Рефераты. Очерки истории аула Кища

400 лет назад объединение этих поселений и дало новое название Кища. Есть версия, которую выдвигаю я сам: ки (к1иибил - второе) ши -  селение. На основе старого первого села (Цурмиант) возникает новое второе (к1иэсил) село, к1виши - селение из двух сёл - К1иша. Возможно, что эти три версии способствовали возникновению названия селения Кища и они взоимодополняют друг друга. Вот эти версии  можно считать традиционными версиями о возникновении названия аула.

Хотелось указать ещё на то, что нижнее Кища имело кроме названия «Цурмиант» другое название «Газигунт». Об этом рассказал один из сторожилов аула, исполнитель (мангуш) Алиев Гасан доносил сведения нижнекищинцам и начинал со слов - слушайте жители Газиганта...

Кища является одним из старинных и исторических аулов Дахадаевского района, это подтверждается многочисленными памятниками. Этому свидетельствует книга профессора Р.М. Магомедова «Памятники истории и письменности даргинцев» изданная в Махачкале 1964 году. В нём указывался «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго». Памятник относится к началу 18 в., периода правления Кайтагского уцмия Рустем-хана. Правда сама запись сделана в 1828г., но как свидетельствует примечание к сборнику, он переписан кадием Нухом из аула Кища с более древнего текста, который настолько старый, что стал затруднительным для чтения[15].

Этот свод заповедных законов Кайтаг-Дарго  записан при общем согласии всего уцмия Дарго.

В рассматриваемое время Дарго расчленялось на следующие земли: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго, в состав которого входило и аул Кища.

Для обозначения Кайтаг-Дарго употреблялось и название Уцмия Дарго. Название Уцмия-Дарго подчеркивало, что население данной территории входило во владение уцмия. В постановлениях Кайтагского уцмия Рустем-хана, опубликованных в «Сборнике сведений о кавказских  горцах» сказано, что этот свод был отдан на хранение в селение Кища[16].

В Дагестане имелись сельские общества, пользующиеся  в решении спорных  вопросов  доверием и авторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна таким селением являлось селение Кища. Здесь имелись знатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов в том числе «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго[17].

Дагестанские сельские судьи известны под названием картов (карт-слова кумыкское и значит «старик», «почётный»). Карты, кадии или муллы были в каждом селении, однако число их было весьма неопределённо и зависело от величины селений: в Уркарахе было 12 картов, Кищах и Харбуке по 8, в Кубачах - 7, в Утамыше - 4[18]. Судебные дела в Кайтаге рассматривались сельскими старейшинами, почётными лицами (судом маслиата) или кадиями, если эти дела относились к их компетенции. Если спорящие бывали из разных  селений и дела были серьёзны, то они обращались к тому старейшину или кадию, который считался наиболее опытным и авторитетным. Дела по крупным кражам, убийствам и увозу женщин рассматривались только в главных селениях магала. Если решением старейшин главного селения или кадия стороны оставались недовольные, они могли передать жалобу на рассмотрение в общественном месте, куда периодически для этого собирались старейшины всего магала и представители почетных лиц  (по 2-3 или 4 человека от каждого селения). Если и этим решением стороны оставались, недовольны, то они обращались к самому уцмию и с его разрешения отправлялись в Кища, где оканчивали свой спор по уцмийским адатам[19].

У арабиста из селения Кища М. Абакарова имеется текст договора кищинского джамиата на арабском языке, составленный в 1272г х. (1855-56), где говорится: «Если один человек убьёт другого и убийца неизвестен, то семья убитого возбуждает тяжбу против двух подозреваемых, затем из них выбирает одного, которого назначают в канлы (кровник) и навсегда выселяют из аула. А другой (второй подозреваемый) по истечению года отдаёт 6 туманов (60руб.) в качестве дията. Этот договор касается всех жителей аула[20].

