Рефераты. Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей

Проведение этой воспитательной работы, на мой взгляд, входит в круг деятельности психологических консультационных служб системы здравоохранения, образования, министерства социальной защиты, а также врачей-педиатров и собственно психотерапевтов. Какую-то роль здесь могут сыграть учителя школ и воспитатели детских садов. Вопрос: «Кто сможет воспитать их всех?» Основные направления такой воспитательной работы в связи с невротическими расстройствами у детей проистекают из основных путей, которыми родители способствуют их развитию, о чем говорится в главе 1. Рассмотрим некоторые из этих направлений более подробно.

Когда мать нянчит грудного ребенка, она, тем не менее, может не испытывать с ним контакта, ее действия при этом вызываются не реальной ситуацией, а некой картинкой «хорошей матери», заставляющей ее постоянно доказывать свою состоятельность и компетентность. В этой ситуации важно подтолкнуть мать установить реальный контакт с ребенком и она сможет почувствовать его и отвечать именно на его потребности, а не на некий набор заученных представлений, сможет отнестись к нему как к личности, а не некоему объекту, над которым следует проделывать определенную последовательность операций, и это, в свою очередь, вызовет значительное снижение эмоциональной напряженности как у матери, так и у ребенка, и заложит в ребенке более позитивное отношение к себе [5].

Многим родителями, особенно из группы ИТР, не понимает важность для детского развития свободного функционирования чувственных, интуитивных и подсознательных сторон психики. Что особенно тяжело отражается на детях с правым доминирующим полушарием [4, С. 186-187]. Такая установка, свидетельствует об однобокости развития, о концентрированности на исключительно рациональных ценностях и блокировке собственного личного развития. Поэтому, для благополучного развития детей необходимо разъяснение родителям важности реализации иррациональных психических функций, как у детей, так и у них самих и содействие этой реализации.

Важным для воспитания родителей будет преодоление их бессознательности, а именно тех сторон собственной личности, паттернов взаимоотношений, самих взаимоотношений и т.п. которые создают психическое напряжение как у них самих, так и у детей и при этом остаются неосознанными. Например, в ситуации скрытого конфликта между родителями, один из них может увидеть у ребенка негативные черты другого и берется за исправление ребенка, выплескивая на него все накопившиеся отрицательные эмоции [4, С.173]. Одним из способов краткосрочного решения проблем такого рода является психоаналитически-педагогическая консультация [15]. В ее процессе изменениям подвергается только область психики, приводящая к выработке определенных, педагогически сомнительных действий. И цель сделать сознательными прежде бессознательные конфликты ограничивается, главным образом, текущими событиями, без анализа событий детства, то есть идет работа с верхними слоями бессознательного [15, С.97]. Наибольшее значение в ее процессе придается выявлению определенных, жестко фиксированных представлений, создающих дисфункциональное педагогическое поведение и их разъяснение клиенту. Под разъяснением понимается передача нового, особого знания, способного изменить взгляд на мир и способствовать более свободному выстраиванию собственной жизни [15, С.99].

Обучение родителей навыкам эффективной семейной коммуникации представляет собой важную задачу в связи со значительной ролью ее нарушений в возникновении длительной и чрезмерной нервно-психической нагрузки [23, С.473]. Для этой цели предназначен информационный тренинг, в ходе которого может быть повышено внимание и восприимчивость в ходе коммуникации, а так же увеличена осознанность коммуникационного поведения [23, С.164-165]. Так же для этого применяется разработанная в супружеской психотерапии техника «конструктивного спора» - метода открытого и не травматичного обмена информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций [23, С.460-461]. «Конструктивный спор» осуществляется на основании определенных правил и процесс обучения ему преследует целью увеличить культуру выражения агрессии и улучшить качество коммуникации в супружеских отношениях.

Разъяснение родителям необходимости их собственного личностного развития неотъемлемая часть оказания психологической помощи как им самим, так и их детям. На этом акцентирует внимание Вирджиния Сатир [9, С.225], и гораздо большее значение этому придает К.Г. Юнг [29, С.190-191].

