Имидж создается длительными и целенаправленными усилиями системы связей с общественностью. Систематически планируемая и осуществляемая деятельность, направленная на формирование нужного общественного мнения, мероприятия в сфере создания и поддержания репутации - одни из составляющих PR-механизмов создания имиджа организации [Шарков, Ткачев 2003: 120].
Корпоративный имидж государственной организации выполняет следующие функции:
1) Объединение сотрудников, формирование единого командного духа, развитие организационной культуры.
Серьезное воздействие на восприятие имиджа организации внешней общественностью оказывают её собственные служащие. Поэтому роль внутренней общественности постоянно должна находиться в центре внимания PR-специалиста. Командный дух и моральный настрой работников определяют, будет ли организация иметь положительные отзывы у общественности, вести успешную деятельность, иметь положительный имидж. Коллективное восприятие организации ее общественностью на основании того, что она говорит и что делает, создает имидж организации [Русаков 2006: 124].
Организационная культура - система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства [Шарков, Ткачев 2003: 112]. Культура организации является специфической, характерной для данной организации системой связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности. Организационное поведение проявляет себя в добровольные действия, направленные на достижение целей организации, поведение организации как единого механизма, повышение репутации. Организационная культура помогает решать задачи позиционирования, координации и мотивации.
2) Расширение известности, знания, понимания, интереса общественности к организации, способствуя улучшению репутации.
Фактору репутации уделяют внимание все современные развивающиеся организации. Положительный имидж организации влияет на её известность, хорошую репутацию, успешную деятельность.
3) Развитие у общественности ассоциации с позитивными характеристиками деятельности организации
Хороший имидж постепенно влечет формирование у общественности ассоциаций, связанных с позитивными характеристиками организации. Например, характеристики, гарантирующие качество, надежность, ответственность [Жировских 2007: 84].
4) Выражение идентичности организации.
Корпоративная идентичность - это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Все, что организация говорит, делает и создает (включая свой имидж), формирует её идентичность. Сюда относится характер деятельности, формальные и неформальные коммуникации, политика организации, поступки персонала и так далее [Браун 2000: 57].
Таким образом, корпоративный имидж - это имидж организации в целом, совокупность таких компонентов, как престиж, успех, репутация, стабильность. Изучение функциональных отношений в имиджелогии позволяет обосновать приемлемость, доказательство, обоснование профессионально-личностного, корпоративного имиджей и их составляющих, а также технологий, используемых в процессе их формирования.
1.2 Носители имиджа государственной организации
Интерес к имиджу является признаком перспективных, развивающихся организаций, которые стремятся обрести свой привлекательный, запоминающийся образ, достичь успеха [Василенко 2003: 86]. Особое внимание уделяется разработке средств, которые позволяют идентифицировать организацию с декларируемыми ею ценностями. К таким средствам относят:
- организационную культуру как систему взаимодействий и отношений, способствующих ведению деятельности и достижению целей;
- корпоративный дизайн (фирменный стиль, внешняя атрибутика);
- организацию связей с общественностью с целью формирования позитивного имиджа организации в общественном сознании [Лысикова 2006: 45].
Формирование организационной культуры, в отличие от имиджа организации, представляет в большей степени стихийный процесс, в то время как создание образа организации - процесс сознательно управляемый.
Крайне важна культура внутриорганизационных отношений, в которой представлены ценности, нормы, модели поведения, принятые в организации [Чурилова 2002: 28]:
- отношение к персоналу организации как к высшей ценности;
- форма обращения руководителя к подчиненным;
- соблюдение делового этикета, в том числе взаимоотношения руководителя и его заместителей, следование правилам субординации;
- степень уважения к ветеранам организации;
- отработанная система поощрений и наказаний;
- предоставление возможностей служебного и профессионального роста, в том числе повышение квалификации, продвижение по служебной лестнице.
На внешнем уровне организационной культуры располагаются визуализированные атрибуты:
- внешний вид здания и прилегающих территорий;
- стиль оформления служебных помещений и их санитарное состояние;
- форма одежды персонала;
- культура письменной и устной деловой речи;
- церемонии, ритуалы, принятые в организации, в том числе прием на работу новых сотрудников, переход из одной должности в другую, общие празднования;
- музеи, в которых отражении история организации, герои;
- награды, знаки отличия, иная символика.
