Рефераты. Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Углублённое разучивание. Задача второго этапа – создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение чётко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа – закрепление приобретённого умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Среди многих научных проблем, разрабатывавшихся А.Ц. Пуни [14], особое место занимает проблема двигательных навыков, что нашло отражение в его многочисленных публикациях. Дискутируя с рядом авторов (в частности, с Е. И. Бойко) в конце 50-х гг. по вопросу об осознаваемости и неосознаваемости навыка, А.Ц. Пуни решительно выступал против понимания навыка как автоматизма. Он писал, что "на различных фазах формирования навыка (по мере его автоматизации) заучиваемое действие не превращается в бессознательное, а по-иному осознается. Таким образом, несмотря на наличие неосознаваемости движений в заученных действиях, т.е. навыках, последние не перестают быть сознательными" [14, 30].

В более поздние годы по этому поводу А. Ц. Пуни и Е. Н. Сурков писали: "В процессе изучения любого спортивного действия важно, чтобы все движения, все закономерные связи между ними были усвоены сознательно. Это главное условие совершенной саморегуляции, выполнения действия впоследствии. Но по мере овладения действием, по мере закрепления техники число неосознаваемых элементов уменьшается. Многие из них переходят на неосознаваемый уровень регулирования. В конце концов, когда действие заучено, навык сформирован, осознаваемыми остаются лишь так называемые опорные пункты. При целостном выполнении действия они служат контрольными в сознательной его регуляции, которая осуществляется с помощью словесных "рабочих формул", произносимых спортсменом мысленно, "про себя"[14, 79].

В то же время одним из основных положений А. Ц. Пуни при рассмотрении закономерностей формирования двигательных навыков является развитие устойчивой отчетливости двигательных ощущений, которое теснейшим образом связано с ходом овладения техникой спортивных упражнений. Но овладение техникой приводит к формированию навыка, а навык связан с переходом многих движений на неосознаваемый уровень. Налицо явное противоречие, требующее своего разрешения. Нуждается в уточнении и использование таких понятий, как сознательное управление движениями и их осознавание.

Трудности в решении вопроса об осознаваемости навыков и их психофизиологических механизмов отразились и в изложении этого вопроса в ряде учебных пособий по психологии спорта, где он просто отсутствует. Однако его игнорирование не означает, что проблема исчезла. До сих пор можно встретить противопоставление навыка умению как разных психологических феноменов. Отсюда даются даже разные рекомендации для формирования того и другого. До сих пор считается, что привлечение осознанного контроля за выполнением двигательного навыка приводит к его разрушению. Многими поддерживается точка зрения, что навык - это автоматизм. Все это свидетельствует о том, что поставленные А.Ц. Пуни вопросы о механизмах формирования навыка нуждаются в дальнейшем осмыслении, а высказанные им положения - в уточнении, конкретизации и дальнейшем развитии.

С нашей точки зрения, автоматизация - это лишь приобретенная в результате обучения возможность отключения динамического контроля за действием, а не обязательность и неизбежность такого отключения (поэтому П.А. Рудик [24], с нашей точки зрения, прав, когда говорит о том, что строго привязывать навыки к феномену автоматизации вовсе не обязательно).

В связи с этим возникают вопросы: если умелое действие (т.е. хорошо освоенное, выполняемое правильно, быстро и экономно) в силу каких-то обстоятельств (например, значимости соревновательной ситуации) выполняется полностью под динамическим контролем, перестает ли оно быть навыком? И еще: является ли плохо освоенное, неумелое, но автоматизированное действие навыком? Ответы на эти вопросы зависят от той позиции, которую мы займем: если традиционную, считающую навыком любое автоматизированное действие (вспомним определение из учебников: навык - автоматизированное действие), то на оба вопроса ответ будет положительным; если же придерживаться позиции, что навык - это сформированное в соответствии с требуемым эталоном умение и автоматизация - это один из возможных (но вовсе не обязательный) способов управления выученным действием (умением), то ответ на оба вопроса должен быть отрицательным.

Почему же человек на определенной стадии овладения действием получает такую возможность? Прежде всего, потому, что он запомнил, что и в какой последовательности надо делать и это свое знание перевел на перцептивную основу (кинетическую мелодию): правильно ли он выполняет действие, он узнает из ощущений, которые начинает тонко различать (вспомним положение А. Ц. Пуни о выработке тонких и специфических для каждого вида спорта ощущений) и, зная эталонные характеристики этих ощущений, "считывает" их при тоническом контроле, как буквы и слова при чтении. Многократное успешное выполнение действия создает чувство уверенности в себе, в овладении действием, чувство уверенности в том, что и при последующих попытках действие будет выполнено правильно как бы "само по себе", без концентрированного динамического контроля за ним. На эту чисто психологическую сторону формирования навыков обратил внимание Н. Д. Левитов [11]. Кроме того, образующийся динамический стереотип (по И. П. Павлову) снимает во многих случаях необходимость смыслового контроля за пусковыми импульсами (произвольными командами) для следующих друг за другом движений: ведь особенностью динамического стереотипа является то, что переход от одной части действия к другой осуществляется автоматически, так как окончание одного движения служит сигналом для начала следующего.

