Рефераты. Очерки истории аула Кища

По имеющимся данным, до распространения ислама, Кищинцы были язычниками, как и в других аулах, ислам в Кищах насаждался силой оружия.

После того, как арабы установили своё господство в Дагестане роль арабского языка и арабской культуры в жизни его населения не успели проявиться. Влияние арабской культуры на Дагестан стало ощушаться позднее[24].

Несмотря на трудности изучения арабского языка, тяга кищинцев к арабскому языку была. Из числа кищинцев вышли арабисты -учёные, которые в совершенстве овладели этим языком и составляли труды в различных областях науки. К таким арабистам относятся Курбанов Исакади, Магомедов Ахмед - Гаджи Кадий, который работал кадием в Кайтаго - Табасаранском округе, в Маджалисе. В последние годы жизни работал кадием в селении Кища. До 1956г. сохранились много рукописей, а потом они исчезли бесследно. Известно, что эти труды были написаны известными арабистами.

Основная масса сельчан продолжали жить в условиях сельской общины  свободными крестьянами. Были хозяйства, достигшие значительных успехов. Так, например, в хозяйстве Гаджиева Гаджи-Ахмеда из нижнего Кища имелось 1500 голов овец, 300 голов лощадей и соответствующие им земельные владения.

До настоящего времени в Кищах сохранились название тухумов. В Кищах употребляют термин (тухум), (жинс), (насаб), (тайпа), (тарап), и т.д.. В настоящее время в Кищах имеются следущие из наиболее известных тухумов:

1.   Х1асбулти - земледельцы и скотоводы.

2.   Г1яйнилавхъали - земледельцы и скотоводы.

3.   Къат1у - земледельцы и скотоводы.

4.   Ччяму - земледельцы и ткачи.

5.   К1уц1ли - земледельцы, скотоводы и ткачи.

6.   Жях1ни - скотоводы и ткачи.

7.   Бялла - скотоводы.

8.   Г1усманхъали - купцы и сапожники (корни от евреев).

Тухумы в Кищах были очень дружны между собой. Имелись кладбища у отдельных тухумов, например, у тухумов Ччяму и Гасбаловых. Раньше невесту брали только из своего тухума, а если юноша имел двоюродную сестру, то в первую очередь он женился на ней. Например, из тухума К1уц1ли и Бялла не брали в жёны и не выдавали за парня этого тухума, девушку другого тухума.

Многие жили в бедности. Спали прямо на полу, подложив овечий тулуп, и говорили: «Что человек без тулупа - этот человек труп». Касумов Омарасхаб рассказывал, что у них семья была большая. И что у них в семье был только один овечий тулуп. «Мы, до конца недоев ужин, спешили, занят  этот тулуп, так как, кто первым её занимал, тот и спал на нём, остальные же спали на сухой соломе». Здесь мы видим, как бедно жили горцы в Дагестане.

О печке не имели представления. В углу комнаты были очаги (пав), где прямо на полу разжигали огонь, а кушать готовили в медных посудах, подвещанных на длинных цепях. В настоящее время такие очаги сохранились в некоторых домах, в частности, в доме Абдуллаева Касума Абдуллаевича, Исрапилова Гусейна и в других. Комнату горца украшали медные и фарфоровые посуда, на дне с отверстием, служившее для вещания на стену.

В натуральном в своей основе хозяйстве даргинцев важное значение имела обработка кожи, шерсти растительных волокон. Среди домашних промыслов, первостепенное положение занимало производство тканей, шедших на изготовление одежды[25].

Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что объясняется значительным развитием овцеводства. Сукноделием занимались почти во всех селениях даргинцев, изделия которых славились по всему Кавказу и были известны в Закавказье под названием «кубачинские шали»[26].

Наряду с сукноделием большое значение имело изготовление тканей из конопли - дук1уми. Центрами изготовления этих тканей явились в основном селения Кайтагского уцмийства, в том числе Кища, Кубачи, Харбук и др..

