Рефераты. Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей

Проделав этот небольшой экскурс по архаичным структурам, бытовавших в человеческих сообществах для организации благополучного функционирования психики их членов, мы видим, что потребность в лицах, представлениях и действиях служащих данной цели находила способы своего удовлетворения задолго до того, как психотерапия и психопрофилактики стали научными дисциплинами. С распространением научного мировоззрения прежние формы психологической помощи стали терять доверие, но потребности в самой помощи осталась, и новые ее формы были обязаны возникнуть, и возникнуть в поле утвердившегося в обществе мировоззрения. Как писал Фрэзер [22, С.666], история человеческой мысли двигалась от магии через религию к науке. Из данной главы видно, что на каждой стадии психологическая помощь обретает свои формы. В тоже время прежние формы никогда полностью не исчезают, но продолжают сосуществовать с появившимися на последующих стадиях. В современной России мы можем увидеть методы психотерапии, практикуемые как в рамках науки, так и магии и религии. И дело тут не только в отсутствие квалифицированных специалистов-психотерапевтов. В США их намного больше, однако, магов с гадалками тоже хватает. Другое дело, что методы магии и религии могут учитывать и находить связь с человеческими потребностями, которые научная психотерапия за некоторыми исключениями просто игнорирует. Например, с потребностью чувствовать связь с чем-то превосходящим собственное «Я», чувствовать включенность в некий порядок бытия, выходящий за пределы обыденной человеческой суеты. От одной женщины я слышал такую фразу: «Если я изменю мужу, то меня тянет сходить не к психологу, а в церковь». Сама же она в Бога не верила.

Конечно, действительно ли у человека существуют потребности, которые всегда будут подпитывать существование религиозно-мистических организаций, или это следствие пережитков невежественных времен, вопрос спорный. С другой стороны отмечается [6, С.346] общность в действенности психотерапевтического окружения и религиозных сект.

1.     Социальные отношения, дающие поддержку и уверенность.

2.     Предложение квалифицированной помощи и надежды.

3.     Специфическую рационализацию или мифологию, которые позволяют объяснить личные трудности и открыть новые перспективы.

4.     Набор ритуалов и тренировочных упражнений, дающих новое ощущение покоя и внутреннего удовлетворения.

Как и религиозные организации, психотерапия восполняет пробелы в человеческом общении. «В общем, вероятность успеха психотерапии очень велика, если при ее проведении поддерживаются взаимоотношения терапевта и пациента, основанные на их внимании друг к другу, взаимном уважении, симпатии, эмпатии, а также на взаимных обязательствах, откровенности участников терапии т.п.» [23, С.682].

С другой стороны психотерапевтические взгляды также оказывают сильное влияние на общественную культуру. О значительном влиянии фрейдизма на культуру буржуазного общества для многих советских людей узнать было значительно легче, чем получить доступ к книгам основателя направления [21].

Подводя итог всему сказанному в этой главе можно сделать следующие выводы о взаимосвязи психотерапии невротических расстройств у детей с социокультурным пространством:

1. Бытующие в обществе представления о лицах, способных оказать психотерапевтическую помощь, определяют, к кому будет совершено обращение родителей в случае возникновения у их ребенка невротических симптомов.

2. Успех психотерапии зависит от того, на какие лица и методы распространяется вера родителей и ребенка в их способность привести к исцелению. Вследствие действия ряда культурных и интрапсихических факторов лица, соответствующие п. 1 не всегда будут соответствовать п. 2. Можно образно сказать, что п. 1 определяется сознательными представлениями, а п. 2 – подсознательными.

3. Существование психотерапии определяется существующей в обществе потребностью в структурах, направленных на поддержание психологического здоровья человека, цельности его бытия. При разрушении других, работающих в данном направлении структур, нагрузка на психотерапию будет возрастать.

4. Конкретные существующие в обществе формы оказания психотерапевтической помощи определяются стадией интеллектуального развития данного общества. Более ранние формы никогда полностью не уходят и существуют параллельно с последующими.

5. Взгляды, присущие различным школам психотерапии, оказывают влияние на общественную культуру, таким образом, формируя условия среды, в которой идет как развитие неврозов, так и работа по их исцелению.

Работая над этой главой, я вовсе не собирался раскрыть все нюансы взаимосвязей психотерапии и социокультурного пространства или дать безупречные определения и доказательства хотя бы части из них. Главная цель данной главы – показать глубокую вовлеченность психотерапевта в жизнь общества, в котором он берется вершить свой труд.