Таким образом, маслиатные решения представителей сельскохозяйственных обществ, решения джамаатов и сельских судей являлись источником обычного права, сложившегося в Дагестане.

Основными видами наказания по обычаям были: 1) дият или кровная месть; 2) изгнание на срок или бессрочно; 3) штрафы в пользу общины. Все эти наказания сопровождались обязательными взысканием причинённого ущерба в пользу потерпевшего.

Смертная казнь адату  неизвестна, и не было лиц или органов для осуществления смертной казни. Но адат во многих случаях допускал право убивать преступника.

В старом Дагестане имелись сельские общества, пользующиеся в решении спорных вопросов доверием и авторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна славилось своим беспристрастием в решении  спорных  дел селения  Кища. Здесь имелись знатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов, в том числе и первичного текста «Свода заповедных законов»[21].

 Многие статьи из этого свода проводились в жизни кищинцев до последнего периода в частности: 1) за убийство - уйти в изгнание. Изгнание производилось по специальному постановлению джамиата.

По преданию аул Уреги (Урагъи) Дахадаевского района явилось частью села Кища, которое находится на расстоянии 48км. Этому свидетельствует тот факт, что диалект урагинцев является кищинским. Далее, различные название местности Уреги являются одинаковыми с кищинскими. До сегодняшних дней остались родственники урегинцев в Кищах, в частности нижнекищинец Ражабкадиев Хайдар имеет родственников. Как рассказывают старики, даже в последние годы из бывших владений урагинцев  (проданные кищинцами) кищинцы возили хлеб в Уреги.

О возникновении этого села вспоминали пожилое население Кища.

В селении Уркарах жил один богатый и безжалостный талхан (правитель). Он постоянно бесчинствовал, эксплуатировал соседние аулы . В те времена в ауле Кища жили три брата с отцом Х1яйдаром. Они пасли отару овец. Слышал об этом талхане Х1яйдар.

В один день, когда пасти овец собирался отец строго наказал ему: «Если появится талхан, прошу сынок потерпи, в драку не лез, ничего не говори». Сын отправился пасти овец. В полдень на коне прискакал талхан и ничего не сказав чабану, схватив на скаку самого жирного барана и ускакал. Этот же случай повторился на следующий день. Но на третий день отец даёт наказ младшему из сыновей «Не оставляй его, чтоб он надсмехался над твоими братьями». Он сделал дело как наказывал отец. Когда талхан схватив барана, хотел возвратиться, схватив за грудь, повалил на землю и ударил кинжал в сердце.

Такому повороту действий недовольные соседние селяне собрались в местности - Кьямхъу - и были согласны с таким решением. В местности от Бац1ары до Макьикь в ручей была брошена солома, на каком берегу будет соломы больше - та земля до конца сбора урожая находилась в пользовании селян. Поэтому эта местность сначала лета до конца осени находилась в пользовании Уркарахцев, а зимой - кищинцев. Недовольные этим кищинцы, виновных в этом семью Х1яйдара и ихний тухум, по решению джамиата были изгнаны из селения (урагъибти). Говорят, так возникло село Уреги.

Притом и само название - Уреги - в переводе с даргинского означает  - изгнанные - из селения Кища в основном и из соседних населённых пунктов в последующем. Ещё в древности Кища славилась, как аул земледельческое, которое обеспечивало зерновыми культурами соседние сёла. По преданию кищинцы обеспечивали зерном 7 сирагинских сёл. Старики рассказывают, что приезжие говорят, — что шум деревянных кура (лопат) в период молотьбы был слышен в Кубачах.

Экономическое положение кищинцев хорошо показано в книге Б.Г. Алиева «Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане» в одном из предании говорится:

«Талханы (правители) были в прошлом и в Дибгаая и Журклиая, однажды они поспорили между собой, кто из них богаче. Первый сказал, что он может протянуть от своего поселения до Журклиая золотую цепь, а второй сказал, что сможет протянуть от свое го хутора до Дибгаая бурдюки, наполненные мукой.» Преданиеотразило экономическое положение беков, наличие в их собственности огромных богатств, что было основой сосредоточения и политической власти над местным населением[22].

