Рефераты. Экскурсионное обслуживание в рамках гостевых программ

Контрольный текст экскурсии «Кировка – лицо Челябинска»

Площадь Революции. Главная площадь Челябинска, общественный административный центр. До 1 мая 1920 г. носила название Южная, располагалась на южной окраине, за чертой основной застройки, ограничена Южным бульваром (ныне пр. Ленина). Представляла собой пустырь в окружении березового леса, с редкими деревянными постройками и временными цирковыми балаганами. Первое значительное каменное здание на площади – Народный дом (1903, архитектор Р.Я. Карвовский) – выполнено в стилистике неоклассицизма. В 1910 на месте комплекса служб пересыльной тюрьмы на пересечении ул. Уфимской (ныне ул. Кирова) и Южного бульвара было построено каменное 2–3-этажное здание Челябинского отделения Государственного банка (архитектор М.И. Баллог). Значение площади как высотной доминанты левобережной части города, свободной от застройки, было оценено при составлении генеральных планов Челябинска 1936 и 1947 гг.

Площадь была запроектирована как политико-административный и общественный центр города. Ее открытое пространство, предназначено для парадов, демонстраций, общегородских праздников, обрамлялось монументальными сооружениями в основном административного и общественного характера и раскрывалось на главную магистраль города – ул. Спартака (ныне пр. Ленина). Южная, высотная сторона площади оформлялась крупномасштабным зданием Дома Советов. Проекты предусматривали неоклассическую стилистику всего архитектурного ансамбля. В осуществляемой застройке, при сохранении основного композиционного решения, предложенного в генпланах, не был реализован целостный неоклассический ансамбль. Период 1930–50-х гг. представлен отдельными сооружениями в постконструктивистской (сер. – 2-я пол. 1930-х гг.) и неоклассической (1940-е – сер. 1950-х гг.) стилистике. На 1-м этапе были выстроены 5-этажное здание гостиницы (ныне административное здание) по ул. Воровского, 2 (1934, арх. И. Ипполитов), конструктивистские фасады которого были реконструированы на последнем этапе строительства в неоклассическом духе; жилой дом облисполкома (1938 г., арх. П. Кухтенков, А. Максимов). По проекту И. Голомбека было реконструировано здание Государственного банка (1938), в котором с 1936–91 гг. размещался обком КПСС (ныне – Законодательное собрание Чел. обл.). На 2-м этапе построены гостиница «Южный Урал» (1941, арх. Барагин), здание Управления ЮУЖД (1942, арх. Помпеев); на месте существовавшей до 1951 г. пожарной каланчи – жилой дом с магазином «Ритм» (1953, арх. А. Кладовщиков). В 1955 сдано в эксплуатацию здание Управления «Челябэнерго» (1955, арх. К. Евтеев, Серебровский), напротив которого в единстве архитектурного решения предполагалось разместить Управление «Челябинскуголь» (1953, проект Александрова). Этот проект не реализован, было выстроено здание Совета народного хозяйства Челябинского экономического административного района (1958, арх. А. Гришин, Л. Иванова, Слонимский), в котором с 1957–65 гг. располагался совнархоз, позже (1965–93 гг.) – горисполком, ныне – администрация города. В 1951–56 гг. проектировался и строился дом-квартал ЮУЖД (арх. Александров). В 1950-е гг. на площади формируется предусмотренный генеральным планом 1947 партерный сквер с аллеями, газонами, зелеными насаждениями общей площадью 2,5 га. Современный вид он приобрел после реконструкции 1979 г. (арх. Д.Л. Берштейн). Композиционный центр сквера – фонтан в гранитном и мраморном обрамлении с ажурным каслинским литьем. В 1959 г. в северной части площади установлен памятник В.И. Ленину (скульпторы В. Зайков, Л. Головницкий, арх. Александров) в комплексе с трибунами (арх. Александров). Новый этап в застройке площади и по масштабам и по стилистике – 2-я половина 1960-х – 1-я половина 1980-х гг. Два 8-этажных административных здания в южной части площади (1968–72, арх. И. Талалай) отразили общее стремление современной архитектуры 60–70-х гг. к простоте композиционного и декоративного облика. Поиск образной выразительности, обращение к пластичному объемно-планировочному решению, свойственного современной архитектуре кон. 70–80-х гг., воплощены в здании Челябинского театра драмы. Театр расположен в южной части площади, на предполагаемом ранее месте размещения Дома Советов, и является архитектурной доминантой площади и всего ансамбля центра города. Формирование облика площади было завершено к концу 90-х гг. со строительством здания Инвестбанка (1997, арх. Е. Полуэктов); подземного торгово-досугового комплекса (1999, арх. Я. Рувинов); а также с реконструкцией административного здания по ул. Воровского, 2 (1991–93, арх. В. Пономарев, Л. Рудик, инж. О. Аксенов, А. Брагин).