Работа с родителями необходима для своевременной диагностики невротических расстройств у детей и их эффективного излечения. С этой целью перед поступлением детей в дошкольные или школьные образовательные учреждения с ними проводится направленная беседа [4, С. 249]. В ходе нее выясняются проблемы, трудности, особенности во взаимоотношениях с ребенком и его воспитании, собственные личностные проблемы, наиболее частные причины разногласий в семье. При наличии у ребенка нервных нарушений и проблемах в воспитании проводится направленная семейная консультация [4, С.249-257] в ходе которой проводится психологическая диагностика как ребенка, так и родителей, а так же происходит выработка рекомендаций родителям и обсуждения конкретной психотерапевтической помощи семье. Родителям разъясняются психологические причины разногласий в семье, и дается подробный анализ причин, ведущих к развитию детских неврозов. Консультант руководит обсуждением, не навязывая свою точку зрения, без использования категоричных оценок, осуждений и порицаний.

При выраженных конфликтных отношениях в семье и нервных расстройствах у родителей им рекомендуется до начала психотерапии детей пройти раздельное консультирование по поводу собственных психологических проблем [4, С.257-262]. В его ходе важно выявить сопротивление родителей к предстоящей психотерапии детей и организовать на них соответствующее психологическое воздействие. На заключительном этапе семейной консультации разрабатывается стратегия оптимальной психотерапии детей. Еще раз подчеркиваются необходимые условия ее эффективности – прекращение семейных конфликтов и перестройка взаимоотношений с детьми. Определяется адекватный объем требований к детям, разрабатываются мероприятия по активизации их жизненной позиции, развитию жизнерадостности, укреплению физического и психологического состояния.

Семейное психологическое консультирование, как было отмечено, призвано дать родителям ряд рекомендаций, способствующих преодолению невротического расстройства у их ребенка. Среди них выделяют следующие: понимание серьезности болезненных расстройств у ребенка; терпение и последовательность в реализации рекомендаций; способность стать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами; контроль за своими чувствами и поступками; оптимизм и вера в положительные результаты [4, С.242]; необходимость более непосредственных, эмоционально ровных и теплых отношений с детьми; уменьшение беспокойства и опеки, чрезмерных ограничений, требований и избыточной стимуляции активности; согласованность и последовательность в воспитании; необходимость большей терпимости и гибкости; подчеркивание положительных сторон, достижений; отказ от использования частных порицаний, угроз и физических наказаний; особая важность расширения возрастного диапазона общения, возрастания активности и жизнерадостности, систематических занятий физкультурой и спортом [4, С.256-257].

В случае наличия у родителей нервных расстройств и психологических проблем помимо психологических рекомендаций могут быть использованы приемы психической саморегуляции, совместная с детьми и раздельная гипротерапия, игровые методы решения конфликтных ситуаций, арт-терапия [4, С.244]. Как уже указывалось в 2.6 в случаях хронического течения неврозов у детей, сочетающихся с трудноразрешимыми семейными конфликтами и регидными взглядами родителей на воспитание применяется совместная групповая терапия детей и родителей [4, С.221-227]. Перед присоединением родителей к групповой терапии детей, проводится предварительная медико-педагогическая работа с группой родителей, дабы исключить их подавляюще-ограничивающее влияние на детей. На цикле из 10 еженедельных занятий со взрослыми освещаются вопросы воспитания, семейных отношений, происхождения неврозов и их профилактики; проводятся дискуссии по актуальным для присутствующих семейным проблемам. При объединении с детьми руководство групповой терапии осуществляется по очереди врачом, детьми и родителями. В совместных играх разыгрываются вымышленные и реальные истории. У дошкольников и младших школьников вначале проигрываются сказки. Далее игры в возрастающей степени ориентируются на школьные и семейные ситуации. На завершающем этапе совместной терапии происходит обсуждение особенностей характера и поведения детей. Здесь взрослые, подкрепляя положительные качества детей, выступают в качестве коллективного помощника врача.

