В составе университета 36 факультетов, в том числе факультеты военного обучения, предвузовской подготовки, два специальных факультета по переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием, институт дополнительного образования и институт открытого и дистанционного образования. Университет имеет 13 филиалов в городах России.
На факультете предвузовской подготовки действуют учебный центр «Абитуриент» и физико-математическая школа, центр по работе с одаренными детьми. Университет ведет работу в рамках научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее».
В вузе ведется обучение по всем формам очной, заочной, очно-заочной (вечерней), экстернату, в том числе с применением дистанционных технологий обучения.
В университете уделяется большое внимание проведению всех видов практик и трудоустройству выпускников. Созданный в 2005 году отдел практики и трудоустройства студентов (ОПТС) обеспечивает координацию действий структурных подразделений университета и методическое обеспечение практик; взаимодействие с предприятиями, Федеральным агентством по образованию и службами занятости; проводит маркетинговые исследования рынка труда; организует работы комиссий по содействию трудоустройству выпускников на факультетах. Университет имеет более 150 договоров о сотрудничестве с крупными предприятиями Челябинска и области.
На базе отдела в марте 2006 года организован Челябинский Региональный центр содействия трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования (РЦТ), на сайте которого студенты и выпускники могут ознакомиться с вакансиями предприятий и организаций и разместить своё резюме.
Каждый год университет выпускает более 8000 специалистов, а за 63 года выпущено 150 тысяч специалистов с высшим образованием.
В 2004 году создан Институт открытого и дистанционного образования (ИОДО) на базе существовавшего с 2001 года Центра дистанционного образования ЮУрГУ (ЦДО). В основу деятельности Института легли опыт и разработки ЦДО: документационное обеспечение управления образовательной структурой, использующей дистанционные технологии; методологическая база создания ресурсов для дистанционного учебного процесса; система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; научные исследования и т. д.
С 2003 года в университете стал работать зал искусств и выставочный центр ЮУрГУ «Наука и технологии Южного Урала». В 1980 году открылся музей истории университета. Научная библиотека ЮУрГУ является крупнейшей вузовской библиотекой региона.
Общий фонд библиотечного комплекса составляет около 3 млн. единиц хранения. Через Интернет библиотека предоставляет открытый доступ к своему электронному каталогу, коллекции полнотекстовых электронных версий учебно-методических изданий ЮУрГУ и авторефератов диссертаций.
Современной полиграфической базой обладает издательство университета.
С 1956 года в вузе издаётся газета «Технополис». С 2002 года в вузе начал работать учебный телерадиоцентр, а с 2005 года первая в России студенческая телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ». В следующем, 2006 году в ЮУрГУ появилось собственное интернет-вещание университетской радиостудии.
Более 50 лет действует Центр творчества и досуга. В 1963 году при вузе был создан студенческий театр «Манекен», в 1996 ставший муниципальным. Многие коллективы вуза, с которыми работают ведущие хореографы, музыканты и режиссеры Челябинска, профессионально выступают на площадках города и области, являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов.
С 2002 года в университете действует физкультурно-спортивный клуб. Спортивный комплекс ЮУрГУ включает в себя легкоатлетический манеж, один из крупнейших в России бассейнов, зимний стадион. На берегу озера Большой Сунукуль расположены база отдыха «Наука», спортивно-оздоровительный студенческий лагерь «Олимп», детский оздоровительный лагерь «Берёзка». Отдых студентов и сотрудников организует туристическая компания «Интерклуб».
Ректор ЮУрГУ А. Л. Шестаков и Президент ЮУрГУ член-корреспондент РАН Г.П. Вяткин также выпускники университета.
В 2006 году университет торжественно вручил диплом 150000 выпускнику вуза.
2.2 Технико-экономическое обоснование организации экскурсионного обслуживания туристских групп в г. Челябинске
Наряду с социальными аспектами, туризм – формация и категория преимущественно экономическая. Это многогранная именно экономическая деятельность как организаторов туризма так и собственно потребителей туризма – туристов. Каждый этап развития мирового и национального туризма характеризуется особенными характеристиками и показателями активности всех участников.
Каждый туристский регион, каждая страна, каждый город и местность стремятся рационально использовать имеющиеся туристские ресурсы для получения экономических выгод и доходов, и прежде всего для создания рабочих мест для местного населения дестинации. Однако сделать это не просто даже при горячем желании. В каждой стране свои политические устои, направления развития экономики и многогранные традиции общества. Для привлечения туристов даже на исключительно интересные объекты и события необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу необходимый и понятный ему уровень и стандарт обслуживания, обеспечить безопасность самому туристу и его имуществу, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей.
