Рефераты. Анализ ассортимента и конкурентоспособности коньяка, реализуемого в ТЦ "Метро Кеш энд Керри"

В некоторой степени на замедление темпов роста рынка коньяка в 2007 году могло сказаться повышение акцизных ставок, тогда как на виноградные вина ставки были даже снижены.

Однако по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), несмотря на аналогичное увеличение в 2004 году на 18,4% (до 135 рублей за литр безводного спирта) акцизных ставок на напитки с объемной долей этилового спирта свыше 25%, в первые месяцы текущего года, по сравнению с соответствующим периодом 2003г., наибольший рост объемов продаж населению - 21,8% - был характерен именно для коньяков. [11]

Коньяк относится к крепким алкогольным напиткам, традиционно пользующимся спросом у российских потребителей. По сравнению с традиционной для России водкой коньяк считается напитком более высокого класса. В условиях роста доходов населения, возможности широкого выбора различных алкогольных напитков, изменения потребительских предпочтений в сторону более качественной продукции темпы роста потребления коньяка в ближайшее время, по мнению большинства аналитиков, останутся довольно высокими (рис. 1).

Вместе с тем, укладываясь в рамки общих тенденций, сформулированных в начале статьи для рынка алкогольной продукции в целом, процессы на рынке коньяков отличаются определенным своеобразием, а в ряде случаев и противоречивостью. Это своеобразие, по нашему мнению, обусловлено двумя особенностями коньяков как товарной группы. [17]

Во-первых, по содержанию алкоголя коньяк имеет близкие аналоги - водку, виски и т.д., со стороны которых испытывает постоянное конкурентное давление, в то время как, например, вино полноценного аналога по этому признаку не имеет.

Во-вторых, по сравнению с аналогами и заменителями, коньяки отличаются чрезвычайно большим ассортиментом и набором потребительских свойств, в силу чего представлены в гораздо более широком ценовом диапазоне. Это обстоятельство уже само по себе предопределяет неоднородность рынка коньяков и наличие на нем многочисленных сегментов, развитие которых порой подчиняется существенно различающимся закономерностям.

Рынок коньячной продукции условно можно разделить на несколько ценовых сегментов.

Нижний ценовой сегмент - это коньячная продукция, продающаяся в рознице по цене менее 180 рублей за бутылку 0,5 литра. В основном это коньяки трехлетней выдержки российского или молдавского производства.Средний сегмент представлен коньяками от 180 до 270 рублей за бутылку 0,5 литра. Сюда уже входит продукция повышенного качества - коньяки четырех- и пятилетней выдержки.

Верхний ценовой сегмент составляет продукция стоимостью от 270 рублей за бутылку 0,5 литра. Это в основном армянские и грузинские коньяки пяти- и семилетней выдержки. На верхнем ценовом уровне этого сегмента находятся французские коньяки высшей категории качества, процент потребления которых на порядок меньше, чем у армянских и грузинских коньяков. [2]

Анализ данных за последние несколько лет показывает, что рыночные доли различных ценовых сегментов относительно стабильны. При этом нижний сегмент «подпитывается» преимущественно за счет притока части потребителей водки, средний - за счет потребления любителей коньяка из нижнего сегмента. Для верхнего ценового сегмента очевидные источники «подпитки» не просматриваются. Видимо, поэтому при общем росте потребления коньяков абсолютный прирост объемов продаж в верхнем ценовом сегменте все же уступает приросту в нижнем и среднем сегментах.

Косвенным подтверждением этому являются данные о ценовых предпочтениях потребителей, полученные компанией «Бизнес Аналитика»: даже в крупнейших российских городах 3/4 опрошенных предпочитают коньячную продукцию стоимостью до 300 рублей, т.е. попадающую в низкий и средний ценовые сегменты, выделенные «Бизнес Аналитикой».

Более дорогостоящая коньячная продукция для большинства населения является пока недоступной в условиях существующих в настоящее время темпов роста доходов, которые, скорее, могут позволить в среднесрочной перспективе перейти с потребления коньяков из низкого ценового сегмента в средний, чем из среднего - в высший.

По мнению экспертов ИКФ «ИнфоТехКонсалт-Р», в настоящее время «центр тяжести» объемов продаж коньяков находится вблизи отметки 170-190 рублей, т.е. на границе нижнего и среднего ценовых диапазонов.

По данным годовых отчетов СУАР (Союза участников алкогольного рынка), общий объем потребления коньячной продукции в РФ в 2003 году составил 5,9 млн. дал.

Далее на рис. 2 приведены результаты и сопоставление исследований потребления коньяков и бренди трех различных аналитических компаний.

Данные об общероссийском рынке взяты на основании исследования, проведенного компанией «Бизнес Аналитика» в 2003 году.

Вывод: коньячная продукция, составляющая средний ценовой сегмент, в исследовании «Бизнес Аналитики» практически полностью соответствует ценовому диапазону от $12,3 до 18,9 за литр, т.е. 180-270 рублей за бутылку емкостью 0,5 литра. Этот сегмент занимает самую большую долю в общем объеме потребления коньяков и бренди - порядка 50%.

