При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций. Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.
При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению. До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела. Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа [18].
Выводы по главе один
В настоящее время экскурсионная деятельность в России постоянно развивается и совершенствуется. В то же время, экскурсионно-туристское обслуживание в составе совокупного туристско-рекреационного продукта развито слабо, хотя и представляет собой достаточно привлекательный вид услуг. В большинстве случаев это связано с тем, что после разрушения существовавшей ранее системы организации экскурсионной работы не было предложено новых форм и методик их проведения, была утеряна значительная часть методических материалов, резко снизилась профессиональная подготовка персонала, занятого в подготовке и проведении экскурсии.
Культурологический подход чрезвычайно важен при выборе объектов экскурсионного показа т.к. культурологический подход к изучению гуманитарных областей позволяет сформировать системно-целостный взгляд на мир и культуру у экскурсантов.
2. Технология проектирования экскурсий в рамках гостевых программ ГОУ ВПО «Юургу»
2.1 Особенности проектирования экскурсий по г. Челябинску в рамках гостевых программ
На данный момент культура обслуживания в узком смысле понимается как совокупность правил вежливости (этика поведения) однако данное понятие следует рассматривать значительно шире во всех его состояниях и при проявлении всех его элементов. Культура обслуживания – это неотъемлемая часть общей культуры общества, и её следует рассматривать как определённый уровень развития процесса обслуживания, получающиеся выражения в психологических, этических, эстетических, организационно – технических и других аспектах.
Под культурой сервиса понимается система эталонных трудовых норм, высоких духовных ценностей и этики поведения, принципы которой согласуются как с национальными традициями страны, так и с современными требованиями мировых стандартов, свидетельствуя о качественном обслуживании потребителей.
Говоря о культуре сервиса, можно отнести это понятие либо ко всей национальной сфере услуг страны, либо к одной отрасли (например, к сервису экскурсионного обслуживания), либо к предприятию, фирме. Деятельность конкретного работника также может соответствовать – полностью или частично требованиям культуры сервиса, выработанным в рамках той разновидности услуг, где он трудится. Вместе с тем культура сервиса на всех указанных уровнях связана между собой, формируя единообразные нормы обслуживания [8].
Культура сервиса в отдельной отрасли или в любом коллективе не возникает на пустом месте. Корни многих особенностей этого процесса всегда связаны с национальными элементами культуры труда, с профессиональной культурой отрасли и корпоративной среды. Известно, например, что в дореволюционной России у разных ремесленных, торговых корпораций складывались устойчивые критерии культуры обслуживания. Определенные нормы мастерства, этические принципы обращения друг с другом и с клиентами были выработаны у торговцев, у персонала трактиров, бань, постоялых дворов и ресторанов.
Так, было в ходу крепкое купеческое слово, надежность строительных работ, аккуратность и долговечность выполненных заказов мастера-сапожника, портного, эстетические качества столярной работы, уважительное обращение с посетителями трактиров и ресторанов, желание угодить индивидуальным привычкам клиента и др. Подрыв частнопредпринимательских традиций в производстве услуг разрушительно сказался на многих аспектах культуры обслуживания. Однако определенная часть конструктивных элементов обслуживания прошлых времен, тесно связанная с психологией, чертами национального характера россиян, сохраняется вплоть до наших дней. Потребители зачастую не подозревают об этом, замечая в основном недостатки отечественного сервиса. В наши дни идет возрождение многих конструктивных традиций, связанных с культурой сервиса.
В целом перед современным российским сервисом стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры. Множество новых аспектов культуры сервиса приобретают в наши дни всеобщий, интернациональный характер. В этой связи в первую очередь следует указать на рациональные требования к культуре труда, связанные с технической и технологической стороной сервиса, с качеством и динамикой его развития, с психологией и эстетикой обслуживания.
В любой стране предприниматели и менеджеры сервиса готовы использовать национальные традиции обслуживания, если они не противоречат современным требованиям и повышают эффективность сервисной деятельности в целом. Менеджмент сервиса исходит из того, что культурно, т.е. качественно, с высокой степенью совершенства обслуживать потребителей выгодно, прежде всего, для самих работников. Напротив, отсутствие культуры сервиса заметно отражается на снижении доходов предприятия, фирмы [39].
Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера).
Эстетическая культура работника сервиса связана с его внешним видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами). Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно.
В нашей стране также как и во многих других, обычай гостеприимства является неотъемлемой чертой характера нашего народа.
Термин «гостеприимство» — бытовое понятие, означающее особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. В прошедшем большой интерес представляют те формы гостеприимства, которые обеспечивали приют и защиту путешественникам и чужестранцам в малокультурных местностях. Им пришлось сыграть в истории огромную культурную роль, неразлучную с ними и там, где они и теперь ещё встречаются. Она состоит: в установлении и поддержании международного общения на начальной ступени культуры и в том нравственном влиянии, которое, создаваясь на почве дружественных отношений между племенами, знавшими на первых порах лишь враждебное чувство друг к другу, становилось постепенно фактором воспитания альтруистических чувств.
