Рефераты. Экскурсионное обслуживание в рамках гостевых программ

Функция организации культурного досуга тоже является одной из функций экскурсии. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в течение суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.

Еще одна из функций экскурсии – функция расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.

Функция формирования интересов человека тоже является функцией экскурсии. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия – это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков – функция формирования интересов; для иностранных туристов – функция информации.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них [37].

В конечном итоге выявляется, что экскурсия как процесс наглядного познания окружающего мира неразрывно связана с туризмом и является одной из основных мотиваций для путешествия и наиболее важной составляющей турпродукта.

В целом экскурсионное обслуживание – организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.

Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности.

Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Турист выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности [22].

Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.

Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.

Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены, как представляет Б.В. Емельянов, в следующей последовательности: экскурсовод с помощью объектов воздействует на экскурсантов помогая им увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками.

Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношение к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных[16].


1.2 Культура как принцип проектирования и организации экскурсионных программ


В настоящее время в мире не существует достаточно точного определения понятию «культура». В различных источниках понятие «культура» понимается как:

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;

- исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

- сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;

- развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;

- творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством.

Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии. С позиций современного научного понимания феномена культуры данные термины – антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия. Культура – это мир искусственных порядков как результат целенаправленной человеческой деятельности, совокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах. Иначе говоря, природа — это всё, что ещё не культура, а культура — это всё, что уже не природа. Таким образом появилось понятие о культуре, как о «второй природе», созданной человеком на базе природы.

В педагогической науке понятие культурологический подход определяется как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию.

Аксиология – это учение о ценностях и ценностной структуре мира, видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Культурологический подход к изучению гуманитарных областей позволяет сформировать системно-целостный взгляд на мир и культуру.

Происходящие в России политические, социокультурные, духовные и экономические преобразования привели к тому, что общество занято сегодня фундаментальным пересмотром своих движущих социальных механизмов. Экскурсоведение выступает как один из факторов обеспечения культурного сдвига, обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности общества.

В экскурсоведении неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам экскурсий. Это стало результатом появления многообразия традиций системного рассмотрения взаимодействия культуры и образования. В современной теории и практике экскурсоведения прослеживается тенденция не только поисков новых подходов к его организации, но и иного, адекватного современной культуре и науке понимания его культурных особенностей и механизмов.

Изменения в социокультурной ситуации привели к изменениям взгляда не только на культуру, но и на личность в культуре. Развитие личности, свободный и творческий характер такого развития становятся приоритетными ценностями современного экскурсоведения.

В.М. Розин в своих работах отмечает, что образованный человек – это не только специалист и не только личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни, к сменам образа жизни, к смене своих представлений, мировоззрений, мироощущения; образованный человек является культурным и в том смысле, что принимает и понимает иные культурные позиции и ценность не только с позиции собственной независимости, но и чужой.

Экскурсант, находясь на экскурсии, получает представление о традициях и культуре той местности, показ которой ведется. Поэтому при разработке экскурсионных программ необходимо находить в экскурсионных объектах типичные черты историко-культурного характера.

Основой содержания экскурсий являются культурные и исторические ценности. Культурные ценности, по определению «Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.» – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

При составлении маршрута экскурсии экскурсовод руководствуется таким выбором объектов показа, при котором будут наиболее ярко отображаться историко-культурные ценности данного региона.

При проектировании экскурсионных программ по г. Челябинску выделены несколько исторических эпох, каждая из которых сформировала определенный культурный пласт в истории города.

Первой из исторических эпох, на которую обращается внимание при проектировании обзорных экскурсий – эпоха «Зауральского Чикаго». В это время формируется образ города как торгового центра. Торговля, но уже не местная, а российских масштабов, по-прежнему занимала в экономике города первенствующее положение. Благодаря превращению Челябинска в крупный железнодорожный узел страны, город к началу XX в. становится крупнейшим торгово-посредническим центром России. В это время наблюдается стремительный рост населения города и начало массовой застройки города в связи с нехваткой жилья. Обустраиваются улицы города, формируется облик города, замащиваются главные улицы и площади города, в домах появляется электричество (1907 г.) и телефон (1906 г.). В 1912 г. начинает действовать водопровод. Город украшается зданиями крупнейших магазинов и красивейших зданий. Таким образом, став железнодорожным узлом, Челябинск получил мощный импульс для дальнейшего развития экономики, городского хозяйства, общественной жизни.

Экономический рост города начался в условиях общего экономического подъема в стране. Развитие земледелия и животноводства в плодородной округе, которую в это время интенсивно осваивали переселенцы из других губерний, явилось еще одним слагаемым этого роста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.