном случае является поистине ключевой: психотерапия детских неврозов – это, прежде всего, психотерапия родителей. В утверждении ее первенство принадлежит, похоже, К.Г. Юнгу: «Вытесненная причина страдания – помимо того, что она порождает невроз, - оказывает еще и другие действия: она тайно излучается на окружающих, а в случае, если имеются дети, то инфицирует и их. Так возникают невротические состояния, которые, как проклятия Атридов, зачастую переходят от поколения к поколению. Инфицирование детей происходит косвенно – они инстинктивно занимают позицию в отношении психического состояния родителей и либо обороняются от нее в молчаливом протесте (иногда, впрочем, и очень громком), либо предаются парализующей тяге к подражанию. В обоих случаях они вынуждены делать, чувствовать и жить так, будто это не они, а их родители. Чем более «впечатляющими» являются родители, и чем меньше они радеют о своей собственной проблематике (часто как раз ради детей!), тем в больших масштабах дети должны нести на себе груз непрожитой жизни родителей и с натугой выполнять то, что последние вытеснили в бессознательное» [27, С.86]. Отсюда и его рекомендация родители: «Итак, речь не идет о том, чтобы родители не допускали никаких заблуждений – это было бы выше человеческих возможностей, - но чтобы они признавали их таковыми. Сдерживать надо не жизнь, а нашу бессознательность; в первую очередь бессознательность воспитателя, т.е. свою собственную [27, С.87-88]. На этом, уважаемые дамы и господа третью главу прошу считать оконченной.


4 Работа психологических служб детских учреждений


«Психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (например, В.Е. Рожнов, 1965), должна постепенно выходить за пределы стационаров и охватывать более широкие контингенты риска» [11, С.50]. Одним из реализаций данного положения является создание психологических служб в детских учреждениях.

Отмечается, что для работы с детьми, психолог должен быть детским психологом, а не психологом вообще. Базовое образование детского психолога помимо общепсихологических дисциплин должно включать психологию человека, психологию развития, социальную психологию с конфликтологией, педагогическую психологию, медицинскую психологию и валеологию, психогигиену и психопрофилактику, психоневрологию и сексопатологию, основы социальной и семейной работы, психологическую диагностику, коррекцию, тренинг и психотерапию. Помимо этого требуется углубленное изучение психологии развития в рамках семинарских занятий, совершенствование учебной практики в детских учреждениях, развитие способностей к самостоятельной психологической работе [4, С.303-305].

В своей работе детские психологи используют различные средства оказания психологической помощи. Широкое применение находит игротерапия. Ее используют для коррекции таких ведущих к развитию неврозов явлений как эмоциональные и коммуникативные нарушения [8], школьных объектных страхов [7], и других целей, о которых говорилось во II главе. Так как в детском возрасте воображение, обычно, развито лучше рационального мышления, то основным инструментом при психокоррекционной работе с детьми следует признать образ. Образы могут быть ассоциированы с позитивными или негативными эмоциями, телесными паттернами или переживаниями. В ходе коррекции осуществляется формирование ярких образов связанных с позитивными водится нейтрализация негативных фрустрирующих образов, подкрепляющих фобии и психотравмы [13, С.41-42].

Помимо хорошего профессионального образования и обладания навыками применения психокоррекционных методов детский психолог должен иметь образ, наделенный определенными устойчивыми характеристиками. В качестве таковых есть указание на следующие [3, С.40]:

1. Общий позитивный настрой, умение выделить и акцентировать позитивные аспекты в любой проблемной ситуации.

2. Заинтересованность в любой информации, исходящей от ребенка, умение выслушать.

3. Эмпатия, склонность к сопереживанию и стремление понять наиболее сложные и глубинные чувства ребенка.

4. Терпимость к неадекватным реакциям и проявлениям негативизма.

5. Ориентация на способности, достижения и личностные ресурсы ребенка, вместо фиксации на отклонениях и дефектах.

«При эффективной психокоррекции психолог выступает в качестве символической фигуры в образном пространстве ребенка. Он символизирует те позитивные качества, которые уже имеются в душе ребенка и только ждут своей актуализации. Его можно сравнить с волшебникам Гудвином из сказки «Волшебник Изумрудного Города»: дети, приходящие к нему за помощью, несмотря на все нарушения и дефекты, уже наделены всем необходимым для полноценной самореализации; просто они не знают об этом или не могут в это поверить. Им слишком часто указывали на их отклонения. Они убедятся в обратном, только если это будет им наглядно продемонстрировано, подобно тому, как Железный дровосек поверил, что у него есть сердце, получив от Гудвина кусок красной материи. В этом предназначение психолога: с помощью символических средств открывать человеку его личностные ресурсы, доступ к которым по тем или иным причинам затруднен. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что успех психокоррекционной работы определяется не только средствами и техническими приемами, имеющимися в арсенале психолога, но также глубиной его проникновения в психологическую проблему ребенка степенью сопереживания и вовлеченности в процесс формирования здоровой и целостной личности» [3, С.44].