В старину кищинцы сдавали землю в аренду соседним земледельцам. Земли местности Бац1ари и шантла сани возделывали земледельцы из Уркараха и Кубачи, а урожаи делили поровну с кищинцами.

Урожай считался нормальным, когда получали от 30 бирха и более зерна ( бирха = 7,5 сях1, 1 сях1 = 2,5кг., т. е. 1 бирха =7,5 х 2,5 = 18,75кг.). Прогрессивные методы высева и возделывания, применяемые местными крестьянами давали огромные урожаи. До сих пор в народе ходит слух о том, что некто из тухума Ккяммая умудрился собрать с 10 посеянных сях1а пшеницы около 30 бирха отборного зерна и что упомянутый крестьянин, удивлённый и обрадованный доселе невиданным урожаем разрубил топором бирху (сосуд, куда высыпалось зерно и являлось мерилом сыпучих материалов), под предлогом, что «Меня аллах вознаградил стольким зерном, что мне больше его не потребуется до конца своих дней».

В селении имеются множество кварталов, в частности: Убил ши (нижнее село), ХЬар ши, Г1ялижай, Санакант (солнечная сторона), КЪябтар, Урц1наки, Лагьала бах1 (вершина голубей), Г1аржа, ХЪар ши (верхное село), Ухти, Кур-ку бах1, Дай ши (центр села), Шурагье бях1 (склон озера) и др..

Издавна кищинские мастерицы славились на весь округ по изготовлению и выделке тканей из местного натурального сырья: шерсти, конопли и ворса. Особого умения достигли мастерицы по изготовлению и выделке - пачи - материала на шерстяной либо хлопковой основе, прозванной в народе Кищинской шотланкой.

Для доревалюционного Дагестана была характерна общая культурная отсталость и сильное влияние мусульманской религии и духовенства на массы трудящихся.

Политика царизма по отношению к народам национальных окраин, в том числе народам Дагестана состояла в том, чтоб убивать зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык и держать в невежестве, непосредственным результатом этой политики явилось неразвитость и политическая отсталость этих народов. Об этом говорят данные первой всеобщей переписи населения 1897г., по которой из 571154 жителей области, грамотных было 52 826 человек, т. е. менее 2,5% населения. Естественно и среди кищинцев их было мало.

В политическом развитии кищинцы находились в отсталом положении. Большую роль в управлении аулом, как и в других горных аулах, играл сход жителей аула (мужчин). Сход (джамиат) собирался на базарной площади по зову мангуша. Он состоял из совершенолетних домохозяев и должностных лиц аула. В собрании участвовали по одному старшего члена от каждого хозяйства аула.

До реформы сельского управления, проведённой в конце Х1Х в. на основе церковного «Положения о сельском управлении Дагестана» почти вся власть «военная и административная» находилась в руках Кадия, который считался главой во всех тухумах аула «шила хулал»). Он решал все вопросы и семейного и политического.

«Положение о сельском управлении Дагестана», утверждённое главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868г. значительно урезало права сельского Кадия.

В распоряжении схода аула находились общинные земли, сбор общественных и казённых податей. Он принимал соответствующие меры при стихийных бедствиях, выносил приговоры об изгнании из аула вредных жителей, мог лишить права участия в собраниях джамиата.

Старшина аула (шила юзбаши) и его помощники назначались окружным начальником на неопределенный срок. На собрании джамиата избирались сельские судьи. Они носили в виде знака отличия  медали с надписью «сельский судья». Медаль 1891г. с такой надписью находится в настоящее время, в уголке музея Кищинской средней школы №2. С опеляционными жалобами обращались жители других аулов к судьям селения Кища[23].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.