Общий объем потребления коньячной продукции, составляющей средний ценовой сегмент, на основе данных компании «Бизнес Аналитика», может быть оценен величиной порядка 2,9-3 млн. дал. [20]

Анализируя данные о ситуации на московском рынке коньяка по результатам исследования аналитической компании CRG, проведенного в 2007 году.

По данным исследования CRG, доля потребителей, предпочитающих коньяки и бренди стоимостью 200-300 рублей за 0,5 литра, составляет 31% (рис. 3).

Общий объем потребления коньячной продукции, составляющей средний ценовой диапазон, оценивается величиной в 1,8-2 млн. дал.

Данные о ситуации на рынке коньяка 8 городов-«миллионников» по результатам исследования аналитической компании EMC, проведенного в 2006 году показали, что в ходе исследования были опрошены 6 тысяч респондентов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске.

Границы ценового диапазона в этом исследовании размыты, однако, исходя из того, что данные компании CRG во многом совпадают с данными EMC (рис.4), можно оценить долю среднего сегмента 6-8 %.

Исходя из полученных данных, общий объем потребления коньяков в среднем ценовом диапазоне оценивается на уровне 1,6-1,7 млн. дал. [12]

Сопоставляя приведенные результаты исследований, следует остановиться на возможных причинах несовпадения оценок.

1. Различие методик - розничного аудита и анализа потребительских предпочтений.

С одной стороны, картина, характеризующая потребительские предпочтения, может в значительной мере расходиться с картиной предложения. Однако в случае с ценовыми предпочтениями такое несоответствие должно быть минимальным, поскольку фактор цены для большинства покупателей является решающим.

2. Различие рамок ценового диапазона, прежде всего нижней границы. Во втором и третьем исследованиях средний ценовой сегмент завышен - 200 рублей против 180. По данным розничного аудита, на российском рынке присутствует коньячная продукция, входящая в так называемый диапазон разности - 180-200 руб., что, по всей видимости, и вызвало значительные расхождения.

3. Различие целевых аудиторий.

Если «Бизнес Аналитика» оперирует данными по российскому рынку в целом, то исследования двух других аналитических компаний проведены в крупнейших городах с более высоким уровнем жизни населения, следовательно, уровень потребления коньяков среднего ценового диапазона в целом по России может быть несколько снижен по сравнению с данными исследований CRG и EMC.

Исходя из представленных сравнений, объем потребления коньячной продукции стоимостью 180-280 рублей за 0,5 литра оценен специалистами ИКФ «ИнфоТехКонсалт-Р» на уровне 2,0-2,3 млн. дал. [20]

В настоящее время коньяки в России производятся, по данным официальной статистики, 99 предприятиями, объем выпуска в 2006 году составил 3,5 млн. дал. При этом более 50% приходится на 5 крупнейших заводов: ОАО «Московский винно-коньячный завод «КИН», ПК «Кизлярский КЗ», коньячный комбинат «Дербентский» (Дагестан), ЗАО «Дмитровский ликероводочный завод» (Московская область), ЗАО «Мосазервинзавод» (Москва).

Среди этих предприятий закупки коньячных спиртов иностранного происхождения, по данным официальной статистики за 2006 год, осуществляют ОАО «Московский винно-коньячный завод «КИН» - 3 661 650 литров 100-процентного спирта французских компаний «ЕТС Люсьен Бернан» и «Барбезье Матрикс», и ЗАО «Мосазервинзавод» - 1 445 980 литров 100-процентного спирта из Азербайджана и Грузии.

При этом именно эти два предприятия из пяти лидеров, по данным ГКС РФ, в 2006 году увеличили свою долю на рынке и продемонстрировали наилучшую динамику развития бизнеса.

Основные марки коньяков, выпускаемые ОАО «Московский винно-коньячный завод «КИН», - «Московский», «А. Бержерак», «Старый город», «Золотые купола». Изготавливаются эти коньяки из французских и российских коньячных спиртов выдержки не менее 4 лет. Следует отметить, что в Московском регионе эти напитки пользуются популярностью: по данным аналитических компаний СRG и «Бизнес Аналитика», коньяки «Московский» и «Старый город» входят в десятку наиболее предпочитаемых.

По результатам исследования ИКФ «ИнфоТехКонсалт-Р», объем импорта коньяка из Молдавии занимает основную долю - 60% - в структуре общего объема импортируемой в РФ коньячной продукции из стран ближнего зарубежья, а доля Молдавии в импорте всей коньячной продукции составляет 51% (табл. 1).

Таблица 1 - Объем импорта молдавских коньяков в РФ в 2006 году (источники: ГТК РФ, 2006 год)

№ п/п

Компания-производитель

Объем импорта, л

% от общего объема импорта

1.

ГУП ТВКЗ «Квинт»

4 684 620

52,7

2.

АО «Барза Албэ»

1 701 553

19,1

3.

АООТ «Арома»

1 401 958

15,8

4.

СП ВКЗ «Винимпекс»

449 250

5,1

5.

АО «Винерия Бардар»

245 063

2,8

6.

АО «Кэлэраш Дивин»

222 585

2,5

7.

ООО СП «Колусвин»

184 545

2,1

8.

Другие

4800

< 1

9.

Общий объем импорта, л

8 894 378

100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.