Процесс психокоррекционной работы можно разделить на следующие этапы [3. С.40-44]:

1. Первый предварительный этап психокоррекции. Происходит установление продуктивного контакта с ребенком, основанного на доверии, формирование у ребенка устойчивого образа психолога, а также четкого представления о ситуации общения в целом. Достижение этих целей существенно определяет эффективность дальнейшей работы, сменяя чувство неопределенности и тревоги открытостью и доверием.

2. Второй этап работы. Аналитический (по К.Г. Юнгу). Происходит выявление наиболее актуальных проблем и трудностей, устанавливается их взаимосвязь с личностными особенностями, характером внутрисемейных отношений, прошлым опытом и подведение ребенка к осознанию этой проблематики, чтобы ребенок ощутил свое неблагополучие и понял, что есть способы его преодоления.

3. Третий этап работы, синтетический (по К.Г. Юнгу). Требуется достичь переживания ребенком цельности своей личности и осознания произошедших в его душе изменений.

4. Завершающий этап работы. Происходит суммирование и закрепление позитивного опыта общения с психологом и его символическое выражение. Для последнего, могут быть использованы, например, описанные А.И.Захаровым дипломы [4, С.291].

Приступая к описанию работы психолога в различных системах детских учреждений необходимо отметить, что «здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы – обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Данный тезис вносит долю определенности в деятельность практического психолога и позволяет рассматривать его в качестве специалиста по проблемам психологического здоровья – чрезвычайно важный и обязывающий шаг, учитывая, что образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы» [10, С.91]. «С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, в рамках которой происходит психическое развитие детей» [17, С.34]. И задача школьного психолога сопровождать ребенка в преодолении трудностей открывшегося мира.

Одним из направлений работы школьных психологов по профилактике невротических нарушений у детей является коррекция школьных объектных страхов. Приводимая в [7] психокоррекционная программа включает освещение мероприятий по освобождению от них младших школьников. Программа состоит их четырех блоков сгруппированных по типу контингента, с которым происходит непосредственное взаимодействие психолога – администрация, педагоги, родители, дети.

Каждый блок включает в себя ряд занятий. Задачами программы являются [7, С.28]:

1. Создание в семье и школе условий, благоприятствующих личностному и интеллектуальному развитию ребенка.

2. Создание в школе оптимально удобного режима обучения и воспитания детей.

3. Оказание учителем грамотной психологической помощи ребенку в процессе обучения и воспитания его в классном коллективе.

4. Создание режима преемственности в системе школа-семья по воспитанию и обучению ребенка.

5. Повышение психологической грамотности администрации педагогов и родителей.

6. Коррекция школьных объектных страхов детей.

7. Повышение уверенности детей в себе.

8. Развитие компенсаторных возможностей детей.

Коррекция родительско-детских отношений в семье.

Блок работы с администрацией школы [7, С.28-32] направлен на создание режима, наиболее благоприятного для развития, обучения. Воспитания удобное начало уроков, более длинные перемены. Анализ расписания для недопущения перегрузок, информирование родителей и детей о работе администрации, личностное знакомство. Всего 4 занятия по 50-60 мин. Каждое, по 1 в неделю.

Занятие 1. Осуществление комплексной программы по профилактике и коррекции школьных объектных страхов детей младшего школьного возраста. Обосновывается актуальность обеспечения эмоционального благополучия школьников, рассказывается о содержании программы и роли в ней администрации.

Занятие 2. Необходимость учета психических процессов детей младшего школьного возраста в обучении. Рассказывается о психофизиологических особенностях детей младшего школьного возраста, особенностях динамики мышечной и умственной работоспособности и т.п., а также в конце занятия проводится дискуссия: как в рамках данного учреждения осуществить учет данных особенностей, создав для детей наиболее благоприятных условия развития.

Занятие 3. Школьные объектные страхи детей младшего школьного возраста. О причинах возникновения страхов, их возрастной динамике и т.п.

Занятие 4. Участие членов администрации в программе коррекции школьных страхов.

О сближении администрации с родителями и детьми.

Блок работы с учителями предполагает психологическое просвещение с применением элементов тренинга 5 занятий по 50-60 мин, 1 занятие в неделю [7, С.32-39].

Занятие 1. Комплексная программа коррекции школьных объектных страхов. Особенности психических процессов, эмоций и поведения детей младшего школьного возраста. О важности эмоционального благополучия школьников, отражении эмоциональных проблем на здоровье, о особенностях психологических систем в младшем школьном возрасте – о восприятии, внимании, памяти, речи, мышлении, а также о формировании чувства социальной и психологической компетентности, дифференцированности своих возможностей, самооценке и ее закреплении, и т.п.

Занятие 2. Учебная деятельность младших школьников и механизмы ее регуляции. О формировании у ребенка способностей и мотивации к учебной деятельности.

Занятие 3. Роль личности учителя в обучении и воспитании детей. Проводятся дискуссии о важности для детей личностных отношений с одноклассниками и учителями, и о том, как на детях сказывается влияние личности учителя. Далее разбираются качества учителя, оказывающие благоприятное и патологизирующее влияние на детей, анализируются собственные стили взаимоотношения учителей с детьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.