В процессе психотерапевтической работы, направленной на преодоление невротических расстройств у детей следует обратить внимание и провести психотерапевтическую работу в отношении следующих качеств родителей [4, С.258-259]:

1. Паранойяльных черт характера (склонность к образованию сверхценных идей, ригидность мышления, нетерпимость и непримиримость к чужому мнению, подозрительность и настороженность и т.д.)

2. Истерических черт характера (самовлюбленность-нарциссизм, эгоцентризм и эгоизм, стремление играть только главные роли, переменчивость настроения, двойственность чувств, нагнетание и драматизация проблем).

3. Тревожно-мнительных и тормозимых черт характера, боящиеся любого постороннего воздействия на ребенка, даже при явной очевидности необходимости врачебного и психологического вмешательства.

4. Магического настроя, веры в потусторонние явления, предсказания и наговоры, лучше устраняемые, по их мнению, экстросенсорным и оккультным воздействием.

5. Поведение типа А, когда из-за постоянной спешки, нетерпения и бьющей через край деловитости нет времени, желания, интереса углубиться в проблемы развития ребенка, индивидуализировать процесс воспитания и помочь повседневным участием в его переживаниях и налаживании отношений со сверстниками.

6. Одностороннего левополушарного типа воспитания, при котором во главу угла ставятся оценки, интеллектуальные достижения, успехи в точных дисциплинах и иностранных языках в ущерб развитию эмоциональной сферы личности, художественно-творческих, природно-естественных и телесно-физических возможностей и способностей.

7. Скепсиса и недоверия к психологическим в своей основе психотерапевтическим методам оказания помощи ребенку.

Родители с данными качествами будут создавать серьезное препятствие психотерапевтическому процессу.

Необходимо так же выявлять и разрушать у супругов конфликтные стереотипы межполовых отношений, как представляющие не только источник невротизации детей, но и значительных фактор в патогенетическом наследовании неврозов. Такая работа может быть проведена в рамках семейной консультации [4, С.231].

Поскольку одной из причин возникновения невротических расстройств у детей является принятие ими навязываемых родителями или выбираемых самостоятельно патологизирующих ролей: больного члена семьи, семейного «козла отпущения», «ребенка-вундеркинда», «ребенка-надежды семьи» и т.д. [26, С.240-245], важно определить, кто из родителей заинтересован в создании таких патологизирующих ролей, и если ребенок заинтересован в этом сам, важно выяснить – почему? – и на основании этого провести работу с родителями в рамках семейной психотерапии по ролевой коррекции семьи [26, С.248-252].

Другим важным этиологическим фактором неврозов является нарушение семейных представлений [26, С.475]. В их коррекции в первую очередь важна работа именно с родителями, так как эти нарушения вызывают непосредственное эмоциональное напряжение изначально именно у них, а потом оно уже передается ребенку, и к тому же ребенок получает семейные представления от родителей. Это я пишу на основании здравого смысла. «Коррекция нарушений семейных представлений достигается, прежде всего, путем их выявления, осмысления самим пациентом и целенаправленной тренировки более эффективных мыслительных навыков восприятия и представления» [26, С.128]. Поскольку возникновение неврозов у детей связано с неразрешимыми проблемами в семье важно обучение родителей решению возникающих проблем. Широкий подход в этом направлении был разработан в рамках семейной групповой психотерапии под руководством Джона Белла [26, С.203]. Задача помочь семье менее болезненно решать имеющиеся проблемы осуществлялась за счет более четкой формулировки целей, конструктивного взаимодействия между членами семьи и гибкого приспособления ролевой структуры семьи к сути решаемой проблемы. Одной из целей Белла было научить родителей решать проблемы совместно с детьми. «На протяжении всего процесса психотерапии Белл настойчиво подчеркивал, что любые семейные проблемы должна решать вся семья, а не отдельные ее члены. В связи с этим он решительно отказывался проводить занятия, если хоть один член семьи отсутствовал: никто не может быть исключен из процесса решения семейных проблем, каждый член семьи должен найти в нем свое место» [26, С.204].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.