Для реализации идеи привлечения туристских потоков многоаспектно и тщательно изучаются и оцениваются собственно туристские ресурсы и их потенциал, особенности и потенциал объектов туристской индустрии, демографические характеристики групп населения, потенциальные возможности востребованности этих ресурсов, и, в конечном счете, дается прогноз туристских потоков и их регулирование. Прогнозируется и выполняется планирование развития сегментов индустрии и их обеспечения. Не следует забывать проблемы взаимодействия местного населения, которое должно быть способным принимать туристов, а также обеспечения доступа местного населения к туристским ресурсам [39].
Туристский продукт – основа экономики туризма, это все и любое то, что потенциально или реально может предложить туристский центр или дестинация туристу для удовлетворения его потребностей, возникающих в процессе туризма.
Туристский продукт, за исключением объектов и элементов, не требующих затрат на их подготовку и содержание в состоянии готовности к функционированию по назначению туризма, приносит экономические выгоды только в том случае, когда востребован и потребляется.
Себестоимость турпродукта состоит из нескольких составляющих. Это оплата транспортного обслуживания, оплата питания, размещения и экскурсионных услуг. Так как объектом данного исследования являются непродолжительные экскурсии социальной направленности, то оплату за проживание и питание учитывать не приходится в виду их отсутствия. Транспортные расходы выделяются из средств университета. Экскурсионные услуги осуществляются студентами ВУЗа в рамках прохождения практики.
Тем не менее, если проводить аналогию с коммерческими предприятиями города, то можно выявить приблизительную себестоимость данных экскурсий.
На основе анализа транспортных (таблица 4) и туристских (таблица 5) предприятий города были выявлены цены на предоставление услуг.
В структуре турпродукта самые большие капиталовложения приходятся на транспортное обслуживание, исходя из этого, следует, что чем больше человек будет входить в состав экскурсионной группы, тем ниже будет себестоимость экскурсии и наоборот.
Также прослеживается такой факт как минимальное время аренды транспортного средства, у больших экскурсионных автобусов, например, это время составляет 4 часа, в то время как продолжительность экскурсии всего два часа. Поэтому при большем количестве человек, группе приходится переплачивать стоимость двух часов аренды автобуса. В то время как группы с маленьким количеством человек лишены этого недостатка.
Таблица 4 – Стоимость транспортного обслуживания на предприятиях г. Челябинска
Название предприятия
Тип транспортного средства (автобуса)
Количество мест для сидения
Минимальное количество часов аренды
Стоимость (руб.)
ООО «Автомиг»
Икарус, Hyundai
45
4
1200
Volvo
53
1600
ГАЗель
12–15
2
400
ООО «Партнер»
3
При проведении данных экскурсий редко используются автобусы с большим количеством посадочных мест типа Volvo, так, что в данном случае были взяты данные для группы 15 человек и 45 человек. Средняя стоимость транспортных услуг для группы в 15 человек составила 54 руб./чел. При группе в 45 человек эта сумма составила 80 руб./чел.
Таблица 5 – Стоимость экскурсионного обслуживания на предприятиях г. Челябинска
Стоимость услуг экскурсовода (руб./час)
Турфирма «Роза ветров»
300
Турфирма «Карибы»
320
Турфирма «Aventura»
Турфирма «Pegas touristic»
270
При расчете себестоимости экскурсии была взята средняя стоимость экскурсионных программ на предприятиях города в размере 300 руб./час. Исходя из этого средняя стоимость двухчасовой экскурсии для группы 15 человек составила 40 руб./чел., а для группы в 45 человек стоимость составила 14 руб./чел.
Итого расчет стоимости двухчасовой экскурсионной программы составил:
- для группы 15 человек – 94 руб./чел.;
- для группы 45 человек – 94 руб./чел.
В итоге можно наблюдать, что при данном составе экскурсионных групп стоимость является одинаковой, так как малочисленность группы в первом случае влечет за собой уменьшение количества транспортных расходов, но увеличивает расходы на экскурсионное обслуживание, что во втором случае ведет к противоположным результатам.
Стоит отметить, что изменение количества человек в группе повлечет за собой изменения в себестоимости экскурсии, как в первом, так и во втором случае.
2.3 Требования БЖД при организации экскурсионного обслуживания
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14