По преданию в Кайтагском уцмийстве и за её пределами славились кищинские сукна. это подтверждают даже жители близ лежащих селений[27].

Как и другие даргинцы, кищинцы для производства сукна использовали веретено (дурук), прялку (икалазари) и мотывало (чирхла, арклуми), станок (кидигъ) и челнок (ч1ух1яра). Здесь перечислены основные части сукнодельного ткацкого станка, которые сохранились и хранятся в школьном музее (КСШ №2).

Кищинцы продавали сукна в соседних селениях Кайтагского округа и в других сёлах соседних округов Дагестана. Часто, сообщают старики, свидетелями которых являются сами, приезжали скупщики, покупали большими партиями. Известными мастерицами считались: Амирова Патимат, Ибрагимова Патимат, Рашидова Загьра, Амирова Аминат и др. Куски конопляных тканей и ныне находятся в музее нашей школы (КСШ  №2).

Конопляные ткани (дук1уми) использовались не только для мужской и женской одежды, но и для обделки войлочных сапог (варгьила дабри). Станок для конопляных тканей (души бушан чекча) по своему устройству значительно отличался от более простого ткацкого станка для сукна. Он представлял собой деревянный каркас на четырёх ножках треугольной формы, несколько напоминающий остов горской арбы.

 При прядении нити из хлопковых волокон почти всегда применялась прялка. Пряжу из хлопка обычно подкрахмаливали, используя для этого пшеничную или ячменную муку. Хлопчатобумажные ткани в отличии от других видов, нередко делались в клетку, для чего часть пряжи, идущей на уток, красилась. Первоначально в качестве красящего материала широко использовали марену, кору дуба, сажу из дымохода, медный купорос.

Подытоживая первую главу, мы приходим к выводу, что аул Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурными и яркими страницами жизни аула, что Кища является одним из старинных и исторических сёл Дахадаевского района, что видна из первой главы настоящей дипломной работы.






Глава 2. Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане.

                                    

Февральская буржазно-демакратическая революция 1917года явилась переломным пунктом в истории народов России. 7 ноября 1917года победила Великая Октябрьская революция. Весть о революции быстра разнеслась по всем уголкам царской России. Дошла и до кищинцев.

Революция не внесла коренных изменений в положении трудящихся масс в том числе и горцев. Областной исполком стал местным органом Временного правительства в Дагестане. Правой рукой этого органа было мусульманское духовенство.

В мае 1917 года на съезде горцев Кавказа, состоявшийся во Владикавказе, было образовано духовное управление во главе с Нажмутдином Гацинским.

Горцы, томившиеся под двойным гнётом жестокого классового и национального гнёта, встретили эту весть с большим восторгом. Жители аула, выступая на митингах, говорили, что нужно принять участие в борьбе за установление советской власти в Дагестане. Особо выступали на митинге будущие красные партизаны: Тамирхан Курбанов, Рабадан Магомедов, Багомед Гаджимусаев, Сулейман Гаджиев, Магомед Исаев, Магомед Ахмедов.

Участник этих событий сообщает: «По имени Курбан, фамилию не знаю, который участвовал в Первой мировой войне, за отличие в этой войне, наверное, - продолжал он -, был награждён медалями, которые висели у него на груди. Приехал он на коне, имел в руках саблю. Он скакал на коне по главной улице села, махал саблей то вправо, то влево и кричал: «Товарищи, будет новое время, не будет богатых и бедных и т.д. Подобное.» Большинство не верили, вскоре он уехал в армию[28].

Октябрьская революция вывела страну гор к социализму, минуя капиталистическую формацию в своём развитии. Толька она разрешила наболевшую в Дагестанских условиях проблему земли. Принятый на втором Всероссийском съезде Советов «Декрет о земле» имел большое значение для горцев Дагестана. Этот декрет в корне изменил положение горцев.

