Рефераты. Экскурсионное обслуживание в рамках гостевых программ

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций. Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению. До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела. Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа [18].

Выводы по главе один

В настоящее время экскурсионная деятельность в России постоянно развивается и совершенствуется. В то же время, экскурсионно-туристское обслуживание в составе совокупного туристско-рекреационного продукта развито слабо, хотя и представляет собой достаточно привлекательный вид услуг. В большинстве случаев это связано с тем, что после разрушения существовавшей ранее системы организации экскурсионной работы не было предложено новых форм и методик их проведения, была утеряна значительная часть методических материалов, резко снизилась профессиональная подготовка персонала, занятого в подготовке и проведении экскурсии.

Культурологический подход чрезвычайно важен при выборе объектов экскурсионного показа т.к. культурологический подход к изучению гуманитарных областей позволяет сформировать системно-целостный взгляд на мир и культуру у экскурсантов.


2. Технология проектирования экскурсий в рамках гостевых программ ГОУ ВПО «Юургу»


2.1 Особенности проектирования экскурсий по г. Челябинску в рамках гостевых программ


На данный момент культура обслуживания в узком смысле понимается как совокупность правил вежливости (этика поведения) однако данное понятие следует рассматривать значительно шире во всех его состояниях и при проявлении всех его элементов. Культура обслуживания – это неотъемлемая часть общей культуры общества, и её следует рассматривать как определённый уровень развития процесса обслуживания, получающиеся выражения в психологических, этических, эстетических, организационно – технических и других аспектах.

Под культурой сервиса понимается система эталонных трудовых норм, высоких духовных ценностей и этики поведения, принципы которой согласуются как с национальными традициями страны, так и с современными требованиями мировых стандартов, свидетельствуя о качественном обслуживании потребителей.

Говоря о культуре сервиса, можно отнести это понятие либо ко всей национальной сфере услуг страны, либо к одной отрасли (например, к сервису экскурсионного обслуживания), либо к предприятию, фирме. Деятельность конкретного работника также может соответствовать – полностью или частично требованиям культуры сервиса, выработанным в рамках той разновидности услуг, где он трудится. Вместе с тем культура сервиса на всех указанных уровнях связана между собой, формируя единообразные нормы обслуживания [8].

Культура сервиса в отдельной отрасли или в любом коллективе не возникает на пустом месте. Корни многих особенностей этого процесса всегда связаны с национальными элементами культуры труда, с профессиональной культурой отрасли и корпоративной среды. Известно, например, что в дореволюционной России у разных ремесленных, торговых корпораций складывались устойчивые критерии культуры обслуживания. Определенные нормы мастерства, этические принципы обращения друг с другом и с клиентами были выработаны у торговцев, у персонала трактиров, бань, постоялых дворов и ресторанов.

Так, было в ходу крепкое купеческое слово, надежность строительных работ, аккуратность и долговечность выполненных заказов мастера-сапожника, портного, эстетические качества столярной работы, уважительное обращение с посетителями трактиров и ресторанов, желание угодить индивидуальным привычкам клиента и др. Подрыв частнопредпринимательских традиций в производстве услуг разрушительно сказался на многих аспектах культуры обслуживания. Однако определенная часть конструктивных элементов обслуживания прошлых времен, тесно связанная с психологией, чертами национального характера россиян, сохраняется вплоть до наших дней. Потребители зачастую не подозревают об этом, замечая в основном недостатки отечественного сервиса. В наши дни идет возрождение многих конструктивных традиций, связанных с культурой сервиса.

В целом перед современным российским сервисом стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры. Множество новых аспектов культуры сервиса приобретают в наши дни всеобщий, интернациональный характер. В этой связи в первую очередь следует указать на рациональные требования к культуре труда, связанные с технической и технологической стороной сервиса, с качеством и динамикой его развития, с психологией и эстетикой обслуживания.

В любой стране предприниматели и менеджеры сервиса готовы использовать национальные традиции обслуживания, если они не противоречат современным требованиям и повышают эффективность сервисной деятельности в целом. Менеджмент сервиса исходит из того, что культурно, т.е. качественно, с высокой степенью совершенства обслуживать потребителей выгодно, прежде всего, для самих работников. Напротив, отсутствие культуры сервиса заметно отражается на снижении доходов предприятия, фирмы [39].

Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера).

Эстетическая культура работника сервиса связана с его внешним видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами). Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно.

В нашей стране также как и во многих других, обычай гостеприимства является неотъемлемой чертой характера нашего народа.

Термин «гостеприимство» — бытовое понятие, означающее особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. В прошедшем большой интерес представляют те формы гостеприимства, которые обеспечивали приют и защиту путешественникам и чужестранцам в малокультурных местностях. Им пришлось сыграть в истории огромную культурную роль, неразлучную с ними и там, где они и теперь ещё встречаются. Она состоит: в установлении и поддержании международного общения на начальной ступени культуры и в том нравственном влиянии, которое, создаваясь на почве дружественных отношений между племенами, знавшими на первых порах лишь враждебное чувство друг к другу, становилось постепенно фактором воспитания альтруистических чувств.

