Рефераты. Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей

Занятие 4. Школьные страхи детей. Аналогично Занятию 3 с администрацией.

Занятие 5. Принципы проведения занятей по коррекции страхов детей младшего школьного возраста. Об общих принципах проведения коррекционных занятий. Излагаются основные принципы игровой терапии.

Блок работы с родителями [7, С.39-48] направлен на развитие у родителей понимания психофизиологических особенностей младшего школьного возраста, создания условий для благоприятного психологического и личностного развития, единства и преемственности семьи и школы в воспитании детей. 6 занятий по 50-60 мин, 1 раз в неделю.

Занятие 1. Введение в комплексную программу коррекции школьных объектных страхов детей младшего школьного возраста. Особенности когнитивного, эмоционального, поведенческого развития детей младшего школьного возраста.

Занятие 2. Создание благоприятных условий для развития детей младшего школьного возраста при обучении и воспитании в семье. О помощи, которую могут оказать родители для успешного развития и обучения ребенка.

Занятие 3. Стиль взаимоотношений с детьми в семье и эмоциональное благополучие ребенка. О влиянии стиля семейных отношений поведение в школе, общение, успеваемость.

Занятие 4. Страхи детей. О детских страхах, их динамике, влиянии на развитии неврозов, причинах и предотвращении.

Занятие 5. Родительская помощь ребенку в семье по преодолению школьных страхов. Рекомендации родителям о построении отношений с детьми и способах отреагирования страхов.

Занятие 6. Встреча родителей с администрацией школы. «Круглый стол». Члены администрации рассказывают о работе школы и т.п., далее родители задают вопросы и совместно с администрацией разрабатывают формы сотрудничества.

Блок работы с детьми [7, С. 48-54] направлен на предотвращение и устранение школьных объектных страхов. Всего 10 занятий по 30-40 мин. 1 занятие в день на протяжении 2-х недель. Для детей, у которых после прохождения цикла занятий останутся довольно сильные страхи, необходимо проведение психокоррекционных занятий в детско-родительских группах.

Занятие 1. Знакомство со школой (экскурсия). Устраивается экскурсия по школе, после которой проводится обсуждение, разговор о понравившихся и непонравившихся местах.

Занятие 2. Встреча с работниками школы в классе. На встречу приглашаются члены администрации, работающие с классом учителя, медработники, работники библиотеки, техперсонал. Они рассказывают о себе, дети задают интересующие их вопросы.

Занятие 3. Рисование детей на тему: «Я в школе». Учитель предлагает детям нарисовать себя в школе. Затем рисунки анализируются.

Занятие 4-5. Направленное устранение страхов. Учитель предлагает нарисовать детям свой страх, затем психолог работает с детьми по рисунку.

Занятие 6. Рисование себя небоящимися.

Занятие 7. Игровая терапия школьных страхов. Начинается с игры – драматизации в «страшную, страшилищную школу»

Занятие 8. Ролевая коррекция страхов. Дети проигрывают разные роли – «забияка-драчун», «плакса» и т.д.

Занятие 9-10. Проигрывание реальных историй. Проигрываются реально происходящие в прошлом или настоящем с кем-либо в классе истории.

Игровая коррекция страхов возможна на переменах, уроках физкультуры, в группах продленного дня.

А.И.Захаров [4, С.310-315] указывает категории школьников требующие повышенной заботы психолога. Это дети из неполных семей, испытывающие трудности в учебе, адаптацию в школе, имеющие частые пропуски по болезни, легко устающие на занятиях, с трудностями в сосредоточении, имеющие повышенную возбудимость, неуправляемость, расторможенность, неуживчивость, агрессивность, конфликтность, чрезмерную робость, застенчивость, с трудом входящие в контакт с посторонними людьми, легко смущающиеся и теряющиеся в новой обстановке, боязливые и нерешительные; дети с психомоторными нарушениями, с любыми заметными отклонениями со стороны поведения.

Большинство школ имеют в своем штате одного психолога, но получены данные о значительно большей эффективности психологической службы из большего числа специалистов, в частности из 10 [4, С.315-316]. Разделение этих специалистов следующее:

1. Социальный психолог. Помогает регулировать через тренинги взаимоотношения детей, изучает и корректирует стиль руководства классом, проводит семейные консультации и лекции перед педагогами и родителями.

2. Медицинский психолог. Занимается ранней диагностикой нервно-психического перенапряжения и нервно-психических отклонений у детей, проведением психотерапевтических индивидуальных и групповых занятий. Также тесно работает с педагогами и родителями.

3. Помощник психолога. Проводит игровые тренинги и психотерапию в группе сверстников, отобранных социальным и медицинским психологами. Данные специалисты подразделяются на работающих: с начальной, средней и старшей школой.

10. Координатор психологических программ школы, отвечающий за связь и единство в работе педагогов, психологов, родителей.

В обеспечение психического здоровья детей могут внести вклад и психологи, работающие в детских оздоровительных лагерях. Опыт такой работы описан в [14]. Ее отличительной особенностью является краткосрочной. Для выявления психологических проблем использовались диагностические экспресс-методики. Такая работа начиналась с приема детей и опроса родителей. У родителей анализировались установки и эмоциональное отношение к ребенку. У детей исследовались их личностные особенности, проблемы, представления о себе, о своей внешности, своей личности и отношении к ней. Во время пребывания детей в лагере проводится текущая диагностика. Ее цель – выявление случаев дизадаптации и индивидуально-типологических особенностей детей. В конце смены проводится заключительная диагностика. Она служит определению результативности пребывания детей в лагере, сопоставлению результатов и исследовательской деятельности.

Диагностическая работа использовалась для построения более эффективной коррекционной и консультативной работы.