Политическая и экономическая отсталость окраин России затрудняла победу революции на местах. Так и случилось в «стране гор». Реакционные органы Временного правительства, крупные представители духовенства оказывали упорное сопротивление революции.

Руководство революционными силами в Дагестане осуществлялась образовавшимся в ноябре 1917 года военно-революционным комитетом.

Контрреволюционеры сплачивались и готовились к походу, и 25 марта 1917 г. по приказу облисполкома выступили на Порт-Петровск. В Порт-Петровске была свергнута революционная власть. В Дагестане был установлен деспотический режим. После изгнания банд Гацинского с плоскости, 2 мая 1918г. был образован областной военно-революционный комитет, который руководил в дальнейшей революцией в Дагестане.

22 мая 1919года авангардные части Деникина прибыли в Порт-Петровск. Благодаря повседневной работе коммунистов, разъяснению ими сущности колониальной политики иностранных интервентов и белогвардейцев в результате огромного недовольства трудящихся и горцев в июне 1919года началось всенародное восстание против деникинцев.

Свободолюбивые горцы, покинув свои сакли, сёла, уходили в партизанские отряды и боролись за Советскую власть. Среди них были Тамирханов Магомед, Багомедов Рабадан, Гаджимусаев Багомед, Гаджиев Сулайбан и др.[29].

Они сражались в различных округах Дагестана: в Маджалисе, Мамедкале, Дербенте, Карабудахкентском районе и в других местах. Они сражались в окрестностях селения Кища, в частности в сражении «Унеу-Къяб».

Некоторые партизаны погибли в годы Гражданской войны. В их числе были Курбангаджиев Магомед, который погиб в сражении за Дербент. Курбанатаев Магомед, Хидриев Магомед, Алиев Магомед погибли в Маджалисе[30].

Дагестанский народ оказал величайшую помощь, подняв всенародное восстание в тылу Деникина, отвлекал его силы. Они помещали продвижению его банд вглубь России.

Когда кищинцы узнали о приближении контрреволюционных сил, собрались на площади в центре села, где выступил один из партизан Курбанов Тамирхан, который в тот период работал в Маджалисе чекистом. Он говорил о том, что весь Дагестанский народ поднялся на борьбу с деникинцами.

Деникинцы добрались до Уркараха.

Осенью 1919года вооружённый отряд деникинцев ворвался в окрестности селения Кища. Деникинцы в Уркарахе не решились бесчинствовать и направились в селение Кища. На территории возвышенной местности «Зиннукьачи» деникинцы установили пушки , намериваясь разрушить аул до основания.

Жители знали о приближении деникинцев, поэтому женщины и дети ушли в леса и горы , предварительно угнав с собой скот и собрав пожитки. Селяне оказали упорное сопротивление, но силы были неравными. В неравном бою были захвачены в плен 8 бывших красных партизан. Среди них были все бывшие красные партизаны с нижнего селения: Курбангаджи, Магомедов Абдуразак, Багомедали, Гаджиев Муталиб, Магомедалиев Магомед и др.. Их выстроили в ряд на вершине скалы, под названием «Алила шурми - скала Али», угрожая смертью пленников, потребовали от селян 300 голов крупного рогатого скота, серебро и 50 м. самотканого сукна стального цвета, на что получили категорический отказ от жителей. К этому времени селение находилось в огне и в дыму пожара. Один из партизан Курбангаджи прыгнул со скалы, а семеро - укрылись в дыму пожара и бежали в горы.

Командир пушечной батареи деникинцев Абулкасам торжественно кричал: «Работает или не работает Абул - Касума мажар?!», - щедро паля из пушечных жерл  в приземистые сакли кищинцев[31].

Вслед за этим начались бесчинства, озлоблобленные белогвардейцы подожгли весь хлеб, свезённый на ток, но потом по приказу обратно потушили огонь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.