В стенах Южно-Уральского государственного университета традиционно принято радушно встречать гостей и проводить для них экскурсии. Данные экскурсии проводятся для слушателей ФПК, участников студенческих и научных конференций, для участников студенческих олимпиад и других гостей вуза.

В данном исследовании термин «гостевые программы» необходимо понимать как совокупность различных мероприятий проводимых для гостей вуза. К ним относятся: встреча гостей, сопровождение по городу, организация размещения и экскурсионное обслуживание.

Немаловажны эти программы, как для экскурсантов, так и для экскурсоводов, в первом случае экскурсии оказывают положительное впечатление о вузе и знакомят их с наиболее достопримечательными местами вуза и города, а во втором случае эти экскурсии дают возможность студентам вуза попрактиковаться в проведении экскурсий.

В рамках данного исследования были спроектированы и применялись на практике три экскурсии:

- «Кировка – лицо Челябинска» (таблица 1);

- «Культурный «центр» города» (таблица 2);

- «В стенах ЮУрГУ» (таблица 3).


2.1.1 Методическая разработка экскурсии «Кировка – лицо Челябинска»

Тема экскурсии – исторический центр города.

Цель экскурсии – знакомство с историческим «центром» города.

Продолжительность – 1 час.

Содержание экскурсии: площадь Революции, театр юного зрителя, ул. Кирова, Законодательное собрание Челябинской области, кинотеатр «Знамя», фотогалерея «Каменный пояс», магазин «Молодежная мода», аллея памяти, здание главпочтамта, зодиакальный круг, площадь Ярославского, Театр Оперы и Балета им. М.И. Глинки, Концертный зал им. Прокофьева.

Маршрут экскурсии: от площади Революции по ул. Кирова до пересечения с ул. Труда.


Таблица 1 – Методическая разработка экскурсии «Кировка – лицо Челябинска»

Маршрут

Места остановок

Объект показа

Время

(мин.

Основное содержание информации

Организационные указания

Методические указания

Пл.Революции 1

Пл. Революции 1

Площадь Революции

10

История площади

Встреча с экскурсоводом около памятника Ленину

Прием предварительного осмотра, прием описания


Пл.Революции 1 – ул. Кирова 116

ул. Кирова 116

Театр Юного Зрителя

5

История театра

Поставить группу около главного входа театра

Прием предварительного осмотра, прием зрительного сравнения

ул. Кирова 116 – ул. Кирова 114

ул. Кирова 114

Законодательное Собрание Челябинской области

5

История ЗСО

Группа останавливается около скульптуры ходока с собакой

Прием предварительного осмотра, прием экскурсионной справки

ул. Кирова 114 – ул. Кирова 112

ул. Кирова 112

Кинотеатр «Знамя»

5

История кинотеатра

Поставить группу у входа в кинотеатр

Прием предварительного осмотра, прием зрительного сравнения, прием экскурсионной справки

ул. Кирова 112 – ул. Кирова 165

ул. Кирова 165

Фотогалерея «Каменный пояс»

5

Краткая справка о фотогалерее

Группа останавливается около арки фотогалереи

Прием предварительного осмотра, методический прием движения

ул. Кирова 165 – ул. Кирова 108

ул. Кирова 108

Магазин «Молодежная мода»

5

История «Молодежной моды»

Поставить группу около «аллеи памяти», чтобы было видно здание магазина

Прием предварительного осмотра, прием экскурсионной справки

ул. Кирова 108 – ул. Кирова 161

ул. Кирова 161

Аллея памяти

5

История аллеи памяти,

Памятник добровольцам-танкистам

Не уходя, развернуть группу для просмотра памятника

Прием описания, прием экскурсионной справки

ул. Кирова 161 – ул. Кирова 163

ул. Кирова 163

Главпочтамт

4

История главпочтамта

Поставить группу у «нулевой версты»

Прием предварительного осмотра, прием зрительного сравнения, прием экскурсионной справки

ул. Кирова 163 -- ул. Кирова 160

ул. Кирова 160

Зодиакальный круг

2

Закладка зодиакального круга

Поставить группу в центре круга

Прием предварительного осмотра, прием описания


ул. Кирова 160 – пл.Ярославского 1

пл.Ярославского 1

Площадь Ярославского

5

История площади Ярославского, фонтан четырех муз

Группа располагается около фонтана четырех муз

Прием описания, прием экскурсионной справки

пл.Ярославского1

пл.Ярославского 1

Театр Оперы и Балета

5

История театра

Пройти далее на 50 м., чтобы видеть фасад здания

Прием предварительного осмотра, прием экскурсионной справки

пл.Ярославского 1 – ул. Труда 92 а

ул. Труда 92 а

Концертный зал им. Прокофьева

5

Краткая справка по объекту

Поставить группу в конце пешеходной части, чтобы видеть фасад здания и панораму реки

Прием предварительного осмотра, прием экскурсионной справки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.