Рефераты. PR-текст как фактор влияния на формирование имиджа государственной организации (на примере группы информации и общественных связей штаба УВД)

1. Стратегии, дискредитирующие оппонентов, умаляющие или пытающиеся уничтожить противников.

2. Стратегии, превозносящие союзников (или заказчиков текста), т.е. стратегия презентации.

3. Стратегии самопрезентации.

По мнению Н.Б Руженцевой, все стратегии и конкретные тактические схемы из реализации в той ли иной степени содержат и провокационную, и манипулятивную составляющие, все направлены на то, чтобы сформировать или изменить картину мира адресата, транслировать ему авторскую точку зрения на мир, событие или явления, волевым усилием внедрить ее в сознание читателя или телезрителя, то есть является одним из способов программирования [Руженцева 2004: 11].

Функцию осуществления коммуникативной стратегии выполняет коммуникативные тактики. У Т.А. Ван Дейка - это «функциональная единица, последовательность действий, которая способствует решению локальных или глобальных задач в рамках стратегии» [Ван Дейк 1989: 63]. Например, стратегия получения информации может реализовываться в тактике выведывания информации, которая в свою очередь, предполагает один или серию коммуникативных ходов. Однако «семантический ход реляционен, т.е. он определяется функционально по отношению к предшествующему и последующему ходам. Тактики же относительно независимы, они могут использоваться как изолировано, так и комплексно [Ван Дейк 1989: 66].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что тактики ориентированы на выполнение способов реализации стратегии речи. Так, Т.В. Матвеева предлагает понимать коммуникативную тактику как «речевой акт, взятый в аспекте целеполагания и представляющий собой конкретный этап осуществления речевой стратегии, то есть шаг, на пути генеральной цели» [Матвеева 2003: 42].

В речевых тактиках, по определению О.Я. Гойхмана, реализуется речевая стратегия общения. Под речевой тактикой он понимает «речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации [Гойхман 2001: 37]. Как уже говорилось выше, речевая тактика, по О.С. Иссерс, - это «одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии» [Иссерс 2003: 111]. С учетом рассмотренных подходов к определению коммуникативной тактики, под последней мы понимаем конкретные способы реализации стратегии.

Итак, в нашей работе мы придерживаемся подхода, активно применяемого в отечественной лингвистике, согласно которому стратегия реализуется посредством набора речевых тактик. В рамках данного подхода, структура стратегии схематично может быть представлена в следующем виде:

Стратегия

Тактика 1

Тактика 2

Тактика n…

Следует также сказать о том, что в рамках одной публикации, стратегия может описываться при помощи нескольких коммуникативных тактик.

Без всякого сомнения, одной из главных задач PR-текста государственной организации является задача осветить с положительной стороны деятельность организации для общественности. Стратегия самопрезентации сопровождается акцентированием в PR-текстах положительных моментов и фактов профессиональной деятельности организации.

Стратегия самопрезентации предназначена для того, чтобы показать общественности, что данная государственная структура является сильной, значимой для общества организацией.

Данная стратегия включает в себя различные тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие окружающими адресанта:

1) тактика информирования;

2) тактика акцентирования положительной информации;

3) тактика оппозиционирования;

4) тактика признания существующих проблем и указания на путь их решения.

Все эти тактики различно реализуются в зависимости от существующего положения, наличия необходимых фактов.

Самопрезентация - широкое и объемное понятие, и, соответственно, используется в ряде наук. С точки зрения психологии, самопрезентация направлена на возбуждение в объекте воздействия определенных эмоций с расчетом на то, что эти эмоции вызовут желаемую реакцию [Гринберг 2005: 89].

Создание положительного впечатления об адресанте актуализирует доверие аудитории к говорящему. Для создания необходимого образа пресс-служба организации использует набор стратегий. Стоит отметить, что в профессиональной и социально-общественной деятельности УВД самопрезентация выступает как основная стратегия.

Имидж -- это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта - товара, института, организации или человека, целенаправленно формирующейся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы, пропаганды. Имидж государственной структуры - это целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации.

Мы выделили следующие основные функции имиджа государственной организации:

1) Объединение сотрудников, формирование единого командного духа, развитие организационной культуры.

2) Расширение известности, знания, понимания, интереса общественности к организации, способствуя улучшению репутации.

3) Развитие у общественности ассоциации с позитивными характеристиками деятельности организации.

4) Выражение идентичности организации.

Основными носителями имиджа государственной организации являются: имидж руководителя организации, имидж персонала, информационные материалы для СМИ (PR-тексты, видеоматериалы, аудиоматериалы, фотоматериалы и другое), имидж услуги, внутренний имидж организации, визуальный имидж организации, социальный имидж организации.