Заключение


В 2002 году в Санкт-Петербурге прошла IV Всероссийская конференция «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояния и перспективы», посвященная двадцатилетию открытия кафедры психотерапии СПбМПО с курсом детско-подростковой психотерапии [13]. Ее научными руководителями выступили Б.Д. Карвасарский, В.И. Курпатов, А.И. Палей, В.А. Ташлыков, Э.Г. Эйдемиллер. В ходе ее работы было отмечено резкое увеличение в нашей стране лиц, нуждающихся в психотерапевтической помощи, и принята соответствующая резолюция, направленная на то, чтобы сделать эту помощь более доступной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближенной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближенной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближения к данной цели признаны: необходимость принятия закона о привлечении психологов к психотерапевтической деятельности; безотлагательное введение специальности детской психотерапевт. Необходимость увеличения продолжительности обучения психотерапевтов; необходимость в распространении интегративных и краткосрочных методов психотерапии; практическая реализация супервизии; создание приказа МЗ РФ об отборе, апробации и внедрении доказавших свою эффективность психотерапевтических методов; признание психотерапии самостоятельной специальности с присвоением научных степеней; создание общероссийского профессионального психотерапевтического журнала. Также в резолюции сказано о необходимости подготовки большего числа квалифицированных специалистов и объединении в единое целое работы психотерапевтов, психиатров, психологов, социальных работников.

На основании ст. 10 Федерального Закона о гарантии основных прав ребенка в Российской Федерации[1] ОТ 24.07.1998 детям предусмотрено оказание бесплатной медицинской помощи. Следовательно, психотерапевтическая помощь в случае детских неврозов должна быть доступна на бесплатной основе, но даже на платной ее можно получить далеко не в каждом городе.

Говоря о работе психологов, я могу утверждать – доверия к ним у подавляющего большинства российского населения нет. Я знаю, что ребенок может проучиться несколько лет в школе, так и не зная кабинет психолога. Сейчас психологов ВУЗы выпускают намного больше, чем лет 10 назад, но каковы их профессиональные качества? Людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи, становится все больше, и я не верю, что это положение существенно изменится, даже если психологам и соцработникам разрешат заниматься психотерапией, и подготовка и аттестация психотерапевтов значительно улучшатся. Почему я так думаю? Потому что сама направленность современной человеческой цивилизации обеспечивает отчуждение человека от самого себя и от окружающего мира. И чтобы изменить ситуацию потребуется формирование и распространение новой системы восприятия, интерпретации и ответа на информацию о себе и окружающим мире. Как писал К.Г. Юнг [30, С.138]: «Мы живем во время, которое греки называли KAIROS, «верное мгновение» - для «метаморфозы бегов», фундаментальных принципов и символов. Эта особенность нашего времени, которое мы себе не выбирали, является выражением меняющегося бессознательного человека внутри нас. Грядущие поколения должны будут принять к сведению эту великую трансформацию, если человечество не собирается уничтожить себя с помощью своих технологий и науки». Конечно, психологи и психотерапевты могут внести вклад в осуществление трансформационного процесса и в значительной мере он связан именно с их трудами, но в то же время они являются такими же людьми как и все, чье сознание отягощено «тенями предков», и их так же гнетет страх неизвестности перед лицом того, кем они могут стать. Я считаю, что в ближайшие десятилетия, даже если в результате каких-то принятых мер и социально-политических факторов в отдельные годы численность людей с нервно-психическими расстройствами будет сокращаться общая тенденция к их увеличению останется неизменной. Система ценностей, унаследованная от христианской культуры и уходящая своими корнями в невежество и страхи первобытных времен, будет продолжать рушиться, увлекая за собой воздушные замки, некогда придававшие человеческому существованию смысл. Экзистенциальная буря на море жизни. Выдержать ее самому и помочь это сделать другим – такова задача психолога и психотерапевта в то время, в которое мы живем. Только тогда, когда специалист по душе осознает свободу ее движений, примет их и возрадуется им, только тогда он превратится в подлинного творца мира, где Человек сможет быть счастлив просто от того, что Он есть, а не от того, что он имеет, или как сложилась его жизнь, или какой ярлык ему наклеен, и делать то, что действительно соответствует его Движению – в – Мире, а не каким-то надуманным измышлениям.

После проведенного при подготовке данной курсовой работы краткого освещения темы психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей я могу сделать следующие выводы:

1. Учитывая доминирующее воздействие родительского влияния на возникновение неврозов у детей, следует:

а) при психотерапии детских неврозов проводить соответствующую работу не только с ребенком, но и с родителями;

б) организовывать работу с родителями, направленную на предотвращение невротических расстройств у детей;

в) развивать сеть служб психологической и социальной помощи населению.

2. Психологическим службам детских учреждений для предотвращения и своевременного лечения детских неврозов следует:

а) проводить работу по повышению психологической грамотности родителей, педагогов, администрацией;

б) проводить работу с детьми содействующую их благополучному психологическому развитию;

в) проводить диагностическую работу, направленную на своевременное выявление психологических нарушений у детей;

г) оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям, родителям, педагогам, администрации в связанном с работой учреждения круге проблем;

д) организовывать свою работу в тесном сотрудничестве со всеми категориями лиц, находящимися в поле ее деятельности.