Ныне пл. Революции – многофункциональный ансамблевый комплекс разностилевого характера, выстроенный на основе глубинно-пространственного композиционного решения.

Среди достопримечательностей Челябинска – городские куранты, расположенные на здании Арбитражного суда, замыкающего площадь Революции. Каждый час они издают мелодичный звон – слышна стилизованная мелодия Гимна города.

На площади Революции располагается также один из старейших театров города – Театр юного зрителя.

История челябинского ТЮЗа началась 1 января 1966 года. В этот день новорожденный театр сыграл на сцене филармонии сразу две премьеры: «Золотой ключик» по сказке А. Толстого и спектакль-диспут «Они и мы» И. Долининой страстный разговор о выборе жизненного пути, системе ценностей, праве на свое видение, понимание мира. Этими спектаклями театр четко обозначил свою эстетическую и гражданскую позицию, круг репертуарных поисков и экспериментов, желание вести диалог со зрителями разных поколений. Для самых маленьких зрителей мир театра здесь открывался с мира сказки, с молодежью вели диалог о злободневном и вечном, искали современные темы и современных авторов, не забывая о классике.

С театром сотрудничали и сотрудничают замечательные художники, среди которых особо надо выделить столичного мастера Татьяну Сельвинскую. Она не только сценограф тюзовских спектаклей по пьесам Лорки, Кальдерона, Лермонтова, Гоголя, но и автор живописных полотен, встречающих зрителей театра в его фойе. В историю театра вписаны имена художников Валентина Александрова, Марины Перчихиной, Сергея Александрова, Александра Патракова, Татьяны Швец, Станислава Бенедиктова.

Многие годы сотрудничают с театром режиссер по пластике и балетмейстер Виктор Панферов и заведующая музыкальной частью театра Анна Розенберг; благодаря их стараниям и таланту многие актеры открыли новые грани своего дарования [26].

Несмотря на то, что Челябинск является индустриальным городом, облик его отличается выразительностью стиля и дружелюбием. Особенно выделяется историко-культурный центр Челябинска – средоточие бизнеса и отдыха горожан, – находящийся вокруг площади Революции. Здесь расположено несколько театров; филармония; Музей декоративно-прикладного искусства и Краеведческий музей. Недавно с сентября 2003 г. жители города получили в подарок ещё одну достопримечательность: старейшую улицу – имени Кирова, начиная как раз от реки и до соединения с центральной площадью города – Революции, – сделали пешеходной зоной, вымостили плиткой и установили множество разных забавных скульптур из чугуна. Благодаря блестящему воплощению в жизнь авторского проекта архитекторов А. Кузьмина, И. Юрчака, Н.Русакова, пешеходная зона стала для горожан любимым местом для отдыха.

Эту улицу выбрали не случайно, Она находится в центре города, в конце 1980-х годов родилась идея сделать ее пешеходной. На несколько месяцев на улице Кирова перекрыли движение машин. Но тогда проект не увенчался успехом: отсутствие транспортной развязки привело к образованию больших пробок.

