В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов и внешних инвестиций Программа в первую очередь ориентируется на формирование внутригородского инвестиционного ресурса за счет перераспределения финансовых потоков, подконтрольных городской администрации. Программа предусматривает разработку финансовых схем, построение имитационных моделей и оценку рисков.
· Концентрация основных ресурсов Программы на историческом ядре города. Приоритетной территорией для развития туризма является историческое ядро города. Программа предусматривает :
· придание историческому ядру особого статуса и формирование здесь туристской зоны с повышенным инвестиционным потенциалом.
· организацию на базе Управления по реконструкции исторического ядра ресурсного центра, отвечающего за формирование инвестиционного потенциала и координацию инвестиционной деятельности муниципальных служб и организаций в историческом ядре города.
· приоритетное проведение работ по благоустройству, озеленению и ремонту дорог в историческом ядре, в том числе с использованием неквалифицированной рабочей силы в рамках программы организации общественных работ и питания голодающих, с привлечением Фонда социальной поддержки и предприятий города.
· разработку модели развития исторического ядра, отвечающей на вопросы, как должна строиться ценовая и тарифная политика по объектам и земельным участкам в историческом ядре.
Необходимо предусмотреть изучение других городских территорий на предмет придания им в перспективе статуса туристических объектов и зон:
· комплекс из двух объектов: Владимирского централа - политической тюрьмы, знаменитой своими заключенными, и примыкающего к нему Князь-Владимирского некрополя. Комплекс этих объектов представляет интерес для разных категорий туристов (не только зарубежных), судьбы которых связаны с событиями сталинского периода в истории нашей страны;
· территория улицы Горького с комплексом прилегающих к ней улиц, составляющих типичный образ улицы советского периода.
· Разработка и коррекция нормативно-правовой базы, которая должна быть основана:
· на выработке разумных ограничений на возможные туристические потоки (т.е. на первом этапе реализации Программы предлагается ограничиться активным воздействием на туристические потоки в г. Владимир из вышеперечисленных городов и регионов), а также на реальных оценках пропускной способности туристической сферы города,
· на изучении потребностей потенциальных туристов и возможных способов их удовлетворения при нынешнем состоянии городской инфраструктуры туризма,
· на разработке эффективных способов взаимодействия с объектами туристической сферы и мероприятий по привлечению туристов.
· Формирование и поддержание в актуальном состоянии корпоративного информационного ресурса по туризму, историческому и культурному наследию.
Одной из важнейших задач, требующей незамедлительного решения является создание единого корпоративного информационного ресурса, состоящего из достоверной и актуальной информации. Это одно из условий проведения органами местного самоуправления действенной протекционистской политики в отношении предприятий туристической отрасли.
Выбор программного обеспечения для сбора, хранения, обработки, защиты и представления информации должен исходить из возможности сбора неструктурированной информации и доступности информационного ресурса для членов корпорации - предприятий и организаций туристической инфраструктуры города.
При этом должен осуществляться сбор и накопление информации, характеризующей историческое и культурное наследие города, достаточной для представления города как в Internet, так и через издание энциклопедий, справочников, путеводителей и т.д.
· Подготовка профессиональных кадров.
Основными учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров на период действия Программы, определены:
· Владимирский государственный университет,
· Владимирский филиал Российской международной академии туризма.
Программу предлагается реализовать в два этапа. Первый этап включает в себя разработку и реализацию системы программных мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, разработку механизмов муниципального регулирования, разработку рекламно-информационного обеспечения, изучение потенциальных туристических потоков и возможностей увеличения количества туристических объектов и комплексов на территории города, формирование необходимых организационных структур и с их участием уточнение программы действий и мер на годы, благоустройство исторического ядра и придание ему особого статуса, формирование корпоративного информационного ресурса.
В результате реализации первого этапа Программы ожидается рост потока внутрироссийских туристов, создание благоприятных условий для инвестирования сферы туризма, направленного, в основном, в историческое ядро города.
Второй этап предполагает модернизацию существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов размещения и туристической инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристического продукта на мировом рынке.
В результате реализации второго этапа Программы ожидается дальнейший рост туристических потоков, увеличение их разнообразия.
Исходя из цели, задач и этапов Программы, разработана система мероприятий по ее реализации.
Система программных мероприятий охватывает основные направления муниципальной политики в области туризма и включает:
· нормативно-правовую область;
· организацию туристической деятельности и управление развитием туризма;
· содействие развитию материальной базы туризма, проведение работ по благоустройству;
· рекламно-информационное обеспечение продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
· кадровое обеспечение развития туризма;
· научное обеспечение туризма.
Реализация этих мероприятий позволит создать систему муниципального регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.