В стенах Южно-Уральского государственного университета традиционно принято радушно встречать гостей и проводить для них экскурсии. Данные экскурсии проводятся для слушателей ФПК, участников студенческих и научных конференций, для участников студенческих олимпиад и других гостей вуза.
В данном исследовании термин «гостевые программы» необходимо понимать как совокупность различных мероприятий проводимых для гостей вуза. К ним относятся: встреча гостей, сопровождение по городу, организация размещения и экскурсионное обслуживание.
Немаловажны эти программы, как для экскурсантов, так и для экскурсоводов, в первом случае экскурсии оказывают положительное впечатление о вузе и знакомят их с наиболее достопримечательными местами вуза и города, а во втором случае эти экскурсии дают возможность студентам вуза попрактиковаться в проведении экскурсий.
В рамках данного исследования были спроектированы и применялись на практике три экскурсии:
- «Кировка – лицо Челябинска» (таблица 1);
- «Культурный «центр» города» (таблица 2);
- «В стенах ЮУрГУ» (таблица 3).
2.1.1 Методическая разработка экскурсии «Кировка – лицо Челябинска»
Тема экскурсии – исторический центр города.
Цель экскурсии – знакомство с историческим «центром» города.
Продолжительность – 1 час.
Содержание экскурсии: площадь Революции, театр юного зрителя, ул. Кирова, Законодательное собрание Челябинской области, кинотеатр «Знамя», фотогалерея «Каменный пояс», магазин «Молодежная мода», аллея памяти, здание главпочтамта, зодиакальный круг, площадь Ярославского, Театр Оперы и Балета им. М.И. Глинки, Концертный зал им. Прокофьева.
Маршрут экскурсии: от площади Революции по ул. Кирова до пересечения с ул. Труда.
Таблица 1 – Методическая разработка экскурсии «Кировка – лицо Челябинска»
Маршрут
Места остановок
Объект показа
Время
(мин.
Основное содержание информации
Организационные указания
Методические указания
Пл.Революции 1
Пл. Революции 1
Площадь Революции
10
История площади
Встреча с экскурсоводом около памятника Ленину
Прием предварительного осмотра, прием описания
Пл.Революции 1 – ул. Кирова 116
ул. Кирова 116
Театр Юного Зрителя
5
История театра
Поставить группу около главного входа театра
Прием предварительного осмотра, прием зрительного сравнения
ул. Кирова 116 – ул. Кирова 114
ул. Кирова 114
Законодательное Собрание Челябинской области
История ЗСО
Группа останавливается около скульптуры ходока с собакой
Прием предварительного осмотра, прием экскурсионной справки
ул. Кирова 114 – ул. Кирова 112
ул. Кирова 112
Кинотеатр «Знамя»
История кинотеатра
Поставить группу у входа в кинотеатр
Прием предварительного осмотра, прием зрительного сравнения, прием экскурсионной справки
ул. Кирова 112 – ул. Кирова 165
ул. Кирова 165
Фотогалерея «Каменный пояс»
Краткая справка о фотогалерее
Группа останавливается около арки фотогалереи
Прием предварительного осмотра, методический прием движения
ул. Кирова 165 – ул. Кирова 108
ул. Кирова 108
Магазин «Молодежная мода»
История «Молодежной моды»
Поставить группу около «аллеи памяти», чтобы было видно здание магазина
ул. Кирова 108 – ул. Кирова 161
ул. Кирова 161
Аллея памяти
История аллеи памяти,
Памятник добровольцам-танкистам
Не уходя, развернуть группу для просмотра памятника
Прием описания, прием экскурсионной справки
ул. Кирова 161 – ул. Кирова 163
ул. Кирова 163
Главпочтамт
4
История главпочтамта
Поставить группу у «нулевой версты»
ул. Кирова 163 -- ул. Кирова 160
ул. Кирова 160
Зодиакальный круг
2
Закладка зодиакального круга
Поставить группу в центре круга
ул. Кирова 160 – пл.Ярославского 1
пл.Ярославского 1
Площадь Ярославского
История площади Ярославского, фонтан четырех муз
Группа располагается около фонтана четырех муз
пл.Ярославского1
Театр Оперы и Балета
Пройти далее на 50 м., чтобы видеть фасад здания
пл.Ярославского 1 – ул. Труда 92 а
ул. Труда 92 а
Концертный зал им. Прокофьева
Краткая справка по объекту
Поставить группу в конце пешеходной части, чтобы видеть фасад здания и панораму реки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14