Реконструкцию пешеходно-досуговой зоны удалось осуществить лишь спустя двадцать лет. В 2002 году эту часть улицы закрыли от транспортного потока. Украшать Кировку скульптурами прежний мэр Вячеслав Тарасов доверил своему другу Владимиру Полянскому, который руководил мастерской "Салют". Ему и достались все лавры за оформление местного Арбата. Впрочем, как выяснилось, напрасно. Полянский — предприниматель, у него не было художественного образования, он всего лишь собрал круг скульпторов, молодых выпускников челябинского художественного училища, и смог организовать их работу, — поясняет старший научный сотрудник Центра историко-культурного наследия Челябинска Владимир Боже. — Споров по поводу художественной ценности представленных скульптур было много. Тарасов старался реконструировать пешеходную зону, потратив минимум средств из городской казны, весомую часть издержек он переложил на владельцев торговых точек. По какому принципу отбирались скульптуры? Кто платил, тот и заказывал музыку. Группа скульпторов Полянского предлагала идеи, а мэр и собственники магазинов выбирали, на их взгляд, подходящие.

Специалисты городского историко-культурного центра запросили у Полянского список авторов скульптур для энциклопедии "Челябинск", однако он категорически отказался предоставлять эти сведения. Казалось бы, времена средневековья, когда авторство на произведениях искусства не указывалось, уже давно канули в Лету, но имена скульпторов до сих пор не разглашаются.

Кировка – это фрагмент каменных торговых рядов дореволюционных построек (ул. Кирова), доносящий до нас кусочек главной торговой улицы купеческого города начала XX в.

Ранее здесь проходил Уфимский почтовый тракт, располагались дома именитых купцов, многочисленные купеческие лавки; многие из старинных домов позапрошлого века сохранились и по сей день. Улица Кирова по-прежнему играет значительную роль в торговой жизни города: от реки Миасс и до самой площади Революции ее лицо – магазины, супермаркеты, банки и т.п. Это наиболее популярная в настоящее время достопримечательность Челябинска, основное место отдыха и прогулок гостей и жителей города. Все гости города теперь фотографируются именно здесь. Сам по себе Челябинский Арбат довольно красив.

На сегодняшний день Кировка — самая популярная достопримечательность в Челябинске, любимое место отдыха горожан и гостей города. Это одна из старейших местных улиц, в позапрошлом веке здесь располагались дома именитых купцов, купеческие лавки. Многие здания, являющиеся памятниками истории и культуры, в ходе реконструкции улицы были отреставрированы, они продолжают радовать глаз своей красотой прогуливающихся по местному Арбату людей. Яркий колорит центральной пешеходно-досуговой зоне придают многочисленные скульптуры. Они знакомы едва ли не каждому челябинцу, но вот имена авторов этих творений мало кто знает.

Большинство скульптур тематически связано со своим местоположением. Так, арка, установленная при входе на Кировку, является копией арки, которая сто лет назад встречала жителей и гостей города на въезде на Переселенческий пункт.

Хотелось бы добавить несколько слов о происхождении названия улицы Кирова, как уже упоминалось, ранее участок от площади Революции до реки имел название улицы Уфимской, а остальная часть – за рекой, была улицей Екатеринбургской. 20 февраля 1920 года улицы получили общее название и стали именоваться Рабочее–крестьянской улицей, которая в начале 30-х годов была переименована в улицу Сергея Мироновича Кирова. Кем же был этот человек? Сергей Миронович – советский государственный и партийный деятель, член РСДРП с 1904 года, участник 3 российской революции. Окончил Казанское механико-техническое училище. В 1904 году переехал в Томск, где работал чертежником в городской управе. В период гражданской войны возглавлял борьбу за советскую власть на Северном Кавказе, был одним из руководителей Астраханской обороны. С 1921 г. – руководитель компартии Азербайджана. Убит в Смольном.

Большинство уральских городов XVIII в. возникали в роли крепостей. Челябинск не стал исключением. При входе в любую крепость мы проходим через заставу, и у нас есть своя застава тоже. Итак, посмотрите, пожалуйста, на первую скульптуру это вид символических ворот со стороны площади Революции. Их венчает герб современного Челябинска, утвержденный 2 июля 2001 года Геральдическим советом при Президенте РФ, на котором изображен одногорбый навьюченный верблюд на фоне каменной стены. Стилизованная городская застава старой Челябы, установлена в год празднования 265-летия города. Ее шпили увенчаны двуглавым орлом Российской империи. В любой крепости XVIII в. был городовой. И здесь вас встречает у входа на Кировку челябинский городовой, добродушно улыбаясь, он стоит на своем посту [52].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.