Оба уровня тесно сосуществуют и создают общую психологию организации, не похожую ни на какую другую, которая и лежит в основе имиджа организации.
Неотъемлемым атрибутом любой сформировавшейся системы является структура. К. Шенфельд полагает, что имидж организации выстраивается одновременно и включает четыре компонента:
1) имидж товара;
2) имидж управленческий и финансовый;
3) имидж общественный, который демонстрирует активность как член сообщества;
4) имидж организации как работодателя, он показывает отношение к служащим: уровень заработной платы, форма общения и т.д.
Для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит организации позитивный имидж [Браун 2000: 80]. Совокупность носителей имиджа государственной организации даёт представление о её деятельности. В неранжированном виде (поскольку ранжирование зависит от специфики государственной организации) носители имиджа организации включают следующие основные составляющие или компоненты:
1) Имидж (образ) руководителя организации.
Имидж основателя и/или основных руководителей включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках основателя (руководителей) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения, поступки и параметры неосновной деятельности, или контекст, в котором действует (ют) основатель (руководители) организации [Моисеев 2001: 115].
Внешность является наиболее открытой для наблюдения характеристикой человека, не требующей для своего опознания длительного времени, представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешность - понятие собирательное, внешний облик человека создают одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения и т.д.). Внешность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие, так как люди склонны связывать отдельные внешние характеристики с определенными характерологическими чертами [Джи 2000: 53].
К особенностям вербального и невербального поведения относятся мимика, жестикуляция, улыбка, контакт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношением.
Социально-демографические характеристики - пол, возраст, уровень образования, доходы, жилье, жизненный цикл семьи и т.д.
Поступок - форма поведения человека в определенной ситуации. Именно поступки служат основой для выделения черт личности.
Идеальный руководитель обладает следующим набором взаимоисключающих и взаимопредполагающих характеристик [Шарков, Ткачев 2003: 178]:
1) твердый - гибкий;
2) серьезный - наделенный чувством юмора;
3) дружелюбный - умеет держать дистанцию;
4) преданный своему делу - не теряет головы при победах и поражениях;
5) мечтательный - наделен развитой волей;
6) готовый к риску - умеет все просчитать заранее.
2) Имидж персонала - собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты: физические, психофизиологические, социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиальные особенности и многое другое [Бодуан 2001: 108]. Он формируется на основе прямого контакта с работниками организации. При этом каждый из них представляет «лицо» учреждения, организации, по которому судят о персонале в целом. К наиболее характерным чертам имиджа персонала относятся следующие [Чурилова 2002: 43]:
- профессиональная компетентность (мобильность - быстрота и качество обслуживания, аккуратность в реализации должностных обязанностей, точность выполнения работы, квалифицированная профессиональная подготовка, информированность - готовность представить справку по интересующему вопросу);
- культура общения (речевая грамотность, коммуникабельность, приветливость в общении);
- социально-психологические характеристики сотрудников;
- социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования и т.д.);
- визуальный имидж (фирменная одежда и т.п.).
3) Информационные материалы для СМИ, исходящие из организации (PR-тексты, видеоматериалы, аудиоматериалы, фотоматериалы и другое).
Сегодня одним из основных элементов успешной деятельности государственных органов и других организаций выступает разработка развернутой программы связей со средствами информации. Организации, устанавливающие двусторонние связи с общественностью, добиваются широкой известности, имеют благоприятный имидж, пользуются доверием и уважением населения, что обеспечивает хорошее отношением к ним с её стороны [Королько 2000: 97].
PR-тексты, фотоматериалы, видеоматериалы, аудиоматериалы - обеспечивающие средства PR. Данные материалы используются при решении многих задач PR, которые предполагают проведение конкретных действий, подготовку и использование конкретных материалов.
Письменные материалы. Любая организация, как частица общества, чувствует себя нормально в социальном окружении только тогда, когда она постоянно, честно информирует общественность о своей жизни, а общественность, в свою очередь, имеет объективное представление о ней. Чем больше поступает информации об организации, тем больше доверия, расположения, уважения вызывает у аудитории ее деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11