3. При психотерапии следует руководствоваться, прежде всего, созданием теплых близких отношений, а не верой психотерапевта в некие применяемые им методы.

4. Психотерапевт должен стремиться к пониманию своей роли в мире, в котором он работает, к осознанию культурных, социальных философских аспектов своей профессии и тех проблем, с которыми ему приходится иметь дело.

5. Детские неврозы несут в себе значительный потенциал личностного роста, предоставляя возможность обратиться к решению проблем и получить доступ к ресурсам, которые, в противном случае, остались бы подавлены.

Я считаю, что данная работа может использоваться различными людьми, имеющими или собирающимися иметь дело с детьми, в качестве общего краткого введения в тему психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей. Она дает представление не только о развитии детских неврозов, их предупреждении и излечении, но и антропологических аспектах как неврозов, так и психотерапии.

И вот, завершая написание этой работы, я задаюсь вопросом – не есть ли невроз, по сути своей, блокирование способности любить – любить себя, мир, другого человека, и любые патогенные факторы могут привести к развитию невроза только тогда, когда способность любить уже блокирована, когда человек замыкается на образе своего Ego (Эго) и теряет способность радоваться своему единению с другими и движимый желанием этого единения, идти в своем духовном развитии, и чтобы по-настоящему освободиться от своей невротичности, нужно именно обрести эту способность любить? Собственно я готов, не колеблясь дать утвердительный ответ на этот вопрос, но как осуществить эту идею, для меня загадка.


Библиография


1.                 Бауэр В. Энциклопедия символов: [Перевод] / В.Бауэр, И. Дюмоти, С. Головин. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 512 с.

2.                 Блейлер Э. Руководство по психиатрии: [Перевод] / Э. Блейлер. – Берлин: изд-во т-ва «Врач», 1920. Репринт: изд-во Независимой Психиатрической Ассоциации, 1993. – 542 с.

3.                 Васильева О.С. Этапы индивидуальной психокоррекции детей и подростков «группы риска» /О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1999. - № 3. – С. 38-44.

4.                 Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия /А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 1998. – 336 с.

5.                 Кедрова Н. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка /Н.Кедрова // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. - № 3. – С. 187-193.

6.                 Майерс Д. Социальная психология: [Перевод] /Д. Майерс. – СПб: Питер, 1998. – 688 с.

7.                 Петченко В.А. Программа по коррекции школьных объектных страхов у детей младшего школьного возраста / В.А. Петченко //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. - № 3. – С. 27-54.

8.                 Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии /Г.И. Репринцева //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1995. - № 3. – С. 45-53.

9.                 Сатир В. Психотерапия семьи: [Перевод] /В. Сатир. – СПб.: Ювента, 1999. – 283 с.

10              Слободчиков В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. – С. 91-105.

11              Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.: Изд-во Московского университета, 1998. – 200с.

12              Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.

13              Степанова В.К. Союз психологов и психотерапевтов /В.К. Степанова // Психологическая газета. – 2002. - № 3. – С. 10-11.

14              Третьяков О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях /О.Е. Третьяков, С.Н. Третьякова //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацционной работы. – 2998. - № 3. – С. 62-72.

15              Фигдор Г. Психоаналитически-педагогическая консультация: [Перевод] /Г. Фигдор // Московский психотерапевтический журнал. – 1997. - № 1. – С. 92-119.

16              Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика: [Перевод] /З.Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 273-369.

17              Фрейд З. Введение в психоанализ: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 5-150.

18               Фрейд З. Психоаналитические этюды: [Перевод] /З.Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 529-566.

19              Фрейд З. Из истории одного детского невроза: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 179-268.

20              Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я»: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск.: Попурри, 1997. – С. 422-480.

21              Фрейдизм / Большая Советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1978. – с. 85.

22              Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии: [Перевод] / Дж.Дж. Фрэзер. – М.: Политиздат, 1983. – 700 с.

23              Хайгл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии: [Перевод] /А. Хайгл-Эверс и др. – СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа совместно с изд-вом «Речь», 2001. -784 с.

24              Шерток Л. Непознанное в психике человека: [Перевод] /Л. Шерток. – М.: Прогресс, 1982. – 275 с.

25              Шувалов А.В. Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей /А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. - № 6. – С. 136-138.

26              Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

27              Юнг. К.Г. Аналитическая психология и воспитание: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. – М.: Канон, 1995. – С. 71-150.

28              Юнг. К.Г. Значение бессознательного для индивидуального воспитания: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. – М.: Канон, 1995. – С. 166-184.

29              Юнг. К.Г. О становлении личности: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. – М.: Канон, 1995. – С. 186-208.

30              Юнг К.Г. Нераскрытая самость: [Перевод] /К.Г. Юнг //Избранное. – Минск: Попурри, 1998. – С. 66-140


[1] Собрание Законодательства. – 1998. - № 31. – С. 6932-6944.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.