Предусматривается разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие взаимодействие органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, финансово-кредитных учреждений с объектами туристической сферы. Основными нормативно-правовыми актами, необходимыми для принятия в ближайшее время, являются: положения о статусе исторического ядра, о контроле в сфере туризма в городе; программа благоустройств исторического центра; учредительные документы организационных структур, создаваемых в рамках Программы; нормативные акты, закрепляющие внедряемые финансовые механизмы мотивации и регулирования в сфере туризма.
Значительное место в управлении развитием туризма отводится Фонду развития туризма. Кроме этого, предусматривается наделение определенными правами уполномоченных предприятий и организаций по работе с различными целевыми группами туристов, а также по осуществлению ими туристической, рекламной и информационной деятельности. Предусматривается закрепления прав финансовых агентов Программы за уполномоченными структурами, формирование на базе Управления по реконструкции исторического ядра ресурсного центра, отвечающего за формирование инвестиционного потенциала и координацию инвестиционной деятельности муниципальных служб и организаций в историческом ядре города.
Для согласования политики на региональном и межрегиональном уровне предполагается создание Ассоциации городов «Малого Золотого кольца» и регионального отделения РАТА.
Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры.
Данные мероприятия непосредственно связаны с поддержанием реестра необходимых инвестиций в сферу туризма, с ежегодными разработками планов инвестиций и утверждениями видов и объемов бюджетного участия с учетом приоритетности благоустройства исторического ядра.
Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма являются:
· ежегодное издание туристических путеводителей по г. Владимиру;
· участие в организации и проведении туристических выставок и проведение туристической ярмарки в рамках ежегодной промышленной выставки «Владимирская весна»;
· распространение информации о г. Владимире как центре туризма вместе с продукцией ведущих предприятий города и области;
· размещение туристической информации в Internet, создание городского информационного туристического центра.
Указанные мероприятия направлены прежде всего на популяризацию туристических возможностей города.
Кадровое обеспечение осуществляется за счет подготовки специалистов с высшим образованием в ВлГУ и ВФ РМАТ. Программой предусматривается содействие администрации:
· в определении потребностей в кадрах;
· в разработке учебных планов подготовки обучающихся;
· в открытии новых специальностей (особенно касается уровней бакалавров и среднего специального образования);
· в осуществлении процедуры аттестации ВУЗов по специальности.
Администрация прорабатывает муниципальный заказ на специалистов.
Программа научного обеспечения включает проведение исследований туристического потенциала города, разработка методологии и методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма и финансовых рисков, анализ и прогнозирование конъюнктуры туристического рынка.
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
· внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
· средства городского бюджета, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием этапов выполнения Программы.
Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения договоров.
Управление перспективного развития и внешних связей организует проведение открытых конкурсов (если исполнители не определены Программой) для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий Программы могут быть средства, получаемые из областного бюджета.
Разработку и издание базового пакета рекламно-информационных материалов, участие в туристических выставках, формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет совместного финансирования (за счет средств муниципального и областного бюджетов и внебюджетных источников).
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов в основном за счет привлечения внебюджетных средств, в том числе за счет перераспределения ресурсов юридических и физических лиц.
В целях расширения возможностей аккумулирования средств частных отечественных и иностранных инвесторов для реализации мероприятий и проектов Программы формируется ресурсный центр на базе Управления по реконструкции исторического ядра.
Фонд развития туризма будет осуществлять аккумулирования целевых отчислений от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы.
Управление перспективного развития и внешних связей осуществляет организацию работ по контролю за реализацией Программы. Управление осуществляет текущее управление, координацию и контроль выполнения работ.
При создании фонда развития туризма часть функций по управлению Программой будет передана фонду.
Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование предпосылок создания современного высокоэффективного туристического комплекса города.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в значительном росте числа рабочих мест и доходов граждан, занятых в сфере туризма.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия города.
Развитие туристической сферы позволит обеспечить поступление доходов в муниципальный бюджет прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности.
Проведение последовательной и осознанной политики по развитию туризма во Владимире должно повысить его привлекательность как сферы предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику города дополнительного капитала.
Основное участие муниципального бюджета в Программе ограничивается только финансированием благоустройства исторического ядра и активной кампании по продвижению города на внутрироссийском рынке. Даже если выполнение всех мероприятий Программы не будет достигнуто полностью, ее реализация позволит значительно поднять значимость города как центра туризма, улучшит качество жизни горожан и повысит его инвестиционную привлекательность.
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. М.:Экономика, 1989 г.
2. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. Изд. «Гардарики», 2005 г.
3. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ "Академия", 2007 г.
4. Проект программы развития Владимирской области, администрация Владимирской области, 2000г
5. Турсин Ю.Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент.Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003 г.
6. Журнал «На стол руководителю» №39-2007 Кризисы в компании, или Искусство видеть сигналы
7. Журнал «На стол руководителю» №41-2009 Турбизнес: год в условиях кризиса
8. Интернет-источник: www.metaphor.ru «Слабые сигналы»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8