PR-текст - это разновидность текстов массовой коммуникации, инструмент публичных коммуникаций, функционирующий наряду с текстовыми формами смежных форм (журналистика и реклама).

Основные оперативные документы в государственных организациях:

1) пресс-релизы;

2) деловые письма;

3) служебные записки;

4) информация о проведении специального мероприятия;

5) годовой отчет;

6) коммуникационная программа;

7) устно-письменные тексты публичных выступлений.

Существует множество подходов к определению коммуникативной стратегии, под последней мы понимаем путь, посредством которого адресант воздействует на адресата; схему речевых действий, которые приводят говорящего к достижению цели. Одной из главных задач PR-текста государственной организации является освещение с положительной стороны деятельности организации для общественности. Особенностью стратегии самопрезентации является то, что она сопровождается акцентированием в PR-текстах положительных моментов и фактов профессиональной деятельности организации.

Глава 2. Анализ PR-текстов группы информации и общественных связей штаба УВД города нижний тагил

2.1 Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации в PR-текстах

В собственно исследовательской части нами будут рассмотрены и выделены основные тактики стратегии «самопрезентация».

Всего нами было рассмотрено 160 PR-текстов, в которых наблюдается реализация стратегии «самопрезентация». Данная стратегия реализуется набором тактик, который представлен в анализируемых текстах в объёме 585 примеров.

Без всякого сомнения, одной из главных задач PR-текста государственной организации является освещение с положительной стороны деятельности организации для общественности. Поэтому в рамках стратегии самопрезентации наиболее актуальной проблемой является формирование имиджа организации.

Поскольку обычно представитель общественности не имеет с пресс-службой государственной организации личных контактов, фактически он воспринимает имидж данной организации через сообщения в СМИ.

Можно сказать, что имидж организации является частью профессионального успеха пресс-службы. Отсюда следует, что чем точнее будет выстроен имидж, тем эффективней будет коммуникация с общественностью и, следовательно, будет достигаться основная задача - завоевание и удержание доверия населения.

В ходе анализа PR-текстов группы информации и общественных связей штаба УВД города Нижний Тагил нами были выявлены основные жанры, чаще всего используемые при составлении материалов:

- пресс-релиз

- лист вопросов-ответов

- обращение

- фактическая справка

Пресс-релиз - основополагающий, часто используемый жанр для составления текстов пресс-службой УВД. Это объясняется тем, что пресс-релиз - это основной документ и наиболее распространенный способ передачи информации прессе. Цель написания пресс-релиза - подготовка информации в готовой для публикации форме для ознакомления общественности с деятельностью государственной структуры, создание позитивного имиджа и благотворного информационного климата для организации.

Лист вопросов-ответов используется не часто, в основном поводом для написания материала в таком жанре служит пресс-конференция, брифинг с журналистами или годовая отчётная пресс-конференция. На каждое из специальных мероприятий сотрудники пресс-службы подготавливают лист вопросов-ответов для начальника УВД, где содержатся предполагаемые вопросы журналистов СМИ и ответы на них.

Обращение - редко используемый пресс-службой жанр. Применяется при определенных поводах - например, обращение на радио начальника УВД в преддверии политических выборов.

Фактическая справка встречается редко, представляет набор фактов, цифр, тезисов, предназначенных для использования и цитирования журналистами. Этот документ, организация использует для подготовки к отчётной годовой пресс-конференции, как вспомогательный информационный материал для начальника УВД. С помощью фактической справки журналист получает в сжатой форме наиболее важную фактическую информацию о работе организации. Краткость такой справки необходима для того, чтобы не перегружать и не запутывать журналиста информацией, а акцентировать внимание на самом главном.

2.1.1 Реализация тактики информирования

Как отмечают исследователи, не пользуясь тактикой информирования невозможно сформировать имидж организации [Паршина 2007: 44]. Данная тактика позволяет понять принципы выстраивания имиджа.

В анализируемом материале мы выявили 290 примеров с использованием тактики информирования. Из них приёмов: 145 - использование наименования организации, 95 - информирование о работе руководства, 50 - информирование о работе рядовых сотрудников (Диаграмма 1).

Прием 1. Использование в PR-тексте наименования организации.

1. В 2008 году работа УВД города Нижнего Тагила по противодействию незаконному обороту наркотиков была направлена на изобличение сбытчиков и поставщиков наркотических средств в город Нижний Тагил (пресс-релиз от 15.01.10).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.