Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:
- на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование двигательных умений дошкольников в контрольной и экспериментальной группе;
- вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана специальная система физкультурных развлечений, направленных на развитие двигательных умений и навыков. Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой.
- третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование двигательных умений старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития двигательных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Найти и описать базу исследования.
2. Подобрать и апробировать тестовые задания по определению уровня развития двигательных умений и навыков у детей.
3. Описать и проанализировать полученные результаты.
В процессе опытно – экспериментальной работы было проведено исследование форм физического воспитания в дошкольном учреждении. В детском саду проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию:
- физкультурные занятия,
- утренняя гимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- физкультурные развлечения.
Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.
Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическим мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом.
К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.
Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.
К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.
К четвертой и пятой группе относятся дети с тяжелыми органическими нарушениями и тяжелыми хроническими заболеваниями. Массовые дошкольные учреждения дети этих групп не посещают.
Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям). Данные представлены в таблицах 2.1 и 2.2
Таблица 2. Состав экспериментальной группы 1
Фамилия, имя
Возраст
Рост, см
Вес, кг
Группа здоровья
В. Аня
5 л..
98
20
1
Д. Катя
5,5 л.
102
21
И. Дима
5 л.
18
2
П. Настя
5,5 л..
100
19,5
Р. Вика
6 л..
20,5
Ч. Вова
6 л.
96
С. Даня
24
П. Лена
5,5л..
19
П. Саша
5 л. .
99
21,5
Б. Юля
97
Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 97 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 19 до 24 кг. В группе 50% практически здоровых детей и 50% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 30% детей есть нарушение осанки.
Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства, нарушения осанки.
Таблица 2.2 Состав контрольной группы
А. Вика
В. Витя
Д. Ира
5, 5л.
95
Ж. Саша
К. Лиза
К. Вова
93
К. Костя
К. Света
М. Марина
92
Ш. Рома
103
Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 92 до 103 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 18 до 21 кг. В группе 60% практически здоровых детей и 40% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 20% детей есть нарушение осанки.
В ходе исследования двигательных умений были использованы методики Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной "Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет" [26].
Были проведены следующие тесты:
-Тест 1: " Челночный бег".
-Тест 2: "Подъем туловища (девочки), подтягивание (мальчики)".
-Тест 3: "Прыжок в длину с места".
- Тест 4: "Метание мешочка на дальность (стоя, способом "из-за спины через плечо")".
- Тест 5: "Лазанье по гимнастической стенке".
Проведенная диагностика основных движений детей позволила выявить уровень развития каждого движения (прыжок в длину, челночный бег, метание мешочка на дальность, подтягивание).
Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала физической подготовки – Таблица 2.3. Уровень развития двигательных умений определялся исходя из суммы баллов, набранных по результатам всех тестов.
Низкий уровень – количество баллов менее 16
Средний уровень – 16-22
Высокий уровень – более 22 баллов
Таблица 2.3 Оценочная шкала двигательных умений
Возраст, лет, месяц
Уровень физической подготовки
высший
выше сред.
средний
ниже сред.
низкий
100% и выше
85-99%
70-84%
51-69%
50% и ниже
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
Челночный бег на 3 по 10 метров (с) мальчики
5,0-6,0
Ниже 7,3 сек.
8,0-7,3
8,5-8,0 сек.
9,2 - 8,5сек
9,2 сек и выше
Челночный бег на 3 по 10 метров (с) девочки
Ниже 8,3 сек.
8,6-8,3
9,0-8,5 сек.
9,8 – 9,0сек
9,8 сек и выше
Подтягивание мальчики
5,0-5,5
3 и выше
1,5
0
5,6-6,0
4 и выше
3
0,5 и ниже
Подъем туловища в сек, раз за 30 сек Девочки
24 и выше
20-23
16-19
10-15
9 и ниже
25 и выше
21-24
16-20
11--15
10 и ниже
Прыжок в длину с места (см) Девочки
5,0-6,5
110 и выше
99-109
88-98
74-87
73 и ниже
6,6-6,11
120 и выше
109-119
98-108
84-97
83 и ниже
Прыжок в длину с места (см) Мальчики
122 и выше
109-121
96-108
80-95
79 и ниже
128 и выше
115-127
102-114
86-101
85 и ниже
Метание мешочка на дальность (м) мальчики (правая и левая рука) .
5,7 и выше
4,2 и выше
5,0-5,6
3,5-4,1
4,5-5,0
3,0-3,5
4,0-4,5
2,5-3,0
3,9 и ниже
2,4 и ниже
Метание мешочка на дальность (м) девочки (правая и левая рука)
4,4 и выше
3,6 и выше
3,8-4,3
3,3-3,5
3,5-3,8
3,0-3,3
3,1-3,5
2,6-3,0
3,0 и ниже
2,5 и ниже
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9