Поскольку автоматизация действий, как отмечает Э.Я. Степаненкова [17] не связана с необходимостью анализа совершаемых действий, резко сокращается время выполнения самого действия. Сокращает это время и предвосхищение каждого последующего движения, когда последующее движение готовится во время окончания предыдущего. Это наряду с уточнением образа действия и исключением из двигательного акта лишних движений, ненужных мышечных групп создает слитность, плавность движения.

Улучшение пространственной точности движений, соразмеренности движений по амплитуде, усилиям и времени связано не только с уточнением эталонов этих движений, но и с устранением излишнего психического, а порой и эмоционального напряжения, возникающего от желания обучающегося сделать его правильно.

В программах обучения детей дошкольного возраста уделяется внимание развитию физических качеств, в частности развитию двигательных умений. Анализ программ "Я у світі" [1] и "Дитина"[13] позволяет выявить основные направления работы по развитию двигательных умений и навыков. Анализ программ предложен в таблице 1.1.


Таблица 1.1 Сравнительная характеристика программ дошкольного воспитания "Я у світі" и "Дитина" по развитию двигательных умений и навыков

Программа "Я у світі"

Программа Дитина

- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- содействие развитию двигательных способностей;

- воспитание положительных морально-волевых качеств;

- формирование привычек

здорового образа жизни.

Цели:

1. Физкультурно-оздоровительная работа на основе игровой мотивации.

2. Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей.

3. Работа по совершенствованию у детей двигательных действий, сформированных в предыдущей возрастной группе.

4. Комплексное развитие физических качеств в игровой деятельности (скоростных, силовых и координационных способностей, общей выносливости, гибкости)

Задачи:

-                     продолжать работу по улучшению условий физического развития детей.

-                     систематизировать структуру занятий.

-                     повысить качество двигательной активности детей в свободное время.

осушествлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей, профилактики заболеваний.

- продолжать работу по индивидуальному сопровождению детей по всем компонентам здоровья (психическое, соматическое, физическое, духовно-нравственное, социальное).


Базовой программой развития дошкольников "Я в мире" предусмотрены следующая физкультурно-оздоровительная работа: формирование у детей потребности в ежедневном выполнении утренней и гигиенической, после дневного сна, гимнастики (длительность 8-12 минут); развитие умения четко выполнять общеразвивательные упражнения в разных исходных положениях, с большей амплитудой, в заданном темпе. Педагог проводит ежедневные занятия по физической культуре длительностью 30-40 минут, привлекает детей к подготовке и уборке физкультурного оборудования, заинтересовывает самостоятельной игрой в естественных условиях, организации подвижных игр и выполнение физических упражнений во время прогулки (длительность 45-60 минут), игр спортивного характера (игры-эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и потому подобное). На занятиях по физической культуре и прогулках совершенствуются умения дошкольника кататься на велосипеде, самокате, коньках, санках. Педагог привлекает воспитанников к подготовке физкультурных праздников, спортивных развлечений, командных соревнований, дней здоровья, продумывает маршруты и задания пеших переходов, побуждает их к проявлению выносливости, ловкости, настойчивости, изобретательности, сочувствия, взаимопомощи.

В выборе движений в старшем дошкольном возрасте, отмечает программа "Я в мире": мальчики отдают преимущество скоростным и силовым упражнениям (прыжкам, метанию, бегу), девочки — упражнениям, которые требуют координацию движений, четкости исполнения (на равновесие, разным выдам прыжков (скакалка, "класики" и потому подобное). Силовые показатели детей разного пола могут быть одинаковыми, и взрослому следует считаться с выбором ребенка, его склонностью к определенным выдам двигательных действий.

Таким образом, развитие основных двигательных навыков составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы физическому развитию дошкольников.

 

1.2 Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста


Умственное и физическое развитие ребенка необходимо предполагает овладение огромным числом навыков, без которых невозможна никакая человеческая деятельность как практического, так и теоретического характера. Вместе с тем, педагогический опыт показывает, что формирование двигательных навыков, у детей является сложной задачей, и на пути ее решения воспитателю приходится преодолевать много трудностей. В некоторых случаях, несмотря на большое число упражнений, не удается достигнуть достаточной точности и дифференцированности выполняемых ребенком движений. В других случаях вырабатываемые у детей навыки оказываются косными, недостаточно гибкими и с трудом переносятся в новые условия. Для разработки рациональных методов обучения навыкам необходимы углубленные физиологические и психологические исследования, направленные на выяснение как общих закономерностей образования навыка, так и возрастных особенностей этого процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.