«Коррекционная работа велась с позиций поведенческого направления психотерапии, а также с позиций гуманистического направления. При этом акцент был сделан на гуманистическом направлении, из которого преимущественно использовались техники Роджерианской и позитивной психотерапии, нейролингвистического программирования и гештальтерапии» [14, С.69]. В работе использовались разработанные специальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями направленные на формирование социального доверия, развития, коммуникативных навыков, обучение детей умению самостоятельно решать проблемы, устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, гармонизация образа «Я».

«Эффективность работы психологов в летних реабилитационных лагерях может рассматриваться только в увязке со всеми другими подразделениями и службами детских лагерей, а именно: командой вожатых и воспитателей, медицинской службой, вспомогательным персоналом» [14, С.79]. Так важным моментом психологического роста и оздоровления является организация в лагере сценического, кружкового, спортивного творчества. При этом очень важно дать детям, особенно с наличием серьезных психологических проблем, испытать достижение успеха.

Психологам необходимо учитывать, что характер системы взаимоотношений и в первую очередь уровень общения со сверстниками и взрослыми, а также характер деятельности, востребованный от ребенка в отрядно-лагерной среде, оказывает главенствующее влияние на развитие ребенка.

«Работа психолога в течение сравнительно коротких лагерных смен в большей степени связана с оказанием психологической поддержки, чем с реабилитацией; поэтому группу психологов, работавших в оздоровительном лагере лучше назвать группой психологической поддержки – это название более точно отражает смысл работы психолога» [14, С.72].

Психологические службы получают развитие и в системе дополнительного образования. Так в [25] отмечается, что «дополнительное образование в силу своих особенностей располагает к созданию эффективной психологической службы. Подготовка ребенка к вхождению в школьную жизнь, воспитание психологической культуры подрастающего человека, профориентация, предупреждение отклонения личностного развития детей, забота об их душевном благополучии – эти и другие задачи составляют сегодня основные направления работы психологов в учреждениях дополнительного образования».

Психологические службы детских учреждений служат вхождению достижений психологии и психотерапии в повседневную жизнь. Они должны нести на себе основную нагрузку по предупреждению и своевременной диагностике невротических заболеваний у детей. И от подготовки работающих в них специалистов, их личностной зрелости, зависит - будет ли у детей развиваться здоровая личность или будет расти число людей, стонущих под грузом неразрешимых проблем, которым потребуется профессиональная врачебная помощь.


5 Взаимосвязь психотерапии и психопрофилактики с социокультурным пространством


Психотерапевтический процесс не замкнут в стенах рабочего помещения психотерапевта, не в них он начинается и не в них он завершается. Как пишет Шерток [24, C.132]: «Страдающий человек решает призвать не помощь другого человека. Он обращается за помощью к определенному лицу, ибо в силу усвоенной обществом традиции верит, что это лицо обладает знаниями и умением лечить. Вера является предварительным условием для того, чтобы могли осуществиться изменения». В ситуации ребенка [12, С.664] инициатива обращения за помощью исходит от родителей и от усвоенных ими установок зависит как то, к кому они предпочтут обратиться за ней, так и успешность психотерапевтической работы с ребенком, если она будет начата [4, С.258-259]. Таким образом, существующие в обществе культурные коды предопределяют успех психотерапевтической помощи и отношение к ней еще до возникновения ее необходимости. Это только одна сторона взаимосвязи и чтобы лучше понять другие рассмотрим, как обстояло дело с психотерапией и психопрофилактикой до распространения их научных медицинских версий.

«Некоторые из применяемых ныне методов воздействия известны с незапамятных времен. В течение долгих веков, а в так называемых первобытных обществах еще и сегодня, эти методы составляли основу исцеления, в той его форме, в которой оно практиковалось колдунами, шаманами, знахарями и т.п. Эту традиционную медицину можно определять как сочетание прямого внушения (вера в могущество колдуна, в его желание исцелить больного является здесь главным фактом терапевтического воздействия) и косвенного (последнее действует в основном посредством ритуальных обрядов: заклинаний, магических предметов и движений и т.п.) [24, С.135]. Непосредственное отношение к психопрофилактике невротических расстройств у детей имеет шаманская техника вспоможения в трудных родах, бытующая у одного их южноамериканских племен, анализ которой, выполнен Леви-Строссом [24, С.134-136]: «Совершая обряд, шаман разыгрывает перед роженицей процесс родов в виде сражения с духами и эпизоды сражения соответствуют различным фазам родов… Этот сценарий обряда дает пациентке нечто вроде путеводной нити, которая позволяет упорядочить, хаотический поток телесных ощущений и вызвать соответствующие ситуации физиологические реакции. Таким образом, лечебная эффективность обеспечивается соответствием двух серий процедур: с одной стороны, телесные воздействия, а с другой – интеллектуальные операции, вокруг которых строится миф. Их соответствие позволяет шаману воздействовать на первые с помощью вторых. Леви-Стросс назвал это символической эффективностью. Шаман, пишет он, дает пациентке язык, способный непосредственно сообщать о не формулируемых состояниях, которые не могут быть выражены иным путем. Переход к такому словесному выражению (позволяющему переживать в упорядоченной и доступной для восприятия форме текущий опыт, который иначе был бы анархическим и невыразимым), стимулирует ход физиологического процесса, то есть реорганизацию в благоприятном направлении очередного этапа родов … действия шамана достигают желаемого эффекта только потому, что они переживаются в аффективном плане… Он буквально ставит себя на место роженицы. Существенная часть его пения посвящена описанию страдания роженицы, что в свою очередь позволяет ей отождествиться с ним и подчиниться его внушениям».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.